Ярославские газовые двигатели что это - Авто журнал kupim-avto57.ru
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ярославские газовые двигатели что это

Ярославский прорыв: ЯМЗ создает двигатели для всех коммерческих автомобилей в России

В 1964 году Юрий Визбор написал песню, где припевом были слова:

«Зато мы делаем ракеты

И перекрыли Енисей,

А также в области балета

Мы впереди планеты всей!»

Эта песня оказалась гимном безвременья, характерного для постперестроечной России, где все разваливалось и распадалось… И казалось, что ничего нового отечественного уже не будет…

Нет, разумеется, ракеты мы тоже делаем, и Енисей давным-давно перекрыт. Правда, я совершенно (по серости своей) не представляю, что творится в области балета, но зато знаю, что у нас в Ярославле научились делать качественные и современные моторы.

Знаете, как-то так живешь, и вдруг выясняешь, что есть своя конструкторская школа, что мы можем делать весьма конкурентоспособные двигатели. Более того, оказывается, что двигатели Mercedes выпускаются на Ярославском моторном заводе – их делают те же рабочие, в тех же производственных корпусах, где выпускаются и наши моторы.

В 2016 году Ярославскому моторному заводу исполняется 100 лет, и юбилейный год ЯМЗ встречает с самыми современными технологиями. В 2013 году «Группа ГАЗ» начала серийное производство дизельных двигателей нового поколения для коммерческого транспорта, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и специальной техники. В Ярославле было построено новое производство дизельных двигателей, которое является самым современным не только в России, но и во всей Восточной Европе. С самого начала была установка на создание универсального двигателя, способного перекрыть все потребности отечественного автопрома.

Эстетический шок

Посещение нового завода, где собирают ЯМЗ-530, способно повергнуть неподготовленного человека в глубокий шок. Вы заходите в огромные и чистые цеха, где очень мало людей. Уровень автоматизации производства достигает 90%. А есть линии, на которых и вовсе исключен человеческий фактор. Так, линия обработки коленчатых валов автоматизирована на 100%!

«Группа ГАЗ» инвестировала в проект около 10 миллиардов рублей. Производство площадью свыше 50 тысяч квадратных метров оснащено оборудованием ведущих производителей: Grob Werke, Heller, Thyssen Krupp Krause, Liebherr, JW Froehlich, Riko, Durr Ecoclean, Carl Zeiss и других.

Знаете, что поражает больше всего человека, знакомого с реальным производством? Отсутствие потеков и следов масла не только на технологической линии, но и на поставляемых деталях! Потом обращаешь внимание на уровень и качество обработки металла… Потом ты узнаешь, что все ответственные операции автоматизированы настолько, что в любой момент по серийному номеру двигателя можно проверить, с каким усилием затянуты болты, крепящие головку блока, или как были отрегулированы клапаны…

Все это говорит о высочайшей культуре производства, и после увиденного не удивляешься тому, что три четверти людей, работающих на заводе, – с высшим образованием, и что в рамках организации проекта конструкторы и технологи ЯМЗ прошли стажировки в ведущих европейских компаниях.

ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536

На сборочной линии четырех- и шестицилиндровые двигатели идут вперемешку. Они полностью унифицированы по конструкции и различаются только количеством цилиндров. При этом производственная линия получилась очень гибкой, ведь широкий спектр потребителей подразумевает установку самого разнообразного навесного оборудования.

Арочная конструкция блока цилиндров обеспечивает высокую жесткость (а значит, уменьшение шума и вибраций) – двигатель действительно оказался довольно тихим. А оригинальная запатентованная система охлаждения «обратного типа» снижает тепловую напряженность и положительно влияет на ресурс двигателя.

Понятно, что система питания здесь типа Common Rail, но вот то, что прочность базовых компонентов, рассчитанных на давление сгорания 210-230 бар, определяет высокую надежность при форсировке до 50 кВт/л (68 л.с./л) – это рекордный показатель не только для отечественного автопрома, даже немногие зарубежные производители могут позволить себе гарантировать 1 миллион километров пробега для аналогичных двигателей, работающих на коммерческой технике. Чтобы было понятно, о чем идет речь, поясню: максимальная мощность шестицилидрового ЯМЗ-536 – 350 л.с., и снимаются эти лошадки с рабочего объема 6,65 л! Подавляющее большинство мировых производителей снимает такую мощность с 8-9 л рабочего объема.

Еще одним преимуществом ЯМЗ-530 можно считать то, что двигатели эти намного легче конкурентов, а значит, при прочих равных растет коммерческая и общая эффективность перевозок.

Сейчас завод выпускает двигатели, соответствующие экологическому стандарту Евро-4, но версия Евро-5 уже есть и ждет своих заказчиков. И самое удивительное в этом проекте то, что двигатели Евро-5 получились не дороже своих предшественников! При этом в конструкцию моторов заложена возможность достижения норм Евро-6.

На выходе имеем два двигателя, закрывающих мощностный диапазон 136–350 л.с. Параллельно с турбодизельными версиями можно заказать газовый двигатель, но и это еще не все. В перспективе появится абсолютно новый рядный шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-780 – это 12-литровый турбодизель (450–600 л.с.).

Читать еще:  Давление на форсунках двигатель 2ct

От себя могу добавить, что мне довелось поездить и на автомобилях с двигателем ЯМЗ-534 (ГАЗон NEXT и ЯМЗ-536 (Урал NEXT), и оба двигателя оставили только положительные впечатления: это тихие моторы с серьезным запасом тяги и очень неплохой экономичностью. Находясь за рулем, никогда не подумаешь, что под капотом двигатель такого скромного объема: реальные впечатления, будто едешь на машине с объемом двигателя в полтора раза больше – изумительная эластичность. Самые яркие впечатления ГАЗон NEXT (ЯМЗ-534) оставил на трассе, когда реально можно было обгонять соседей по потоку и буквально «уходить в точку». Четырехцилиндровый двигатель объемом 4,43 л на ГАЗоне NEXT City выдает 150 л.с. и 490 Нм, но самое главное – это тяга на «низах»: полностью груженная машина нормально выбирается из песка и уверенно передвигается по проселку. Урал NEXT с двигателем ЯМЗ-536 (300 л.с., 2 100 Нм) на бездорожье и вовсе напоминает быстроходный танк – такое ощущение, что остановить его невозможно.

Про импортозамещение

Двигатели получились выдающимися, но созданы они по мировым стандартам и технологиям, а это подразумевает использование широкого ассортимента продукции сторонних производителей. И среди этих производителей много иностранных компаний.

Ярославский моторный: 100 лет прогресса

Центру отечественного дизелестроения — Ярославскому моторному заводу (ПАО «Автодизель») исполнилось 100 лет. Юбилей — хороший повод, чтобы посетить новую площадку по производству средних рядных двигателей ЯМЗ-530.

Александр ТРОХАЧЁВ. Фото автора

Разнообразие поощряется!

ЯМЗ сегодня — это наше всё. Палитра продукции настолько широка и разнообразна, что трудно сказать, чего предприятие не производит. Впечатление такое, будто охвачены все рыночные ниши и сегменты. Хотя перспектива для расширения продуктовой линейки, конечно, есть.

В числе традиционных продуктов завода находятся V-образные моторы: V6 мощностью 150-300 л.с., V8 потенциалом 180-400 л.с. и V12 с отдачей в 300-800 л.с. С 2011-2012 года средние рядные двигатели ЯМЗ-530 Евро-4 и Евро-5 представлены в диапазоне 120-330 л.с., тяжелые рядные ЯМЗ-650 тех же экологических классов закрывают диапазон 311-412 л.с. От 230 до 450 сил на-гора выдают V-образные моторы с топливной аппаратурой Ярославского завода топливной аппаратуры (ЯЗДА). Их начали производить в 2013-2014 гг. вместе с контрактной сборкой 109-сильных двигателей Daimler OM646 для изготавливаемых в Нижнем Новгороде Mercedes-Benz Sprinter Classic.

Новейшие продукты 2015-2016 гг. — это газовые двигатели ЯМЗ-530 CNG Евро-5 мощностью 150-312 л.с. и последние модификации дизельных электрогенераторов потенциалом в 60-440 кВт.

Производство средних рядных двигателей организовано в Ярославле в 2013 году, а в апреле 2014-го здесь выпустили уже 10000-й ЯМЗ-530. По этому ленточному конвейеру стройными колоннами движутся будущие моторы.

Спектр потребителей

Если подробно описывать продукцию, в которой применяются силовые агрегаты ЯМЗ, информации наберется на энциклопедию в нескольких томах. Более 60 базовых модификаций двигателей ЯМЗ устанавливают в более чем 300 моделей конечной техники. В этом списке магистральные и строительные грузовики, городские и междугородние автобусы, колесные и гусеничные вездеходы, трактора и комбайны, другая сельскохозяйственная техника, строительно-дорожные и карьерные машины, железнодорожная техника и дизель-генераторы.

В числе основных потребителей ЯМЗ находится Группа ГАЗ. С недавних пор дизели ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536, газовые моторы ЯМЗ-536 CNG применяют на городских автобусах ЛиАЗ. Дизельные и газовые моторы 534-й серии используют на автобусах ПАЗ и Vector NEXT в городе и пригороде. Самые свежие потребители с такими же силовыми агрегатами — средние грузовики «ГАЗон NEXT», а 536-я серия в дизельном и газовом исполнении идет в моторные отсеки тяжелых «Урал NEXT».

Крупным заказчиком является компания RM-TEREX. Она устанавливает дизели ЯМЗ-534 на снегоболотоходы Заволжского завода гусеничных тягачей ЗЗГТ-3344, экскаваторы ТВЭКС ТХ-200 и WX-200, погрузчики ЧСДМ TL150, автогрейдеры TG140, TG180 и TG200. На некоторые модели ЗАО «Тверской экскаватор», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» и продукцию ОАО «Брянский арсенал» ставят двигатели ЯМЗ-536.

Дизели из Ярославля применяют в судах на воздушной подушке Костромского судостроительного завода (ЯМЗ-536), комбайнах Ростсельмаша (ЯМЗ-530), тракторах третьего-шестого тягового классов Петербургского тракторного завода (ЯМЗ-530 и ЯМЗ-6585) и автомобилях Mercedes-Benz Sprinter Classic (ОМ646 сборки ЯМЗ). Их можно встретить в моторном отсеке внедорожников «Тигр» арзамасского ПАО «АМЗ», гусеничных вездеходах ОАО «РЖД» группы компаний «Ремпутьмаш» (г. Калуга), в спецтехнике челябинского ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Качеству продукции на предприятии уделяют первостепенное внимание: здесь дорожат доверием потребителей. Автоматизированные линии изобилуют современным импортным оборудованием.

Читать еще:  Двигатель nissan fe6 характеристики

Экспорт по-соседски

Солидные объемы готовых двигателей из Ярославля поставляют на экспорт. Например, в Республику Беларусь. Традиционный потребитель — Минский автомобильный завод, заказывающий дизельные и газовые версии ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536 для пассажирских лайнеров и средних грузовиков. Расположенный по соседству Минский завод колесных тягачей приобретает ЯМЗ-534 для многоцелевого автомобильного шасси МЗКТ-500200.

В дорожно-строительной отрасли соседнего государства широкое применение на спецтехнике «Амкодор» нашли дизели ЯМЗ-536. В сельском хозяйстве незаменимыми на комбайнах «ГомСельМаша» стали дизели ЯМЗ-6565 и ЯМЗ-6585. А уж количество белорусской техники с ярославскими моторами не поддается никакому учету. При этом стратегия Группы ГАЗ, в которую входит ЯМЗ, предполагает увеличение экспорта до 50% от общего объема выручки компании как раз за счет развития экспортного потенциала. Есть и встречный интерес. Например, в РФ не удалось найти производителя подходящих шестерен, а в РБ он есть. В Республике Беларусь нашлись потенциальные деловые партнеры по литью и электрооборудованию.

Товарный вид российских двигателей ничем не уступает более дорогим зарубежным агрегатам.

Перспектива 2020 года

Несмотря на широкий модельный ряд, ЯМЗ не довольствуется достигнутым, и это не для красного словца. Как ни банально звучит, но завод устремлен в будущее: по некоторым перспективным проектам на календаре уже 2020 год! И под этим есть вполне материальная основа — планируемый объем инвестиций составит не менее 10 млрд. руб.

Уже в 2017 году реальностью станет ЯМЗ-658 V8 увеличенной до 530 л.с. мощности и 5-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-1205. Для тракторной, сельскохозяйственной техники и судового применения в 2018-м поставят в производство рядные моторы ЯМЗ-780 с мощностью в диапазоне 120-550 л.с. Параллельно будет вестись разработка 750-сильной версии двигателя для военного ведомства.

Богатым на новинки обещает стать 2019 год. На первый план выйдут двигатели экологического класса Евро-6: дизельные и газовые ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536. В серию запустят производство 9-ступенчатой КП ЯМЗ-1309. Конвейерная жизнь начнется у топливной аппаратуры для дизелей мощностью до 2000 л.с. Наконец, венчает перспективный ряд ЯМЗ-770 Евро-6 потенциалом 370-550 л.с., чей выход на рынок предварительно датирован 2020 годом.

И будущее формируется уже сегодня. Например, идут конструкторские работы над увеличением мощности двигателя V12 для карьерных БелАЗов с нынешних 730 л.с. до 1100 л.с., что позволит оснащать ими самосвалы грузоподъемностью до 90 т. С прошлого года проводятся эксплуатационные испытания газодизельного мотора для «Урал NEXT», созданного фирмой «ИталГАЗ» — подразделением Westport.

Импортные и российские детали без предварительной подготовки различить очень трудно: они как близнецы. Первое время на сборку поступал турбокомпрессор Schwitzer, а позже его сменил аналог от «Турбомеханики». Два поршня: заграничный и российский, выпущенный в рамках импортозамещения. Наш и немецкий блок цилиндров: сможете сразу безошибочно отгадать, где какой?!

Локализация и замещение импорта

Согласно 566-му постановлению о промсборке, каждые 18 месяцев нужно локализовать 10% от числа ввозимых компонентов. В противном случае — никаких льгот! Темп напряженный, если не сказать больше, но таковы правила, и их не обсуждают.

Более доступной для потребителей продукцию Ярославского моторного завода и, в частности, средние рядные двигатели ЯМЗ-530 делает локализация. В 2015 году покупные комплектующие для этих моторов составляли треть от общего числа или 32%, а 68% приходилось на российские детали. В 2016-м пропорция изменилась до соотношения 25х75, а в 2017-м должна составить 20х80 с дальнейшим переходом к 15х85. Выйти на 100% уровень не удастся, потому что конкурировать с производителями больших объемов (а значит, и низкой стоимости) почти нереально.

Только в прошлом году было освоено производство блока цилиндров на ПАО «ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Аналог немецкому распредвалу стало выпускать АО «ЯЗДА» в Ярославле. Замену импортному коленчатому валу обеспечило ПАО «КАМАЗ» из Набережных Челнов. По оценкам специалистов, российский продукт превосходит характеристики товара исходного поставщика.

В мае текущего года костромское ЗАО «КЗА» наладило выпуск поршней. В декабре появится ТНВД ярославского и ГБЦ нижегородского производства. На ряде деталей допуск составляет 0,4 микрона, хотя обычно — целую «сотку». Как ни крути, а в России наладили уникальное производство.

В марте 2017-го ООО «Прамо электро» из Ржева начнет выпуск импортозамещенных генераторов, а ярославское ПАО «Автодизель» возьмется за изготовление толкателей. Под занавес сезона-2017 ООО «Нижегородские моторы» станет поставлять шестерни. И это только часть пошаговой стратегии замещения иностранных деталей российскими.

Сейчас газовый двигатель из Ярославля отвечает нормам Евро-5, но после усовершенствования он может быть доведен до Евро-6. Метановые версии ЯМЗ-530 CNG создан совместно со специалистами фирмы Westport.

Читать еще:  Шумная работа двигателя ep6

На повестке дня — метан

Особая гордость ярославских моторостроителей — газовые двигатели. Они разработаны совместно с компанией Westport (Канада/Италия) на безе семейства ЯМЗ-530 с использованием газоподающего оборудования фирмы Emmer. Уровень их подетальной унификации с дизельными версиями доходит до 90%, а технические характеристики близки к ним.

Модели ЯМЗ-534 CNG мощностью 150-170 л.с. и ЯМЗ-536 CNG мощностью 258-312 л.с. сертифицированы в Таможенном союзе по нормам Евро-5. Расчеты показывают: они обеспечивают преимущества в себестоимости перевозок. При этом 6,65-литровый ЯМЗ-536 CNG по стоимости ниже, чем 5,9-литровый американский аналог и чем немецкие одноклассники рабочим объемом 6,88 и 6,9 л.

Ценно то, что выпуск метановых двигателей в Ярославле не выделен в отдельное производство, а осуществляется в единой технологической цепочке с дизелями ЯМЗ-530. Конечно, понадобилась переналадка некоторых станков, но это не столь затратно, как формировать полную линию с нуля. В 2016 году ярославские газовые моторы стали применять на технике ГАЗ, «Урал», ПАЗ и ЛиАЗ. Со следующего года список потребителей расширится за счет брендов КАМАЗ и МАЗ. Наконец, выпуск моторов класса Евро-6 позволит осуществить выход на новые зарубежные рынки.

ГБЦ из Ярославля для новых моделей двигателей легко узнать по фирменному синему цвету. Как и в Европе, в цехах ЯМЗ есть электронные табло с постоянно обновляемой актуальной информацией.

Заманчивые перспективы

Уходящий 2016 год для ПАО «Автодизель» станет первым годом роста после последовательного спада, длящегося с 2012 года. Суммарный объем выпуска ЯМЗ составит 41,9 тыс. ед. против 35,6 тыс. ед. годом ранее. Доля на рынке дизельных двигателей РФ вырастет с 40 до 45%. Из общего количества 15,5 тыс. ед. приходится на 530-е семейство, 6 тыс. ед. — на контрактную сборку ОМ646 для MB Sprinter Classic, 2 тыс. ед. на 650-й модельный ряд. Остальные продукты составляют палитру V-образных моторов. Снижение стоимости 530-го семейства позволило получить новых клиентов. При этом 70% выпускаемых новинок приходится на ЯМЗ-534 и 30% — на ЯМЗ-536.

В настоящее время в механо-сборочном цехе ЯМЗ-530 площадью 33000 м2 трудится 444 сотрудника (ранее было занято 200 человек). Только здесь мощности по производству перспективного 530-го семейства составляют 25 тыс. ед. в год, а на двух площадках — 40 тыс. ед. В 2017 году возможные объемы выпуска на основной площадке вырастут до 30 тыс. ед.

Сегодня предприятие гордится тем, что закрыло продуктовую линейку 530-м и 650-м семейством в диапазоне от 130 до 450 л.с. В частности, для спортивных машин с двигателей теперь снимают по 450 сил. Но как воздух нужен новый рядный двигатель с потенциалом до 800 л.с. Выжать их из 650-го семейства не получится: его форсировка достигла предела и по мощности, и по крутящему моменту.

И в планах уже новое 770-е семейство рабочим объемом 12,4 л, с диаметром цилиндра и ходом поршня 130х156 мм, мощностью 370-550 л.с. Базовая концепция разработана совместно с австрийскими инженерами, а дальше знания и опыт приложат наши соотечественники. Таким образом, не за горами русский Евро-6! Ожидается, что данный экологический стандарт в России введут в 2020-2023 гг., а к этому времени ЯМЗ точно будет во всеоружии.

Импортные станки и эталонный коленвал. Картина один-в-один, как на лучших заводах за границей.

Особенности ремонта и обслуживания ЯМЗ

Несмотря на то, что устройство двигателей ЯМЗ отличается продуманным подходом и надежностью, время от времени детали изнашиваются, а несвоевременное ТО или чрезмерные нагрузки могут приводить к поломкам. В таком случае требуется капитальный ремонт.

Благодаря широкой сети гарантийного и сервисного обслуживания двигателей ЯМЗ (более 330 официальных центров) каждый клиент может рассчитывать на оперативную и квалифицированную помощь. Специалисты осуществляют полный спектр процедур – от регулярного ТО до целевого капитального ремонта силовых узлов.

  • разбор, промывка, очистка, дефектовка;
  • восстановление цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма;
  • починка приводов, осмотр соединений и узлов, проверка герметичности;
  • замена клапанов, восстановление масляного и водяного насосов;
  • диагностика и починка системы питания;
  • замена прокладок и трубок;
  • сборка, тестирование запуска и работы.

Специалисты сервисных центров используют исключительно оригинальные запчасти и современное диагностическое оборудование. Базовый ремонт занимает, как правило, от 5 до 7 дней.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector