1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатели 108 технические характеристики

Литровый ДВС Toyota 1KR-FE собирают с 2004 года. Агрегат предназначен для широкого спектра компактных городских автомобилей. Со временем, в целях соответствия жестким экологическим стандартам, у алюминиевого трехцилиндрового атмосферника 1KR-FE была повышена степень сжатия и снижено трение, появилась комбинированная система впрыска топлива, EGR и новый балансирный вал. Система изменения фаз газораспределения VVT-i – имеется лишь на впускном валу. Мощность данного представителя тойотовской разработки серии 1KR выросла, но тяги стало меньше.

Силовой агрегат 1KR-FE признавался «Двигателем года» в 2007, 2008, 2009 и 2010 гг. в категории 1.0-литровых ДВС.

Космический двигатель-рекордсмен

Ровно 57 лет назад успешным полетом Юрия Гагарина была открыта эра космонавтики. Нашими инженерами и конструкторами были разработаны аппараты, которые смогли вырваться за пределы Земли и поднять человека в космическое пространство.

Некоторые образцы, которые создавались еще в 1960-х годах, до сих пор в строю и продолжают составлять основу отечественной пилотируемой космонавтики. Так, с момента старта Гагарина и по сей день, все космонавты поднимаются с поверхности Земли двигателями РД-107/108. Серийное производство этих исключительно надежных двигателей продолжается на самарском предприятии «Кузнецов».

Начало космического пути

Впрочем, «космическое» путешествие двигателей РД-107/РД-108 началось даже раньше 12 апреля 1961 года.

В 1954 году Центральному конструкторскому бюро №1 под руководством Сергея Королева были поручены работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты. К началу 1957 года ракета, получившая обозначение Р-7, была готова. Специально для установки на ракету в течение 1954–1957 годов были разработаны и новые двигатели РД-107 и РД-108.

Р-7 была жидкостной двухступенчатой ракетой. Первая ступень представляла собой четыре конических боковых блока длиной 19 метров и наибольшим диаметром три метра. На каждом блоке первой ступени были установлены двигатели РД-107. Они располагались симметрично вокруг центрального блока, второй ступени. Каждый двигатель имел шесть камер сгорания, две из которых использовались как рулевые.

В качестве двигателя второй ступени использовался РД-108, конструктивно основанный на РД-107. РД-108 отличался большим количеством рулевых камер и был способен работать дольше силовых установок блоков первой ступени. Запуск двигателей первой и второй ступени производился одновременно во время старта на Земле при помощи пирозажигательных устройств в каждой из 32 камер сгорания.

Конструкция Р-7 с двигателями РД-107/108 оказалась настолько удачной и надежной, что на ее основе было создано целое семейство ракет-носителей. Они подняли в космос первый искусственный спутник Земли, «Восток» Юрия Гагарина, отправили в полет межпланетные станции для изучения Луны и космического пространства. С помощью двигателей РД-107 и РД-108 и сегодня доставляют на орбиту российских космонавтов, американских астронавтов и космических туристов из разных стран.

Испытания на Земле

Серийное производство двигателей РД-107/108 было налажено ровно 60 лет назад в Самаре на заводе им. Фрунзе (ныне ПАО «Кузнецов»). Специалисты самарского ПАО «Кузнецов» сравнивают создание ракетного двигателя с рождением человека, ведь процесс его производства занимает практически девять месяцев.

После изготовления всех деталей и сборки, двигатель поступает на специальный стенд, где проходит испытания. Здесь он должен подтвердить свою уникальную статистическую надежность – 99,9%.

Двигатель крепят на специальном стенде и запускают. Силовая установка должна работать так, как будто уже выводит на орбиту транспортный корабль «Прогресс». За несколько минут она сжигает 12 тонн керосина и около 30 тонн жидкого кислорода. Во время огневых испытаний специалисты снимают главные параметры – расход топлива, тягу, параметры пульсации и вибрации. И только после этого он снова отправится в цех, где его опять разберут, детали промоют, консервируют и отправят для установки на ракету-носитель «Союз».

Испытания двигателей РД-107 и РД-108 происходят на самом отдаленном обособленном подразделении завода «Кузнецов» – в поселке Винтай в 70 км от города. Выглядит испытательный стенд не совсем высокотехнологично, но его уникальность в другом. По словам сотрудников ОДК, советские строители заложили такой запас прочности, что стенд уже работает более полувека и может прослужить на благо космоса еще лет 50.


Алексей Иванов / ТРК «Звезда»

Двигатель-рекордсмен

С 1960 года РД-107/108 продолжает совершенствоваться, создаются новые модификации. К настоящему времени были проведены работы по модернизации базовых двигателей РД-107 для первой ступени (основные модернизации – двигатели 8Д74, 8Д728, 11Д511 и 14Д22) и двигателей РД-108 для второй ступени (основные модернизации – двигатели 8Д75, 8Д727, 11Д512 и 14Д21) – всего 18 модификаций для различных программ.

Двигатель РД-107/108 уже поставил свой космический рекорд по долголетию. Конечно, когда-нибудь и его время пройдет, но еще сегодня им нет альтернативы во всем мире. В наши дни все космонавты, не только российские, добираются до МКС благодаря этим двигателям. Когда в 2011 году эксплуатация американских шаттлов прекратилась, «Союзы» с двигателями РД-107/108 остались единственным средством доставки на МКС астронавтов NASA и Европейского космического агентства.

Читать еще:  Что такое демпфер двигателя в 406 двигателе

Последний пилотируемый пуск состоялся совсем недавно, 21 марта, когда двигатели РД-107А/РД-108А обеспечили успешный запуск корабля «Союз МС-08». И сейчас на МКС работает очередной экипаж длительной экспедиции – космонавт Роскосмоса Олег Артемьев, астронавты NASA Эндрю Фойстел и Ричард Арнольд.

Всего же в течение прошлого года ракетные двигатели РД-107/108 производства ПАО «Кузнецов» обеспечили 14 запусков ракет-носителей типа «Союз».

Топливный насос двигателя Д-108 четырехплунжерный

Топливный насос двигателя Д-108 четырехплунжерный, секционный, с автоматическим отключением подачи топлива во 2-й и 3-й цилиндры при работе двигателя на холостом ходу. Диаметр и ход плунжера—10 мм. Он действует так же, как насос типа ТН, но устроен несколько иначе.

Топливный насос двигателя Д-108:

1 — корпус насоса; 2 — передняя втулка; 3 — кулачковый вал; 4 — пробка заливного отверстия; 5 — прокладка; 6 — нижняя крышка; 7 — пробка сливного отверстия; 8 — направляющий палец толкателя; 9 — трубка для слива топлива, просочившегося через зазоры между гильзами и плунжерами из полости толкателей; 10 — толкатель; 11 — ролик толкателя; 12 — ось ролика; 13 — корпус задней опорной втулки кулачкового вала; 14 — отверстие для сообщения с масляной ванной; 15 — пластина кулачкового вала; 16 — болт крепления пластины; 17 — замковая пластина; 18 — задняя крышка корпуса; 19 — пружина толкателя; 20 — крышка корректора; 21 — тяга рейки; 22—пластинчатая пружина корректора; 23 — контргайка; 24 — муфта корректора; 25 — стопорный угольник муфты корректора; 26 — уплотняющее резиновое кольцо; 27 — отражательная тарелка; 28 — регулировочный винт толкателя; 29 — заглушка; — прижим заглушки; 31 — топливоподводящий канал; 32 — зубчатый сектор поворота плунжера; 33 — плунжер; 34 — направляющая втулка; 35 — корпус секции насоса; 36 — втулка (гильза) плунжера; 37 — седло обратного клапана; 38 — кольцо уплотнения; 39 — игла продувочного вентиля; 40— стопорный штифт; 41— штуцер; 42 — пружина обратного клапана; 43 — обратный клапан; 44 — стопорное кольцо штуцера; 45 — стопорный винт втулки (гильзы) плунжера; 46 — рейка; 47— болт крепления корпуса секции; 48 — угольник крепления корпуса секции; 49 — поводок рейки; 50 — направляющая пластина рейки; 51 — крышка бокового люка; 52 — упорное кольцо тяги; А — канавка плунжера

Гильза 36 (рис. выше) плунжерной пары этого насоса имеет не два боковых окна, а одно. Через это окно топливо из канала 31 поступает в надплунжерное пространство, а при отсечке часть оставшегося в этом пространстве топлива возвращается обратно в канал. Надплунжерное пространство сообщается с кольцевой выточкой под отсечной кромкой плунжера канавкой А.

Поворот плунжера для регулирования количества подаваемого топлива осуществляется рейкой 46, соединенной зубцами с секторами 32 каждого плунжера.

Плунжеры 2-й и 3-й секций насоса имеют увеличенную высоту отсечной кромки и большую ширину канавки А. Когда двигатель работает на холостом ходу, все плунжеры повернуты в сторону уменьшения подачи топлива. В этом случае уширенные канавки на плунжерах 2-й и 3-й секций сообщаются с отверстиями в гильзах, и подача топлива в топливопроводы этих секций прекращается.

Вал топливного насоса вращается в двух бронзовых втулках. От осевого перемещения удерживается упорной пластиной 15. На торце правого конца вала есть паз, в который входит шип вала привода насоса и регулятора. Точность установки момента начала подачи топлива регулируют толкателями каждой секции насоса.

Коллекторный двигатель постоянного тока малой мощности с электромагнитным возбуждением Д-108М

Общие сведения

Коллекторный двигатель постоянного тока малой мощности с электромагнитным возбуждением Д-108М предназначен для привода специальных механизмов, а также может быть использован в широких областях техники.

Структура условного обозначения

Д-108М:
Д — двигатель;
108 — порядковый номер разработки;
М — модернизированный вариант.

Условия эксплуатации

Температура окружающего воздуха от минус 40 до 50°С.
Верхнее значение относительной влажности в течение 48 ч — 98% при изменении температуры от минус 2 до 35°С.
Атмосферное давление от 1,5·10 5 до 0,13 Па (от 1140 до 10 — 3 мм рт. ст.).
Время пребывания неработающего двигателя в условиях атмосферного давления не более 15 мин.
В этих условиях допускается одноразовое включение двигателя при левом направлении вращения в течение 16 с с вращающим моментом 0,34 Н·м (3500 гс·см) и в течение 4 с с вращающим моментом 1,08 Н·м (1100 гс·см).
Двигатель стоек к воздействию смены температур от минус 40 до 50°С.
Двигатель противостоит воздействию нейтронных потоков в пределах санитарных норм.
Двигатель выдерживает:
Вибрационные нагрузки с диапазоном частот от 10 до 50 Гц при амплитудах от 2,0 до 0,5 мм в течение 35 мин.
Вибрационные нагрузки с диапазоном частот свыше 50 до 2000 Гц с ускорениями от 49,1 до 392,4 м·с — 2 (от 5 до 40 g) в течение 30 мин.
Ударные одиночные нагрузки с ускорением 981 м·с — 2 (100 g), количеством ударов до 100 и длительностью удара от 5 до 20 мс. Линейные центробежные нагрузки с ускорением 147,2 м·с — 2 (15 g) и продолжительностью воздействия 15 мин.
Номинальный режим работы двигателя повторно-кратковременный, реверсивный при напряжении питания от 24 до 30,5 В.
Рабочий цикл состоит из:
Работы при левом направлении вращения в течение 16 с с вращающим моментом 0,34 Н·м (3500 гс·см) и в течение 4 с с вращающим моментом 1,08 Н·м (11000 гс·см).
Перерыва 60 с.
Работы при правом направлении вращения в течение 4 с с вращающим моментом 1,08 Н·м (11000 гс·см) и в течение 16 с с вращающим моментом 0,34 Н·м (3500 гс·см).
Между первым и вторым циклом перерыв 5 мин; между вторым и третьим циклом перерыв 15 мин; после трех циклов работы охлаждение от 90 до 120 мин.
Конструктивное исполнение по способу монтажа в соответствии с ГОСТ 2479-79 — IМ3081.
Сопротивление изоляции токоведущих частей относительно корпуса до ввода двигателя в эксплуатацию — не менее 50 Ом при практически холодном состоянии двигателя в нормальных климатических условиях.
Во всех условиях в процессе эксплуатации и хранения сопротивление изоляции двигателя не менее 1 МОм.
Изоляция электрически не связанных между собой обмоток двигателя относительно друг друга и раздельно относительно корпуса выдерживает без пробоя и перекрытия воздействие испытательного напряжения 550 В (действующее значение) переменного тока частотой 50 Гц.
Двигатель соответствует требованиям ТУ ОДС. 515.230 и комплекта технической документации ИЖБК.522.642.004.
Условия транспортирования двигателя в упаковке предприятия-изготовителя в части воздействия механических факторов соответствуют условиям Л по ГОСТ 23216-78, в части воздействия климатических факторов соответствуют условиям хранения 5 по ГОСТ 15150-69.
Условия хранения двигателя соответствуют условиям 1 (отапливаемое хранилище) и условиям 8 (открытые площадки в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом) по ГОСТ 15150-69.
Эксплуатация двигателей соответствует техническому описанию и инструкции по эксплуатации ИЖБК.522.642.004 ТО (1ДС.599.209 ТО), согласованными с предприятием заказчика.
В процессе хранения и эксплуатации в составе изделия двигатель необходимо проверять на функционирование не реже одного раза в 3года, при этом необходимо фиксировать факт работы двигателя.
Допускается одноразовая проверка электрической прочности изоляции в процессе монтажа двигателя в изделие напряжением 400 В в течение 1 мин.
Изготовитель гарантирует соответствие качества требованиям технических условий при соблюдении потребителем режимов работы и условий эксплуатации, правил хранения и транспортирования.

Читать еще:  Авто дэу леганза характеристики моторесурс двигателя

Нормативно-технический документ

Технические характеристики

Номинальное напряжение питания, В — 27 Номинальный вращающий момент, Н·м (гс·см) — 0,34 (3500) Номинальная частота вращения, мин -1 — 6000 Частота вращения при левом направлении вращения, напряжении питания от 24 до 30,5 В и вращающем моменте, мин -1 : 0,34 Н·м (3500 гс·см) — от 4200 до 8500 1,08 Н·м (11000 гс·см), не менее — 2000 Потребляемый ток при напряжении питания от 24 до 30,5 В и вращающем моменте, А, не более: 0,34 Н·м (3500 гс·см) — 25 1,08 Н·м (11000 гс·см) — 45 Ток холостого тока в условиях воздействия механических факторов и смены температур (см. условия эксплуатации) при напряжении питания 28 В, А — от 1,5 до 5 Начальный пусковой ток в нормальных климатических условиях, А, не более — 160 КПД, % — 52 Момент инерции якоря, кг·м 2 (гс·см·с 2 ), не более — 7,85·10 — 5 (0,8) Масса, кг, не более — 2,6
Минимальная наработка двигателя в номинальном режиме работы при окружающей температуре от минус 40 до 50°С — 100 циклов, из них 50 циклов при температуре от 35 до 50°С.
Минимальный срок службы — 9,5 года.
Минимальный срок сохраняемости двигателя в отапливаемом хранилище — 9,5 года, в том числе:
не более 1 года в упаковке предприятия-изготовителя;
не более 9,5 года вмонтированным в аппаратуру изделия.
В пределах срока сохраняемости допускается хранение двигателя на открытой площадке в составе зачехленного изделия с защитой двигателя от прямого воздействия солнечного излучения и атмосферных осадков в течение одного года.
Гарантийная наработка в пределах гарантийного срока эксплуатации — 100 циклов.
Гарантийный срок эксплуатации — 9,5 года.
Минимальный срок хранения — 9,5 года.
Гарантийный срок хранения — 9,5 года.

Конструкция и принцип действия

Общий вид двигателя дан на рис. 1.

Общий вид двигателя Д-108М
1- колпак; 2, 13 — винты; 3, 10 — щиты; 4 — суппорт; 5 — обмотка якоря; 6 — корпус; 7 — заглушка; 8 — соединитель; 9 — штуцер;
11 — шайба изолирующая; 12 — трубка изолирующая; 14 — щеткодержатель;
15 — щетка; 16 — рычаг; 17, 26 — подшипники; 18, 24 — кольца;
19 — сердечник якоря; 20 — катушки полюсные; 21- индуктор; 22 — вал;
23 — коллектор; 25 — фланцы; 27 — гайка
Двигатель представляет собой реверсивную четырехполюсную машину постоянного тока с электромагнитным возбуждением закрытого исполнения.
Двигатель присоединяется к специальному механизму фланцевым щитом, выполненным из алюминиевого сплава.
Щит крепится к торцу корпуса тремя винтами. С наружной стороны к корпусу крепится штуцер, на котором установлен пятиконтактный соединитель с подпаянными выводными концами двигателя. С помощью соединителя осуществляется подвод питания. Соединитель закрыт заглушкой.
С другого торца корпуса крепится щит, на котором смонтирован суппорт из прессматериала с укрепленными на нем латунными щеткодержателями. Суппорт крепится к щиту двумя винтами. Ослабив винт, можно осуществить поворот суппорта для сдвига щеток при регулировке.
Давление на щетку осуществляется спиральной пружиной посредством рычага.
Коллектор выполнен из медных пластин, опрессованных прессматериалом.
Вал якоря вращается в двух шариковых радиальных подшипниках. Для размещения подшипников в центральной части щитов имеются гнезда. Подшипник крепится в щите фланцем.
Обмотка якоря заложена в пазы сердечника, собранного из листовой электротехнической стали и насаженного на вал.
Для балансировки якоря имеются два балансировочных кольца.
Для защиты щеточно-коллекторного узла к корпусу крепится колпак.
В корпус запрессован цельноштампованный индуктор с установленными в нем катушками.
Для защиты выходного конца вала от повреждения при транспортировке на валу установлены изолирующая трубка и изолирующая шайба.
При поставке выступающий конец вала покрыт консервационной смазкой.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателя представлены на рис. 2.

Читать еще:  Двигатель 5af тойота характеристики

Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателя Д-108М
Примечания: 1. Ц — центр тяжести изделия. Координаты центра тяжести даны для справок и проверке не подлежат. 2. Размеры и координаты резьбовых отверстий К не регламентируются. 3. Допускается нарушение фосфатированной поверхности посадочных мест общей площадью 2% и отсутствие покрытия резьбовых отверстий. 4. В процессе монтажа и эксплуатации поверхность вала должна быть смазана смазкой ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80.
При включении двигателя по схеме, представленной на рис. 3, направление вращения вала должно быть левое со стороны его выходного конца при замыкании штырей 1,2 и 3,4 разъемного контактного соединения и правое — при замыкании штырей 1,3 и 2,4.

Принципиальная электрическая схема включения двигателя Д-108М
Ш — шунтовая обмотка; С — сериесная обмотка д

В комплект поставки входят двигатель и паспорт.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации поставляются каждому заказчику с первой партией двигателей.

Типичные проблемы и неисправности

  • При длительной эксплуатации Peugeot 108 в условиях тяжелых городских пробок, может потребоваться досрочная замена «поджареных» дисков сцепления роботизированной АКП «2-Tronic». Рекомендуется произвести замену с использованием взаимозаменяемых со штатными «усиленных» спортивных дисков сцепления от Sachs, Luk или др. брендов;
  • Сервоприводы и механизм переключения передач «2-Tronic» требует регулярного обслуживания, чистки и смазки. Производить эти работы желательно с периодичностью 20000 км или 1 раз в год.
  • Задняя «5-я дверь» Пежо 108 представляет собой единый люк из стекла. Чтобы он долгое время сохранял герметичность, его резиновые уплотнения следует регулярно, не реже 1 раза в год, освежать, используя для этого силиконовую смазку.

Конкуренты

На немецком рынке достойным конкурентом выступал BMW E23. Этот автомобиль имел мощный 8-ми цилиндровый мотор М30. С 1979 года движок стали устанавливать с турбонаддувом, что увеличило его мощность до 252 л. с. машина имела индикаторы интервала обслуживания, чек-контроль, сигнализирующий о появлении системных ошибок, климат-контроль. Дополнительные опции в виде бортового компьютера и АБС были достаточно сложными для того времени. Также дополнительными опциями выступали кожаный салон, индивидуальный подогрев сидений, обдув лобового стекла и зеркал.

Красный — опасный

AMD за несколько лет активной работы сперва расшевелила сонную муху Intel в десктопном сегменте, откусив долю рынка, затем нагрела их в ноутбуках, представив отличные мобильные процессоры, а в 2021-м ещё и прищемила NVIDIA по всем фронтам. Теперь «Радеоны» почти ничем не уступают GeForce и на десктопах, и в ноутбуках. Для нас, покупателей, это значит только одно — больше товаров, хороших и разных, да и цены доступнее. Вот что конкуренция животворящая делает.

Что касается ROG STRIX G15 с полностью «красной» начинкой, вы сами всё видите. Результаты бенчмарков достойные — и сами по себе, как достижение AMD в области мобильного железа, и в общем зачёте. У моделей на RTX 3070 появился серьёзный конкурент. Новинка работает как часы, производительность впечатляющая, цена адекватная (за младший сетап просят около 170 тысяч рублей) — можно смело брать. Если найдёте в продаже, конечно.

Дебют мобильной графики RDNA2 показал, что AMD способна не только создать новое железо, но и проложить ему путь в реальные продукты. ROG STRIX G15 обладает отличным экраном, приятной клавиатурой и превосходно работает. Такой и посоветовать к покупке не стыдно!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector