0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воздух в системе охлаждения двигателя как убрать воздух

Как развоздушить систему охлаждения

  • Признаки завоздушивания
  • Как образуется воздушная пробка в системе охлаждения
  • Как выгнать воздух из системы охлаждения
  • Полезные советы автолюбителю

Система охлаждения – это целый комплекс взаимодействующих элементов. Качество циркуляции ОЖ (охлаждающей жидкости) зависит от ее температуры. Эта система замкнута, и любое нарушение герметизации моментально скажется на работе ДВС. Еще одна проблема, с которой нередко приходится сталкиваться водителям – это образование воздушной пробки. В статье мы подробно рассмотрим причины завоздушивания и способы удаления воздушной пробки.

Устройство и принцип работы системы охлаждения

Чтобы выгнать воздух из системы для начала нужно разобраться, как она работает. Начать стоит с конструкции, которая состоит из таких элементов, как:

  • радиатор – это конструкционный элемент, состоящий из сот. Они чаще всего делаются из биметаллических сплавов. Главная задача конструкторов при их создании – обеспечение эффективной теплоотдачи и прочности. Дело в том, что в процессе эксплуатации авто нередки случаи, когда попавший в решётку камешек приводит к протечке. В радиаторе охлаждающая жидкость остывает до приемлемой температуры;
  • охлаждающая жидкость или антифриз. Это вещество, в основе которого лежит спирт. В качестве ближайшего аналога можно вспомнить тосол. Но по факту это лишь разновидность антифриза без дополнительных присадок и с меньшей температурой закипания;
  • рубашка охлаждения – это канавки с антифризом, которые располагаются в местах самых высоких температур, к примеру, в стенках цилиндров двигателя в системе охлаждения;
  • вентилятор, нагнетающий воздух на соты радиатора. Он управляется посредством муфты или блока управления;
  • термостат – это устройство, которое определяет время, когда должен включиться вентилятор, гонящий воздух на радиатор. Сама конструкция представляет собой клапан, который открывается при пересечении определённой температурной отметки;
  • помпа отвечает за циркуляцию антифриза в системе. Благодаря ей жидкость постоянно бегает по трубкам, эффективно выводя тепло в атмосферу;
  • радиатор печки отвечает за нагнетание воздуха внутрь салона.

Это основные конструкционные элементы, которые позволяют системе охлаждения нормально функционировать. Но нужно сделать одно важное уточнение. Если какой-либо элемент работает неисправно, то это может привести к попаданию воздуха и образованию пробки.

Видео про устройство и принцип работы охлаждающей системы:

Принцип работы

Чтобы понять, как воздух, попавший в систему охлаждения, влияет на её работу, вы должны знать, как эта конструкция функционирует. Начать нужно с того, что есть большой и малый круг, по которым циркулирует антифриз.

При температуре до 80 градусов по Цельсию охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу. Но стоит преодолеть данную черту, как термостат открывает клапан и часть антифриза идёт циркулировать по большому кругу.

На большом кругу жидкость попадает в соты радиатора, где и происходит охлаждение до приемлемой температуры. Естественно, если внутри системы охлаждения двигателя есть воздух, циркуляция будет затруднена. Как результат эффективность работы данного конструкционного узла упадёт.

Устраняем воздушную пробку

Воздушная пробка в системе охлаждения двигателя может стать причиной того, что горячий воздух перестанет попадать в салон. Мало того, простым дискомфортом водителю отделаться не удастся. Нестабильная работа системы является причиной ухудшения динамических показателей двигателя. Он всё чаще начнёт перегреваться.

Причины образования воздушных пробок

Есть целый ряд причин, которые могут вызвать попадание воздуха в систему охлаждения, вот основные из них:

  • наличие подсоса. Обычно подобное происходит из-за того, что патрубки неплотно затянуты, и чаще всего это случается в зимний период. Дело в том, что минусовая температура заставляет пластик сжиматься. Поэтому перед началом зимы рекомендуется подтягивать хомуты;
  • неисправный клапан;
  • разгерметизация помпы;
  • утечка в сотах радиатора;
  • пробой ГБЦ.

Все эти неполадки считаются условно серьёзными, так как их без проблем можно устранить своими руками. К примеру, достаточно просто подтянуть хомуты перед зимой. Но есть и более серьёзные неисправности, которые так просто не починишь, к ним причисляют:

  • механические повреждения системы охлаждения, из-за которых воздух скапливается внутри, и образуются пробки;
  • засоры;
  • поломка крыльчатки. Даже небольшая деформация может сказаться на стабильности работы;
  • отказ термостата.

Чтобы восстановить нормальную работу системы охлаждения от таких повреждений нужно провести серьёзную диагностику. При этом желательно использовать специальное оборудование. В некоторых случаях без полной замены детали обойтись не получится.

Подготовка и диагностика

Чтобы выгнать воздух из системы охлаждения для начала нужно диагностировать саму проблему. В противном случае пробки будут образовываться постоянно, мешая двигателю и печке нормально работать. Поэтому ваша задача непросто удалить воздушные заторы, но и убрать саму причину их появления.

Читать еще:  Чем восстановить автомобильный двигатель

Если термостат в системе охлаждения неисправен, то удаление воздуха ничем не поможет. Также перед началом работы нужно подготовить охлаждающую жидкость, чтобы заполнить ею систему.

Дополнительно вам понадобятся две пары перчаток – хлопчатобумажные и резиновые. Вы должны помнить, что работать придётся с агрессивной жидкостью, которая может навредить вашей коже.

Выгоняем воздух

Существует несколько способов выгнать воздух. Вы можете выбрать тот, который вам покажется наиболее простым. Первый способ состоит из таких действий.

  1. Снимите пластиковый кожух и накладку.
  2. Найдите патрубки, отвечающие за нагревание дроссельного узла, и стяните один из них.
  3. Снимите крышку расширительного бачка и подуйте внутрь. Это позволит создать определённое давление, в результате которого воздух будет удалён.

Сигналом того, что вам всё удалось, будет охлаждающая жидкость, выходящая из патрубка. В конце процедуры нужно вернуть всё на свои места. Лучше сделать это максимально быстро. Иначе воздух может вновь попасть внутрь.

Второй способ с технологической точки зрения ещё проще первого. Вам даже никуда не придётся дуть. Просто следуйте этой инструкции и осуществите прокачку воздуха в системе охлаждения.

  1. Прогрейте мотор. Достаточно оставить его включённым на 10 минут, после чего заглушите.
  2. Снимите один из патрубков. При этом не трогайте крышку бачка.
  3. Дождитесь появления антифриза.

Вот и весь процесс восстановления нормальной работы системы охлаждения. После этого внутри конструкции не останется воздуха. Помните, что температура антифриза, циркулирующего по трубам, достигает 80—90 градусов. Поэтому сохраняйте предельную осторожность.

Также существует третий способ, позволяющий избавиться от этой проблемы, а для его осуществления вам понадобится:

  1. Установить машину под углом. Передняя часть должна быть сверху.
  2. Включите ручной тормоз, под колёса подложите подпорки.
  3. Откройте радиатор и бачок.
  4. Прогрейте двигатель.
  5. Нажимая на педаль акселератора, доливайте охлаждающую жидкость в бачок.

Как только пузырьки исчезнут – процесс можно считать завершённым.

На видео можно посмотреть, как убрать воздушную пробку на примере РЕНО Логан:

Как видите, процесс удаления воздуха из системы охлаждения не представляет особенной сложности. Достаточно следовать инструкции, и вы быстро и без проблем восстановите работоспособность устройства.

Причины образования пробки

Воздушная пробка появляется в системе по следующим причинам:

  • Разгерметизация патрубков, штуцеров, трубок. Втягивание воздуха сквозь щели повреждённого участка происходит из-за разгерметизации и возникающего вследствие этого снижения давления.
  • Попадание воздуха при доливе или замене ОЖ.
  • Нарушение герметичности водяной помпы вследствие изношенности прокладок пломбы или прокладки ГБЦ. Сквозь повреждённый участок происходит утечка жидкости.
  • Залипание клапана бачка. Вместо стравливания избыточного давления клапан работает на закачку воздуха.
  • Применение некачественного антифриза. Он закипает даже при минимальном перегреве двигателя. Хороший антифриз держит температуру до 150 градусов без образования пара. Дешёвые подделки закипают при температуре 100 градусов.

Прогрев двигателя для удаления воздушной пробки

Когда двигатель прогреется по шкале до четырех делений, нужно будет выгнать воздушную пробку в системе охлаждения автомобиля Renault Logan. Проехав некоторое небольшое расстояние, указатель температуры поднялся наконец-то до четырех делений.

Теперь нужно найти подходящее место, где можно будет выгнать воздушную пробку. Однако указатель температуры вновь опустился на второе деление, а затем вновь «подскочил» на четвертую отметку, что собственно «есть хорошо», так как на табло не выводится никакого сообщения о неисправности. Однако скачки температуры не должно служить сигналом к замене датчиков, патрубков или термостата.

Ничего пока не произошло и не стоит предпринимать скоропалительных решений, которые могут создать проблему. Вероятнее всего в системе охлаждения образовалась воздушная пробка, не дающая возможности охлаждающей жидкости нормально циркулировать. Воздушную пробку необходимо «выгнать» из системы и все нормализуется. Как это выполнить практически на своем автомобиле, мы сейчас с вами рассмотрим остановившись на обочине.

Также попутно поговорим о том, от чего в системе охлаждения может появиться воздушная пробка. Пока продолжаем движение, указатель температуры постоянно показывает, то четыре, то два деления. Останавливаемся на обочине. Поднеся руку к дефлекторам обдува, сразу чувствуется, что уже идет горячий воздух. Значит можно отключить кондиционер, который включили для быстрого прогрева двигателя перед тем, как тронуться с места.

Читать еще:  Большой расход масла двигателя причины приора

Теперь настало время проверить нагрев резиновых патрубков системы охлаждения двигателя. Открываем капот и приступаем к осмотру. Верхний подводящий патрубок стал горячим, как и нижний отводящий. Дождемся для уверенности, когда сработает вентилятор охлаждения радиатора, чтобы убедиться, что клапан термостата Рено Логан полностью открылся. Открытие термостата «подскажет», что жидкость начала циркулировать по большому кругу охлаждения двигателя.

Выгон воздушной пробки через байпасный клапан

Вернемся пока к теме, «как выгнать воздушную пробку в системе охлаждения». Для этого открываем байпасный клапан на охлаждающем патрубке (хорошо видно в кадре). Для того чтобы его открыть откручиваем колпачок. В нашем случае, показанном на данном видео, на байпасном клапане стоит колпачок от соска колеса. Просто колпачки поменяли местами, колпачок от клапана сброса воздуха поставили на «сосок» колеса, а колесный колпачок поставили на стравливающий клапан. Благо резьбы одинаковые и колпачки взаимозаменяемые.

Дело в том, что на колесном колпачке есть прорезь под отвертку и его удобнее откручивать при выгоне воздушной пробки. Кроме того он более прочный и можно воспользоваться пассатижами. Колпачок откручиваем постепенно, аккуратно, не торопясь, но не до конца. В нашем случае все же пришлось прибегнуть к помощи пассатижей, чтобы ослабить затяжку колпачка на клапане сброса воздуха.

Колпачок до конца не откручиваем и ждем, когда охлаждающая жидкость выгонит воздушную пробку. Во время этой процедуры на нашей Логан машине, наконец – то сработал вентилятор охлаждения радиатора. Откручивая колпачок на клапане сброса, на всякий случай сняли колпачок с колеса. Это делается на случай того, если колпачок выбьет с клапана, можно будет сразу накинуть второй колпачок для закрутки.

Затем еще немного осторожно отпускаем колпачок на клапане до появления жидкости. На видео видно, что начала капать охлаждающая жидкость. Вместе с жидкостью (если он есть), будет выходить воздух с пузырьками. Выход воздуха будет хорошо заметен по появлению пузырей с краев колпачка.

Как только будет выходить чистый антифриз без пузырей воздуха, колпачок нужно завернуть обратно. Так нужно повторить несколько раз, чтобы гарантированно выгнать из системы охлаждения всю воздушную пробку.

Если была воздушная пробка, а в салон шел холодный воздух, то после того как выгнали воздушную пробку проверяем какой температуры воздух идет из дефлеторов обдува.

Если теперь пошел горячий воздух и кисти рук с тыльной стороны немного обжигает, то пробка выгнана и можно смело продолжать движение.

К вопросу о возникновении воздушных пробок

Снимаем крышку с расширительного бачка (двигатель еще не остыл). Откручивать нужно медленно все время прижимать ее к горловине. В определенный момент произойдет сброс давления (слышно по шипящему воздуху) и далее можно полностью откручивать крышку. Крышку в данном случае сняли для того, чтобы показать, что в ней расположены клапана, отвечающие за давление в системе охлаждения, а также за сброс избыточного давления.

Как раз из – за неисправности клапанов крышки может создаваться воздушная пробка в системе охлаждения Рено Логан. Если в пробке есть посторонние частицы, грязь или накипь, то пробку нужно почистить если возможно.

Если проблема с прогревом двигателя, а также салона автомобиля не исчезнет. То нужно просто приобрести новую, заведомо исправную новую пробку расширительного бачка.

См. Видео

Признаки или симптомы задушенной системы охлаждения двигателя

Воздух в охлаждающей системе может привести к серьезным неполадкам в работе мотора. Для избегания этого следует знать явные симптомы, когда в системе охлаждения появляется воздух.

  • перегревание ДВС, выражающееся в стремительном росте температуры антифриза и передвижении указателя к зоне перегрева (красная шкала) или перемещению в нее (или загорание специального значка на приборной панели), так как присутствуют нарушения в циркуляции антифриза по системе, приводящие к заметному понижению эффективности охлаждения;
  • воздух из отопительной системы выходит холодный или слегка теплый, так как воздушные пузыри мешают движению рабочей жидкости по системе.

При появлении подобных симптомов необходимо срочно принимать меры, чтобы избежать перегрева ДВС и скорого или немедленного капитального ремонта после превышение рекомендованного температурного диапазона двигателя.

В первую очередь при работающем двигателе следует проверить крепление патрубков, шлангов и трубок на герметичность, зачастую бывает достаточно подтянуть хомуты для устранения подсоса воздуха. Необходимо тщательно осмотреть состояние патрубков и трубок из резины, при наличии на них повреждений – их следует заменить.

Читать еще:  406 двигатель газель характеристика карбюратора

При заведенном ДВС термомостат, отвечающий за открытие/закрытие дополнительного круга охлаждения мотора, подвергается повышенной нагрузке. Если после запуска ДВС он очень быстро нагрелся и почти сразу включился вентилятор радиатора охлаждения и указатель температуры стремительно передвигается к красной зоне (перегрев), то это может означить или заклинивание терморегулятора в закрывшемся положении или присутствие воздуха в патрубке помпы.

В обратной ситуации, когда двигатель очень медленно прогревается, возможно заклинивание регулятора в открытом состоянии или присутствие в нем воздушной пробки.

Проверить термостат на исправность легко – для этого необходимо запустить машину и подождать начала передвижения указателя температуры, после чего аккуратно пощупать патрубки. При работоспособном регуляторе находящийся вверху патрубок быстро согревается, нижний при этом остается прохладным.

После открытия термостата (85-95 градусов в зависимости от модели машины) нижний патрубок должен потеплеть – при работоспособном термостате. Работоспособность водяной помпы следует проверять по уровню шума, отсутствию подтеков охлаждающей жидкости на сальнике и отсутствии вибрации в насосе (подшипник).

Почему появляется воздух в системе охлаждения

После проникновения в систему охлаждения формируется единый воздушный пузырь, передвигающийся по каналам. В определенной точке он замирает и перекрывает проток для антифриза. Распространенным случаем считается воздушная пробка в большом циркуляционном контуре и радиаторе, либо в отопителе салона (печке).

Несколько причин попадания воздуха

Чаще всего они стандартные.

Отсутствие герметичности в соединениях трубок, патрубков, что приводит к подтягиванию воздуха. Под стенками при движении тосола возникает низкое давление, провоцирующее поступление воздуха в неплотных стыках.

Когда антифриз доливают или меняют в спешке, широкой, сильной струей, и воздух просто не успевает удалиться.

Неполадки в воздушном клапане провоцируют накопление пузырьков в системе охлаждения, которая контролирует нагрев мотора. Тосол, нагреваясь, увеличивается в объеме, что вызывает повышение давления, а при охлаждении – наоборот. Под действием высокого давления сжимается воздух в расширительном резервуаре, а клапан спускает излишки. При пониженном давлении воздух проникает через клапан.

Неисправность фибры или износ сальника в водяной помпе становится причиной подкачки воздуха.

При заклинивании воздушного клапана, вмонтированного в пробку расширительного бачка.

Когда тосол протекает в соединениях, радиаторе отопления и охлаждения, то его количество по объему сокращается, а воздуха — возрастает. При повреждении внешней оболочки или засорении сердцевины радиатора происходит перегрев двигателя. Воздушная пробка становится следствием перечисленных факторов.

Прокладки в ГБЦ иногда прогорают. По причине изношенности прокладки, тосол подтекает в картер мотора либо в выхлопную систему. Количество жидкости сокращается, и она просто закипает от избытка воздуха.

При своевременном устранении перечисленных неисправностей, удаление воздуха из системы охлаждения не потребуется.

Возможные причины попадания воздуха в охлаждающую систему

Прокладка водяной помпы

  • Наличие воздуха в системе – это следствие нарушения герметичности в местах соединения и через образовавшиеся зазоры происходит его поступление. Он постепенно накапливается и образует пробку. И тогда оперативность действий – лучший союзник. Скорейшее нахождение разгерметизированных участков позволит избежать значительного урона, нанесенного двигателю.
  • Другим вариантом того, почему может образоваться воздушная пробка в системе охлаждения становится добавление охлаждающей жидкости или же ее полная замена в системе. Во время неправильного проведения данной процедуры может остаться воздух, который образует пробку.
  • Также воздушная пробка бывает следствием изношенности прокладки водяной помпы, нарушения герметичности в ней или повреждения прокладки ГБЦ.
  • Может произойти такая неприятность вследствие залипания в расширительном бачке воздушного клапана.

Как видно из представленного выше основные причины воздушной пробки в системе охлаждения – разгерметизация и изношенность. Прежде чем перейти к решению этой проблемы надо исключить повторный засос воздуха в систему.

Меры профилактики

Тем не менее, лучше позаботиться о нормальном функционировании системы охлаждения двигателя и отопления салона заранее. Прежде всего, как было сказано, не стоит экономить на антифризе. Покупайте охлаждающие жидкости известных производителей у проверенных дилеров. Желательно пользоваться антифризом одной марки.

Следите за состоянием системы охлаждения, в первую очередь — за уровнем охлаждающей жидкости. Слишком быстро падающий уровень антифриза свидетельствует о неполадках в системе охлаждения. Посмотрите, нет ли под днищем автомобиля небольших лужиц. Периодически делайте промывку системы и вовремя доливайте антифриз. При плановых добавках хладагента лейте его плавно и не допускайте образования пузырей. Тогда риск образования воздушных пробок можно будет свести к нулю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector