1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваз 21213 диагностика неисправностей двигателя

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Контроллер ITMS-6F системы управления двигателем ВАЗ-21213 Нива осуществляет постоянную самодиагностику по ряду функций управления. Для сообщений о причинах неисправностей контроллер использует коды — которые представляют собой двузначные цифры от 12 до 55. При обнаружении неисправностей в память контроллера ITMS-6F заносятся соответствующие коды и включается контрольная лампа «CHECK ENGINE».

Система диагностики контроллера ITMS-6F системы управления двигателем ВАЗ-21213 Нива, работа лампы CHECK ENGINE, коды ошибок, считывание кодов ошибок и неисправностей.

Контрольная лампа «CHECK ENGINE» находится на приборной панели и выполняет следующие функции:

— Оповещает водителя о неисправности и необходимости проведения технического обслуживания в возможно короткий срок. Включение лампы не означает, что двигатель необходимо заглушить, а свидетельствует о необходимости установления причины включения лампы в возможно короткий срок.
— Отображает диагностические коды, хранящиеся в памяти контроллера ITMS-6F и помогающие в диагностике неисправностей системы.

При включении зажигания контрольная лампа загорается, свидетельствуя об исправности лампочки и системы. После запуска двигателя лампа гаснет. Если лампа продолжает гореть, то это означает, что система самодиагностики обнаружила неисправность. А если неисправность самоустраняется, то в большинстве случаев через 10 секунд лампа выключается, но диагностический код сохраняется в памяти контроллера.

Если лампа продолжает гореть при работающем двигателе, или наблюдается ухудшение ездовых качеств или токсичности, то необходимо осуществить проверку диагностической цепи.

Работа лампы «CHECK ENGINE» в случае непостоянных неисправностей.

В случае непостоянной неисправности лампа «CHECK ENGINE» включается на время не менее 10 секунд и затем выключается. Однако, при этом соответствующий код сохраняется в памяти контроллера ITMS-6F до отключения питания.

Считывание кодов ошибок и неисправностей системы диагностики контроллера ITMS-6F.

Коды, хранящиеся в памяти контроллера ITMS-6F, можно считывать по количеству включений лампы «CHECK ENGINE», предварительно замкнув на массу диагностический контакт «В» колодки диагностики. Это проще всего сделать, перемкнув его с контактом «А», соединенным с массой двигателя.

После того, как контакты «А» и «В» будут перемкнуты, необходимо включить зажигание. Двигатель при этом работать не должен. В этот момент лампа «CHECK ENGINE» должна выдать код 12 три раза подряд. Последовательность следующая:

— Одно включение лампы.
— Пауза.
— Два включения подряд.
— Длинная пауза (обозначающая конец кода) и так еще два раза.

Код 12 не является кодом неисправности. Он означает, что система диагностики контроллера ITMS-6F работает. Если код 12 отсутствует, то это говорит о неисправности системы диагностики, которую необходимо устранять. Каждый занесшийся код выдается три раза до перехода к следующему.

Внешний вид колодки диагностики, на рисунке так же показана перемычка используемая для включения режима самодиагностики.

После выдачи всех кодов, хранящихся в памяти, вся последовательность повторяется. После устранения неисправности и очистки всех кодов рекомендуется повторить проверку наличия кодов, для того, чтобы убедиться в правильности ремонта.

Выдача кода 12 лампой «CHECK ENGINE».

Диагностические коды неисправностей микропроцессорной системы управления двигателем с контроллером ITMS-6F двигателя ВАЗ-21214 автомобиля ВАЗ-21213 Нива.

12 — Начало работы блока в режиме самодиагностики.
13 — Отсутствует сигнал с датчика кислорода.
14 — Низкий уровень сигнала с датчика температуры охлаждающей жидкости.
15 — Высокий уровень сигнала с датчика температуры охлаждающей жидкости.
21 — Высокий уровень сигнала с датчика положения дроссельной заслонки.
22 — Низкий уровень сигнала с датчика положения дроссельной заслонки.
23 — Высокий уровень сигнала с датчика температуры воздуха на впуске.
24 — Отсутствует сигнал с датчика скорости автомобиля.
25 — Низкий уровень сигнала с датчика температуры воздуха на впуске.
33 — Высокий уровень сигнала с датчика абсолютного давления.
34 — Низкий уровень сигнала с датчика абсолютного давления.
35 — Отклонение оборотов холостого хода.
42 — Неисправность цепи управления модулем зажигания.
44 — Обедненный состав смеси.
45 — Обогащенный состав смеси.
51 — Ошибка ППЗУ.
53 — Высокий уровень напряжения в бортовой сети автомобиля.
54 — Низкий или высокий уровень сигнала с октан-потенциометра.
55 — Ошибка контроллера ITMS-6F.

Непостоянное горение лампы «CHECK ENGINE» и отсутствие диагностических кодов.

Непостоянное горение лампы «CHECK ENGINE» и отсутствие диагностических кодов могут быть вызваны:

— Электрической помехой, вызванной дефектным реле, управляемым контроллером электромагнитным клапаном пли выключателем. Они могут вызвать большое перенапряжение. Обычно дефект проявляется при эксплуатации неисправной детали или узла.
— Неправильным монтажом электрооборудования, такого как фонари, магнитофоны и т. д.
— Неправильной прокладкой проводов системы зажигания относительно высоковольтных проводов, узлов системы зажигания и генератора.
— Замыканием на массу вторичной цепи системы зажигания.
— Непостоянным замыканием на массу цепи лампы «CHECK ENGINE» или цепи контакта диагностического тестирования.
— Загрязнение, ненадежность или неправильное присоединение контактов проводов заземления контроллера ITMS-6F. Данные провода крепятся к верхнему болту кронштейна крепления системы зажигания. Ранее этот болт использовался для крепления распределителя зажигания на карбюраторном двигателе.

Потеря памяти диагностических кодов.

Для проверки необходимо отсоединить датчик положения дроссельной заслонки и обеспечить работу двигателя на холостом ходу до загорания лампы «CHECK ENGINE». Если зажигание выключается на 10 секунд и более, то в память контроллера ITMS-6F должен заноситься и храниться код 22. Если код 22 не занесен, то контроллер неисправен.

Читать еще:  Чем заварить двигатель мотоцикла
Код 51 — Ошибка ППЗУ.

При выдачи контроллером кода 51, следует выключить зажигание, снять массовый провод с аккумулятора на время не менее 10 секунд, для стирания кода. ‘Затем подсоединить провод к батарее и завести двигатель. Дать проработать двигателю не менее 1 минуты. Включить режим самодиагностики и проверить наличие кодов. Если код 51 заносится повторно, то необходимо заменить контроллер.

Код 53 — Высокий уровень напряжения в бортовом сети автомобиля.

Заносится в память, если:

— Двигатель работает.
— Напряжение на контакте 16С контроллера ITMS-6F превышает 16,9 В в течение 1 секунды.

При такой неисправности все исполнительные механизмы, управляемые контроллером, кроме реле электробензонасоса и форсунки, отключаются для их защиты от перенапряжения. Это может привести к появлению других кодов.

В этом случае следует проверить напряжение на аккумуляторе, при работе двигателя на холостом ходу и средних оборотах (до 2000 об/мин). Все электрические нагрузки должны быть отключены. Если напряжение на клеммах батареи выше 16,9 В, то следует заменить или отремонтировать реле регулятор напряжения или генератор. Если напряжение на клеммах аккумулятора в норме, можно предположить, что контроллер не правильно обрабатывает сигнал.

Код 55 — Ошибка контроллера ITMS-6F.

При появлении этого кода следует проделать те же операции, что и при коде 51. После чего делать вывод о необходимости замены контроллера.

По материалам книги «Справочник по устройству и ремонту электронных приборов автомобилей».
Ходасевич А. Г., Ходасевич Т. И.

Описание книги

Книга по ремонту ВАЗ 2121 Нива

Эксплуатация любого автомобиля ВАЗ 2121 Нива невозможна без знаний его устройства, особенностей обслуживания и ремонта. Не имеет значения, кем будут производиться необходимые работы, — каждый водитель просто обязан знать элементарные процедуры ухода и устранения неполадок.

Книга по ремонту ВАЗ 2121 Нива содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.

Руководство по ремонту ВАЗ 2121 Нива разделено на главы:
Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля);
Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения);
Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге);
Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания);
Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта ВАЗ 2121 Нива);
Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы ВАЗ 2121 Нива).

Любая из процедур ремонта ВАЗ 2121 Нива приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.

Все материалы книги основаны на конкретном опыте, полученном в процессе полной разборки и сборки ВАЗ 2121 Нива высококвалифицированными автомеханиками.

Книга «ВАЗ 21213, 21214 Нива. Руководство по ремонту» необходима, чтобы диагностика и ремонт ВАЗ 2121 Нива могли быть сделаны профессионально и быстро даже владельцем автомобиля, который ещё имеет мало практического опыта.

Бесплатно скачать руководство по ремонту ВАЗ 2121 Нива Вы можете в формате djvu. Его достаточно закачать в свой телефон либо планшет и в любой ситуации на дороге Вы сможете им воспользоваться.

Замена водяного насоса

Процесс замены помпы на автомобиле ВАЗ 2121 различных модификаций состоит из следующих этапов.

  1. Приобретение нового насоса.
  2. Подготовка инструментов и рабочего места.
  3. Разборка узла и демонтаж старого насоса.
  4. Установка нового насоса и проверка его работоспособности.

Указанная последовательность работ может изменяться. Если нет полной уверенности в выходе насоса из строя (возможно, тосол течёт из-за износа прокладки), покупать новую помпу следует только после демонтажа и диагностики старой.

Выбор помпы

Кроме штатного изделия от АвтоВАЗа, на автомобиль ВАЗ 2121 устанавливают насосы производства:

  • TZA;
  • Fenox;
  • Hepu;
  • Luzar.

Для охлаждения двигателя полноприводного автомобиля крыльчатка нового образца более эффективна

Перечисленные бренды предлагают насосы с пластиковой и чугунной крыльчаткой. Несмотря на предубеждение автолюбителей к пластиковым изделиям, лучше выбрать именно пластик — материал долговечен, лёгок и не поддаётся коррозии. Следует обращать внимание на размеры крыльчатки, чтобы не купить подделку или изделие старого образца, эффективность которых гораздо ниже.

При покупке внимательно изучайте упаковку и товарные знаки, сделанные на элементах агрегата способом литья, тиснения либо лазерной гравировки. На бумажной пломбе, заклеивающей крышку упаковки, должен быть нанесён штрихкод и каталожный номер детали 2123–1307011–75.

Оригинальную помпу можно отличить по меткам производителя на корпусе

На автомобили ВАЗ 21213—21214 можно установить помпу с каталожным номером 2107–1307011–75 от классических моделей ВАЗ. Однако штатный насос «Нивы» имеет усиленную конструкцию, поэтому прослужит такая помпа заметно меньше, и ставить её можно лишь в крайних случаях.

Если крыльчатка разбила или каким-либо другим образом повредила корпус, его тоже придётся заменить. В продаже имеются как отдельные помпы, так и в комплекте с корпусом. Насосы для карбюраторных и инжекторных вариантов двигателя абсолютно идентичны.

Читать еще:  Шаг двигателя регулятора холостого хода

Видео: выбор водяного насоса для ВАЗ 2121

Необходимые инструменты

Если под днищем автомобиля установлена металлическая защита двигателя, перекрывающая доступ к нижнему болту генератора, её придётся снимать. Для этого потребуется смотровая яма или эстакада. В противном случае до болта можно дотянуться и без ямы — благодаря высокому клиренсу автомобиля.

Для снятия ремня генератора нужно ослабить гайку его крепления

Для замены помпы ВАЗ 2121 потребуется:

  • плоская и крестообразная отвёртки;
  • монтировка с концом в виде лопатки;
  • стандартные наборы накидных ключей и головок с воротком, оснащённым трещоткой;
  • короткий шланг и ёмкость для слива антифриза (таз или пластиковая канистра с отрезанной боковиной);
  • ветошь, перчатки;
  • высокотемпературный герметик;
  • литровая ёмкость с антифризом антифриза.

Для замены помпы потребуется стандартный набор инструментов, защитные перчатки и литровая канистра с антифризом

При сливе антифриза из системы часть жидкости прольётся. Поэтому следует заблаговременно приобрести литровую ёмкость ОЖ для доливки.

Порядок работ

Если доступ к нижнему болту генератора закрыт защитой двигателя, её необходимо снять на эстакаде или смотровой яме. Затем следует ослабить гайку на болте крепления генератора, не откручивая её полностью. Кроме этого, на инжекторной модели ВАЗ 21214 нужно демонтировать воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра.

На инжекторной модели ВАЗ 21214 демонтируется воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра

Слив антифриза

Слив охлаждающей жидкости производится в следующем порядке.

    Поместите ёмкость под автомобиль напротив сливной пробки в виде болта, расположенного с левой стороны блока цилиндров рядом с датчиком давления масла.

Для слива тосола из блока цилиндров выкручивается болт-пробка

Открывается крышка на левой верхней части радиатора, и антифриз потечёт быстрее

Чтобы вытащить помпу, не следует опорожнять всю систему — сливать тосол из блока, расширительного бачка и радиатора, разве что вы планируете заменить жидкость на новую. Важно понизить её уровень в водяной рубашке мотора ниже той высоты, где расположен насос.

Демонтаж помпы

Порядок действий при демонтаже помпы одинаков для всех модификаций «Нивы».

  1. При натянутом ремне ключом на 13 ослабьте три болта крепления шкива помпы.
  2. Ключом на 17 ослабьте гайку на натяжной скобе и подвиньте корпус генератора вправо, в сторону коленвала. Ослабленный ремень привода генератора легко снимется со шкивов.

После откручивания фиксирующей гайки ослабленный ремень генератора легко снимается со шкивов

Выкручиваются три болта, и шкив легко снимается

Для снятия водяного насоса откручиваются четыре гайки крепления

На моделях ВАЗ 2121 с гидроусилителем руля (ГУР) перед генераторным ремнём установлена ещё одна ремённая передача, вращающая вал гидронасоса. Замене помпы этот ремень не мешает, снимать его не нужно.

Ременная передача гидронасоса не помешает поменять помпу на ВАЗ 21214

Ветошью удалите с двигателя и кузова следы тосола. Коротким ножом или наждачной бумагой зачистите посадочный фланец корпуса.

Установка новой помпы

Новый водяной насос устанавливается в обратном порядке. При этом следует учесть ряд важных моментов.

    На фланцы детали и корпуса перед установкой нанесите высокотемпературный герметик. Помпу вставляйте таким образом, чтобы регулировочная скоба натяжения ремня оказалась справа (по ходу движения).

Помпа устанавливается таким образом, чтобы шпилька для крепления скобы генератора находилась справа (по ходу движения)

На карбюраторном двигателе трубка подключена к выпускному коллектору, на инжекторном — к дроссельной заслонке

Одного литра заблаговременно приобретённого антифриза будет достаточно для компенсации потерь при сливе ОЖ. Не забудьте затянуть гайку на нижнем болте генератора и поставить воздуховод на инжекторной версии. Заведите двигатель, прогрейте его до 90°С и дождитесь включения вентилятора охлаждения. Это доказательство отсутствия в системе воздушных пробок.

Видео: замена помпы

Самые популярные ошибки Нива 21214 и методы их устранения.

Коды ошибок двигателя (Р0000)

Примечание! Ошибки бортового компьютера Шевроле Нива, найденные таким способом отображают наиболее точное положение дел в текущий момент времени.

  • 0102/103 – слишком низкий или высокий импульс от ДМРВ, возможно повреждение устройства или его проводки;
  • 0112-0113 – аналогичные показатели от устройства измерителя фактической температуры впускного коллектора;
  • 0116 – уровень сигнала ДТОЖ вышел за допустимые пределы, требуется срочная диагностика системы;
  • 0117/0118 – отвечает за вышеуказанный элемент и говорит о слишком низком/высоком уровне сигнала, также необходимо проверить сам датчик;
  • 0122/0213 – чрезмерно слабый или сильный импульс от ДПДЗ, может помочь прочистка механической части устройства или замена сенсора;
  • 0130-0132 – неправильная передача данных от ДК1, установленного до каталитического нейтрализатора, возможно следует заменить или почистить деталь;
  • 0133 – отвечает за вышеуказанный элемент и говорит о замедленном отклике устройства на команды водителя;
  • 0134/0135 – обрыв силовой магистрали/поломка нагревателя ДК1;
  • 0136 – КЗ с касанием на минусовой провод ДК2;
  • 0137/138 – критический просад/превышение допустимой нормы сигнала датчика кислорода, установленного после нейтрализатора выхлопных газов;
  • 0140/0141 – обрыв цепи проводки или поломка самого ДК2;
  • 0171/0172 – нарушение в работе устройства подачи топлива смесь чрезмерно бедная или богатая, необходимо проверить топливные магистрали на предмет повреждений, также следует продиагностировать бензонасос и его реле;
  • 0201-204 – повреждение проводки управления драйвера форсунки для каждого цилиндра мотора последовательно;
  • 0261/0264/0267/0270 – КЗ на кузов для проводки драйвера каждой форсунки последовательно;
  • 0262/0265/0268/0271 – аналогично, только с касанием на бортовую проводку автомобиля, для каждого цилиндра соответственно;
  • 0300 – электронный блок управления обнаружил множественные пропуски зажигания, подача бензина отключена;
  • 0301-0304 – аналогично наблюдаются пропуски зажигания для каждой рабочей камеры соответственно, контроллер отсек поступление топлива на поврежденный модуль;
  • 0327-0328 – датчик детонации работает некорректно, обнаружена подача слабого или слишком высокого сигнала;
  • 0335 – ДПКВ вышел из строя или повреждена его проводка, следует немедленно выполнить физическую диагностику датчика;
  • 0336 – этот же сенсор работает некорректно;
  • 0337/0338 – короткое замыкание на кузов/обрыв проводки ДПКВ;
  • 0340 – следовательно, ошибка р0340 Нива показывает, что присутствуют проблемы в цепи вышеуказанного сенсора;
  • 0342 – критическое снижение допустимого импульса от ДПКВ;
  • 0343 – ошибка 0343 Нива предупреждает, что фактический импульс от ДПКВ выше допустимого предела;
  • 0422 – обнаружена непроходимость каталитического нейтрализатора, требуется заменить устройство;
  • 0441 – фактическое значение расходометра отличается от расчетных показателей;
  • 0443 – клапан продувки адсорбера неисправен или имеются серьезные повреждения силовых кабелей;
  • 0480/481 – отказ или повреждение проводки реле вентилятора №1/2 системы охлаждения;
  • 0500 – сенсор спидометра показывает неверные данные;
  • 0503 – ДСА прерывается импульс или коротит проводка;
  • 0506/507 – регулятор ХХ силовой установки заблокирован, обнаружен малый или большой уровень оборотов;
  • 0560 – работоспособность бортовых систем ограничена по причине критического падения напряжения, обычно причиной является глубокий разряд аккумуляторной батареи;
  • 0562/563 – имеются скачки напряжения бортовой сети в большую или меньшую сторону от эталонного значения;
  • 0601 – ошибка записи или считывания информации для постоянного записывающего устройства;
  • 0603/604 – аналогично для оперативной памяти;
  • 0615 – на реле стартера нет питания, требуется проверить предохранительную вставку, проводку;
  • 0616/617 – КЗ на бортовую сеть либо на кузов автомобиля проводки реле стартера;
  • 1135 – перебой или некорректная работа управляющей проводки ДК1;
  • 1140 – ошибка ДМРВ измеренная величина отличается от расчетной;
  • 1141 – нарушение работы силовых магистралей ДК2;
  • 1386 – неверный сигнал от датчика длины канала детонации смеси;
  • 1410 – КЗ линий клапана продувки адсорбера с касанием на другие провода;
  • 1425 – аналогично, только с контактом на кузов авто;
  • 1426 – полный обрыв магистралей клапана продувки адсорбера – отсутствует импульс;
  • 1501/02 – присутствует короткое замыкание управляющих и силовых магистралей главного бензонасоса с касанием на штатную проводку или кузов соответственно;
  • 1509 – критическая перегрузка реле управления холостыми оборотами силовой установки;
  • 1513/514 – КЗ вышеуказанного модуля с контактом на провода или кузов машины;
  • 1541 – управление электробензонасосом утеряно, имеется разрыв кабелей;
  • 1570 – АПС не отвечает, возможно повреждены элементы управления, контрольные линии;
  • 1602 – ошибка 1602 Нива говорит о том, что в контроллере отсутствует питание;
  • 1606 – датчик неровной дороги барахлит;
  • 1616/617 – слишком слабый или сильный импульс от ДНД;
  • 1640 – ошибка записи или чтения системы EEPROM;
  • 1689 – ложные данные в памяти ошибок, требуется сбросить систему;
  • 2188 – ошибка 2188 Нива предупреждает пользователя о том, что в двигатель подается чрезмерно богатая топливная смесь на холостых оборотах (мотор захлебывается).

Техническая информация

Еще в 1994 году был разработан двигатель ВАЗ-21213, занявший место под капотом старых и новых модификаций внедорожника «Нива». С тех пор мотор претерпел несколько модернизаций и все еще находит широкое применение. Об этом двигателе, его особенностях, устройстве и обслуживании читайте в данной статье.

Автомобили с дизельными двигателями завоевывают все большую популярность. Есть множество причин, которыми руководствуются автовладельцы при покупке авто именно с дизельным мотором. При этом нужно учитывать, что любая техника может дать сбой и потребуется ее восстановление. Ремонт дизельного двигателя имеет свои особенности по сравнению с бензиновым.

Практически все новые автомобили сегодня оснащаются бортовыми компьютерами, которые управляют работой двигателя, а также формируют и сохраняют коды ошибок и неисправностей. Однако компьютер формирует коды неисправностей только электронной части системы управления, системы зажигания и иных систем, в работе которых принимает участие электроника. А механические неисправности двигателя, как то износ, поломка деталей и т.д., диагностируется только при визуальном осмотре, прослушивании работы двигателя и по иным внешним признакам.

Двигатель — один из самых важных и сложных агрегатов в автомобиле. Современные моторы очень надежны и эффективны, однако в них под воздействием механических и тепловых нагрузок, а также по другим причинам могут возникать различные неисправности. О поломках бензиновых и дизельных двигателей, их причинах и способах устранения рассказано в данной статье.

Выбирая новый автомобиль, покупатель может столкнуться с необычной на первый взгляд задачкой: взять машину с двигателем SOHC или DOHC? О том, что означают эти аббревиатуры, чем отличаются эти двигатели, и какие они имеют преимущества и недостатки — читайте в данной статье.

В настройках личного кабинета Вы можете указать территорию отгрузки по умолчанию, чтобы быстро получать список актуальных остатков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector