Двигатель toyota rav 4 что такое
Toyota RAV4
3S-FE / 3S-GE (форсированный, головка блока разработки Yamaha)
Toyota RAV4 — компактный кроссовер, запущенный в производство в Японии в 1994 году. Первое поколение позиционировалось компанией Toyota как молодёжный автомобиль для активного отдыха, отсюда и происхождение названия (Recreation Active Vehicle), цифра «4» указывает на постоянный полный привод.
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: превосходный «автомат» и худший двигатель Тойоты
Может, этому автомобилю ещё и очень далеко до звания легенды, но он очень к этому статусу стремится. У него целая армия поклонников, миллионы проданных экземпляров и хорошая репутация настоящего японского автомобиля. В первой части обзора мы уже выяснили, что «Рафик» действительно не обделён ни качественным кузовом, ни выносливой ходовой, ни надёжной электрикой. А так ли всё хорошо с моторами и коробками? Давайте смотреть вместе.
Трансмиссия
П олный привод у RAV4 второго поколения сильно отличается от того, что вы привыкли видеть у типичных кроссоверов. Он тут постоянный полный, с межосевым дифференциалом. Если говорить о ближайших аналогах, то это Mitsubishi Lancer Evo или близкий родственник Toyota Celica, от которой, собственно, механизм и унаследован. Угловой редуктор, пристыкованный к коробке передач, имеет в себе межосевой дифференциал, а на заднем мосту нет никаких муфт, просто редуктор и ШРУС.
С учетом невысокой мощности моторов «Рафика», сломать что-то в трансмиссии можно только при большом умении. Из ресурсных поломок тут обычно можно встретить только износ опор карданного вала и износ ШРУСов.
На фото: Toyota RAV4 ‘2000–05
Карданный вал обычно требует внимания после сотни-полутора тысяч пробега, а шарниры равных угловых скоростей условно «вечные»: они выходят из строя если повредить или не заменить вовремя чехол и смазку, или после механических повреждений. Повышенные люфты у передних шарниров появляются обычно только после 200-250 тысяч километров пробега.
Угловой редуктор с дифференциалом, он же модуль отбора мощности задней оси или попросту раздаточная коробка, штука достаточно дорогая. Но одновременно – надежная. Проблемы обычно появляются, если упустить уровень масла или повредить сальники. Новый редуктор стоит от 120 тысяч рублей, но к счастью, купить не новый, но живой, не составит проблемы. И всё же регулярная проверка на подтеки и наличие масла обязательна.
У переднеприводных машин трансмиссия еще проще, нет ни карданных валов, ни раздаточной коробки, ни заднего редуктора. ШРУСы с мотором 1,8 л особых перегрузок не испытывают и живут долго.
Машины с МКПП встречаются сравнительно редко, основная масса RAV 4 имеет автоматическую трансмиссию. Но всё равно отметим, что «механика» без сюрпризов, ресурс у неё большой, особенно если не перегружать синхронизаторы быстрыми переключениями и вовремя менять масло.
Что касается АКПП, то она тут просто превосходная. Коробки серии U 140 давно заслужили право называться одними из лучших «автоматов». Конечно, в ней всего четыре ступени, пусть и с электронным управлением, но на сравнительно «лобастой» машине многоступенчатая АКПП не обеспечивает значительной экономии топлива в трассовых режимах. А в городском цикле частичная блокировка ГДТ и активное торможение двигателем позволяют иметь вполне приемлемый расход топлива. Не обращайте внимания на паспортные данные расхода, все равно получается около пятнадцати литров на сотню, только установка вариатора смогла снизить его еще на полтора- два литра.
«Слабые места» есть и у этой замечательной U 140, это передняя планетарная передача и задняя крышка. Но при своевременной замене масла в коробке, исправности электроники и отсутствия перегревов с проблемами этих узлов можно столкнуться только при пробегах за 300-350 тысяч километров, если не позже. Разве что с моторами 3.0-3.3 на Lexus цифры могут быть чуть менее внушительными.
При максимальных пробегах разбивает посадочное место барабана из-за неудачного компрессионного тефлонового кольца. Если владельцы регулярно злоупотребляют бодрыми стартами, накладки блокировки ГДТ могут износиться до пробега в 200 тысяч.
Самой частой бедой АКПП на RAV 4 второго поколения стали неисправности блока управления коробкой. В основном из-за ненадёжности контактов вследствие заводской «холодной пайки», но встречаются и повреждения дорожек из-за вибраций, и сбои прошивки.
На фото: Toyota RAV4 3-door ‘2000–03
Ещё лет пять назад неисправности электроники АКПП назад встречались чаще, чем проблемы механической части. И я могу сказать, что подобные дефекты явно будут встречаться и дальше.
Моторы
Основные моторы объемом 2,0 и 2,4 литра, встречающиеся на Toyota RAV 4, это наши старые знакомые 1 AZ — FE и 2 AZ — FE , о которых я уже писал в обзоре Toyota Camry XV 40, но двигатель 1,8 – это мотор совсем другой серии, 1 ZZ — FE . К тому же встречаются и дизельные моторы серии 1 CD — FTV .
Моторы 1 AZ — FE и 2 AZ — FE отличаются только рабочим объемом, в эксплуатации они совершенно одинаковы.
Первые серии этих двигателей отличались одной неприятной особенностью: у них «плыла» резьба в блоке цилиндров. В результате – «поднимало» ГБЦ и нарушалась работа газового стыка, «выдувало» прокладку ГБЦ. У машин с большими пробегами эта проблема, скорее всего, уже решена, а рамках отзывной компании резьбу усиливали установкой втулки, так же поступают в случае ремонта. Дефект особенно ярко проявляет себя при перегревах, а они случаются.
Радиаторы на этих машинах достаточно слабые, склонны терять соты, но основной виновник утечек и перегревов – это помпы. Менять ее нужно каждые 50 тысяч пробега, даже если каждый раз ставить оригинальную запчасть. При покупке неоригинальной смотрите за конфигурацией лопастей: слишком простые конструкции с малым размером крыльчатки могут не обеспечить нормальную работу системы охлаждения мотора 2,4 л.
Не слишком удачная и надёжная конструкция катколлектора на дорестайлинговых машинах склонна к выкрашиванию катализатора при холодных запусках и перегреве летом. К тому же датчиков кислорода в этом случае четыре, и они не слишком надежны, что значительно повышает вероятность сбоя. После рестайлинга на европейских машинах коллектор изменился, подрос ресурс, лямбд осталось только две. Но все равно после 200-250 тысяч километров пробега он может начать выкрашиваться и даже может повредить поршневую группу. И поэтому я настойчиво рекомендую постоянно контролировать его состояние.
Неприятности, связанные с утечками масла как через датчик давления масла на блоке, так и через не особенно удачную систему вентиляции, тоже случаются регулярно. Попутно страдает дроссельная заслонка, которая быстро засоряется, и впускной коллектор, буквально зарастающий отложениями изнутри. Поэтому при пробегах за двести тысяч километров лучше не только очистить дроссельную заслонку и систему вентиляции картера, но и снять и прочистить весь впуск целиком. Лучше сделать это с проверкой и заменой всех уплотнений, от колец форсунок до патрубков впуска. Резиновые элементы приходят в негодность, отчего впуск становится негерметичным.
Замасливание ДМРВ – отдельная беда: он не очень удачно расположен и загрязняется. При неустойчивой работе мотора может помочь его очистка, но при больших пробегах и нерегулярном обслуживании это уже не поможет, и его придется менять.
Ресурс цепи ГРМ колеблется от 150 до 250-300 тысяч километров, и это – отличный показатель для современных моторов. Изредка до таких пробегов может не дожить фазовращатель, а вот гидронатяжитель на этих двигателях можно назвать «расходником». Его замена требуется каждые 50-60 тысяч километров. К счастью, это не особенно дорогие детали.
Если мотор стал работать шумнее, то возможно пришло время регулировки клапанов, тут нет гидрокомпенсаторов. Заодно и цепь проверите.
На фото: Toyota RAV4 ‘2000–05
Поршневая группа к закоксовке не склонна, и если не забывать менять масло и не перегревать мотор, то пройдет она больше 300 тысяч километров (а бывает, что даже 500).
В общем, AZ — FE – прекрасный образчик надежнейшего мотора, не досаждающего поломками в процессе эксплуатации. Конечно, во многом столь большой ресурс обусловлен небольшим интервалом ТО, составляющем 10 тысяч километров. Но и в США, где к регламентному обслуживанию отношение бывает разное, эти моторы отлично ходят.
На фото: Toyota RAV4 5-door ‘2003–05
Моторчик 1,8 л серии 1 ZZ — FE заметно отличается от «старшеньких». Я не склонен ударяться в «тойотоненависть», но это один из самых неудачных моторов Toyota начала века.
Двигатель появился еще в 1998 году, но до 2002 года производители не могли (или не хотели) исправить самый очевидный недостаток – «масложор» поршневой группы. Кольца залегали из-за слишком малых отверстий для слива масла в поршне. Тонкостенная чугунная гильза в свою очередь легко изнашивается из-за залегших колец. После 2003 года поршневую группу заменили, но шансы встретить «масложорный» мотор сохраняются.
На фото: Toyota RAV4 3-door ‘2003–05
Часть двигателей ремонтировали «колхозно»: рассверливанием отверстий в поршне или заменой поршней без замены гильзы. И теперь ремонты с «подкидыванием» колец идут регулярно, как только расход масла доходит до литра-двух на тысячу километров.
В случае малейшего перегрева «вело» блок цилиндров, не говоря уже о гарантированном залегании поршневых колец.
Ресурс цепей ГРМ тоже не как у старших братьев, тут 150 тысяч – это, скорее, верхний предел пробега, а перескоки случались и при пробегах до сотни.
Еще одним минусом является отсутствие классических чугунных седел клапанов, при повреждении, которое случается сравнительно часто, приходится стачивать упрочненное покрытие и ставить чугун. Или менять ГБЦ целиком. И, несмотря на все меры, максимальный ресурс поршневой группы все равно не превысит 200 тысяч километров.
Никуда не делись и «мелочи» в лице загрязняющегося дросселя, летящих катушек, плохих опор двигателя, течей масла и прочего. И это – один из самых распространенных моторов Toyota в «среднем» классе! Не удивительно, что удар по имиджу был чувствительным, и серию ZZ вспоминают до сих пор. А я лишь посоветую отказаться от покупки машины с таким мотором, тем более, что она точно будет переднеприводная.
На фото: двигатель Toyota RAV4 5-door ‘2003–05
Дизельный «Рафик» лучше тоже не покупать, даже если вы можете добыть бесплатную солярку. Мотор 1 CD — FTV помимо капризной топливной аппаратуры отличается еще редкостной «хрупкостью» ГБЦ: перегородки между клапанами трескаются легко и непринужденно после длительной высокой загрузки или просто от эксплуатации на высокосернистой солярке. Ремень в приводе ГРМ оказался капризным, что для дизеля смерти подобно. Регламентный интервал его замены заметно завышен, менять его рекомендуется не раз в 150 тысяч, а раза в три чаще, если не хочется поменять мотор в сборе.
EGR с электроприводом тоже далеко не инженерный шедевр, так что выход его из строя и забитый в ноль впускной коллектор – обычное дело. Турбина с изменяемой геометрией очень дорогая и требует регулярную чистку механизма. Форсунки с электрогидравлическим приводом тоже дороги и очень капризны к топливу. Если я вас не убедил, почитайте «дизельные» форумы, нарекания на этот мотор встречаются регулярно. Моторы на тяжелом топливе у Toyota гораздо реже получаются удачными, чем бензиновые.
Резюме
Если вам хочется надежности, то RAV 4 – неплохой выбор. И хорош он не только в городе, «Рафик» многое может на бездорожье, особенно с умелым водителем за рулём. Правда, и управляемость с постоянным полным приводом достаточно специфична. В списке опциях была система ESP , и лучше поискать машину с ней.
На фото: Toyota RAV4 5-door ‘2003–05
И ещё раз отметим: RAV 4 гниет не сразу, электрика удачная, основные моторы ходят долго, АКПП тоже очень хороша… Общую благостную картину немного портят нюансы. Например, у кузова есть несколько уязвимых мест, и машины с коррозией всё же есть, хотя внешне это проявляется не часто. Моторы в целом очень хороши, но и попасть на крупные расходы можно. АКПП и трансмиссия тоже не подводят. Жаль только, что ничего вечного нет, а в случае с автомобилями многое зависит от обслуживания.
Цена на пятнадцатилетнюю Тойоту порой сравнима с ценами машин на лет пять-семь или даже десять новее. А у них и управляемость лучше, хотя бы за счет электроники, и эргономика получше, и мультимедийные системы бывают приличные… Да, с такой выносливой трансмиссией легких кроссоверов больше не делают, да и шансы на то, что RAV 4 XA 20 прослужит дольше, чем намного более новые машины сохраняются, нужно только хорошо его обслуживать. В общем, есть, над чем подумать. Особенно если вы все равно с асфальта съезжать не планируете.
Номинальный и фактический ресурс мотора
В качестве привода ГРМ во всех бензиновых движках кроссовера служит цепь. Её ресурс заметно выше, чем на других представителях данного сегмента авто – 150 тыс. км. Владельцы Рав 4 отмечают, что после этой отметки начинается её растяжение, следовательно, эксплуатировать машину на одной и той же цепи не рекомендуется дольше 150 000 км. Двухлитровый атмосферный мотор 1AZ-FE при качественном и своевременном обслуживании проходит минимум 300 тыс. км. Случаи, когда этот движок проходил 400 и даже 500 тысяч километров, не единичны. Потенциал в этой модификации силовой установки заложен немаленький.
Примерно такой же ресурс у другого атмосферника на 2.0 литра – 3S-FE. Это достаточно надежный силовой агрегат, являющийся точной копией 2.2-литрового движка от Toyota Camry, но с одним отличием – в нем отсутствуют балансировочные валы. Мотор отлично работает на АИ-92, его клапана не страдают в случае обрыва привода ГРМ. Вместе с приводом также меняют ролик и помпу. Главное, вовремя реагировать на малейшие неисправности, а также заменять расходные материалы качественными аналогами или же оригинальными деталями.
Турбодизель AD-FTV на 2.2 литра оснащен ременной передачей. Как правило, мотор не доставляет особых проблем на протяжении первых 250-280 тысяч километров. После может понадобиться замена форсунок, которые серьёзно страдают от топлива низкого качества. Нередко раньше положенного срока владельцам приходится чистить вакуумный клапан VRV и EGR. В некоторых случаях, эти элементы преждевременно выходят из строя. Их замена обходится в 30-50 тысяч рублей. Потенциально 2.2-литровый движок способен пройти по российским дорогам 300 тыс. км. Для продления срока службы агрегата рекомендуется чистить форсунки спустя каждые 10-15 тысяч километров пробега.
Основные нюансы выполнения ремонтных работ
Несмотря на хвалебные отзывы и высокую надежность силового агрегата Toyota RAV4, он, как и любой мотор, со временем выходит из строя. Рассмотрим, основные поломки, чаще всего встречающиеся у любого поколения данной модели, и их признаки:
- увеличенный расход моторного масла указывает на износ либо поршневых колец, либо маслоотражательных колпачков;
- повышенный расход топлива или потеря мощности силового агрегата свидетельствуют о необходимости осуществлять ремонт;
- характерный стук в районе передних автокресел – скорее всего, произошло ослабление центрального болта левой подушки мотора;
- постоянный перегрев двигателя «говорит» о недостатке жидкости охлаждения, загрязнении радиаторной решетки, неправильной работе термостата.
Если двигатель остановился прямо во время езды, необходимо аккуратно, без паники снизить скорость автомобиля и прижать его к обочине. При невозможности самостоятельно запустить агрегат, вызовите мастера нашей станции техобслуживания, который оперативно прибудет на место и устранит поломку либо эвакуирует машину в нашу мастерскую.
Правила проведения капремонта
Капремонт двигателя Тойота РАВ 4 – комплекс мероприятий, направленный на полное восстановление его деталей до состояния, указанного в технической документации «родного» двигателя автомобиля. Самыми трудоемкими процедурами при выполнении считаются замена поршней, их колец, а также растачивание цилиндров, хонинговка, шлифовка головки блока.
Кроме того, во время капитального ремонта необходима замена таких запчастей, как приводные ремни, шланги, прокладки, вкладыши коленвала (бывают шатунными и коренными). Не сильно изношенные шейки коленчатого вала достаточно будет только хорошо отшлифовать.
Перед тем, как ремонтировать двигатель Toyota RAV 4, квалифицированный специалист изначально, на всякий случай, внимательно изучит техническое состояние, навесного оборудования мотора. Самостоятельному ремонту потребуются не только навыки в починке транспортных средств, но и специальные инструменты. В некоторых случаях для этого может понадобиться необходимое оборудование (стенд, например). К тому же, в большинстве случаев масло, приобретаемое на авторынке, не отличается высоким качеством, а значит, способно навредить мотору. Мы же закупаем только высококачественное масло, изготовленное ведущими производителями и рекомендованное к применению в Toyota RAV4
Японский бестселлер добирался до России полтора томительных года. Motor1 протестировал кроссовер и готов поздравить дождавшихся.
«Лучше поздно, чем никогда» – это про пятое поколение RAV4. Дебютировав на Нью-Йоркском автосалоне в марте 2018-го, автомобиль оперативно распространился по большинству значимых рынков, кроме китайского и российского. И пока японцы, американцы, канадцы и почти весь Старый свет обкатывали рубленую новинку (дизайнерскую революцию поднял сам Акио Тойода, уставший от пресных «поделок» подопечных), дилеры продолжали предлагать нам кроссовер родом из 2012-го. Несмотря на отвратную «шумку», странную подвеску и кондовый салон, тот RAV оставался царем «паркетной» горы вплоть до прошлого года. Да и сегодня уступает в популярности лишь «Тигуану» и Kia Sportage.
Выводя RAV4 пятого поколения, российское представительство «Тойоты» твердо (пожалуй, даже твёрже, чем подвески предыдущего «Рава» отрабатывают неровности) намерено вернуть лидерство в сегменте, начав продавать по 3500 кроссоверов ежемесячно, что примерно на тысячу выше нынешней планки! А чтобы постараться удержать цену «в рынке», выпуск модели доверили заводу в Шушарах (20 км от Санкт-Петербурга). Новое поколение стартует с 1 756 000 рублей за 149-сильную двухлитровую версию на «мешалке». Две педали обойдутся по меньшей мере в два миллиона. А за полноприводную модификацию придется выложить хотя бы «два-сто». Как видите, с «вкусным» позиционированием все же получилось не очень.
- Визуальный осмотр двигателя, а также его диагностика с использованием специального компьютерного стенда
- Классификация поломки, ее характера и сложности решения
- Поиск наиболее оптимальных решений
- Демонтаж, а также разборка силового агрегата
- Ремонт, либо замена вышедших из строя элементов
- Сборка мотора и его установка
- Проверка работоспособности (несколько уровней)
Все выявленные неполадки обязательно устраняются в надлежащих условиях:
![]() | Профессиональные инструменты | ![]() | Оригинальные запчасти |
![]() | Предоставляем смету по запчастям и работам | ![]() | Опыт мастеров более 10 лет |
Опции
Особое внимание хотелось бы уделить опциональным характеристикам автомобиля. В зависимости от комплектации Toyota RAV4 может быть оснащен камерой заднего вида с обзором в 360°; памятью сидений; адаптивным круиз-контролем; 2-зонным климат-контролем; подогревом сидений; беспроводной зарядкой для телефона. В автомобиле имеются системы помощи водителю: системой удержания автомобиля в полосе движения; системой оповещения о смене полосы движения; системой предотвращения столкновений. В новой Toyota RAV4 появилась частично цифровая приборная панель, на которую можно выводить в том числе навигатор. Внештатную навигацию можно установить в качестве дополнительной опции за 70-90 тыс. рублей. Мультимедийная система, согласно отзывам клиентов, устаревшая. Что можно сказать об акустике? Во всех комплектациях установлено 6 колонок.
Подведем итог: Toyota RAV4 удался. За рулем данного авто могут ездить не только женщины, но и мужчины. Автомобиль для всех. Новые интерьер и экстерьер, вместительный багажник, инновационное техническое оснащение Toyota RAV4 расширяют границы Ваших возможностей.