Двигатель alt схема узлов
Критерии перехода на аутсорсинг промышленных предприятий
Игорь Шелухин, Исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ»
Производственный аутсорсинг — передача сторонней организации целиком функции производства или части задач, связанных с производством продукции.
Можно условно разделить аутсорсинг на два вида — аутсорсинг заготовок и комплектующих и аутсорсинг функций и операций по обеспечению производства продукции. В первом случае это доля и степень готовности закупаемых узлов и комплектующих. Во втором случае, речь идет о передаче на сторону функции транспортировки, ремонта оборудования, подготовки производства, самого производственного процесса.
Компании осуществляющие аутсорсинг заготовок осуществляют поиск на рынке узлов и деталей, а компании отдающие на аутсорсинг выполнение функций, поддерживающих производственный процесс прибегают к услугам промышленного сервиса.
Как работают в мире
По данным ежегодного исследования журнала Industry Week — IW Census on Manufacturing (3000 американских производственных компаний) 44,7% американских компаний активно пользуются услугами сторонних специализированных компаний для осуществления перевозок. Также около половины компаний немного используют аутсорсинг содержания оборудования, самого процесса производства. Менее всего используется аутсорсинг снабжения, обслуживания складов и распределения.
Мировые компании переходят на аутсорсинг, чтобы повысить эффективность деятельности компании и расширить свои возможности. Например, сторонняя организация может иметь оборудование, которое необходимо лишь периодически для выполнения разовых операций. Моего приятеля поразило в Америке надпись на заборе вокруг строительной площадки: «Аренда заборов….»
Промышленный сервис
Интересно было бы посмотреть, что за компании оказывают услуги промышленного сервиса. После небольшого исследования мы увидели, что компании на рынке промышленного сервиса в основном оказывают услуги по ремонту, содержанию оборудования и сдачи его в аренду. Другая крупная группа компаний занимается содержанием промышленных объектов предоставляя услуги дворников, вахтеров, уборки и переработки отходов, сдачи в аренду производственных рабочих.
Чтобы понять объемы рынка достаточно взглянуть на масштабы компаний на нем работающих. Компания Wyko Industrial Services оказывает услуги по аренде оборудования для ремонта станков и сооружений и услуги по ремонту и содержанию зданий и оборудования. Компания работает только в Англии, где имеет около 200 офисов/ремонтных мастерских по стране, что позволяет ей практически мгновенно реагировать на запросы клиентов. Оборот компании 150 млн. фунтов. Компания FBG Service Corporation, оказывающая услуги дворника, вахтера, уборки помещений, уборки и переработки мусора имеет одного из крупных клиентов энергетическую компанию Alliant Energy, у которой она работает по уборке помещений на 188 объектах и обслуживанию территорий на 2400 объектах.
Поставки заготовок
Легче всего представить ситуацию взаимодействия с поставщиками и перечня закупаемых и перечня изготовляемых самостоятельно узлов и комплектующих на конкретном примере машиностроительной компании. Таковой является JLG Industries — производитель погрузчиков, подъемников и телескопических экскаваторов, с оборотом в 1 млрд. долларов. JLG закупает материалы, в основном стальной лист и узлы, т.е. колеса, гидравлику, двигатели и т.д. Таким образом, производство заключается в самостоятельном изготовлении только корпуса машины, а уже собранные и готовые к установке на машины узлы поступают от поставщиков прямо на конвейер.
Причем поставки организованы таким образом, что поставщик сам определяет время и объемы поставки, благодаря интегрированной системе отчетности и контроля объемов производства продукции, объемов запасов на складах и запасов на складах поставщика.
Как обстоят дела у нас
Организация производства и рынок узлов, деталей и заготовок в России
Можно назвать четыре характеристики современного состояния отечественной промышленности, которые характеризуют ситуацию во многих отраслях:
- «Натуральное хозяйство» — типичная характеристика устройства российской производственной компании. Собственное производство заготовок (литейный и кузнечные цеха), собственные ремонтные цеха, собственные транспортные цеха и т.д.
- «Усталость производства» — производственные мощности изношены, низкий уровень загрузки, с трудом добиваются требуемого качества
- «Ограниченные ресурсы» — требуются затраты на переоборудование. Ограниченные ресурсы не позволяют инвестировать в полный комплекс. Надо выбирать во что инвестировать.
- «Надо решаться!» — какие цеха/направления бизнеса развивать, а какие нет. Решить насколько важны для бизнеса заготовительные и вспомогательные производства
Типичная схема устройства Российской производственной компании, которая верна для многих отраслей может быть представлена на примере ОАО «Ирбитский мотоциклетный завод».
Ирбитский мотоциклетный завод самостоятельно изготавливал тяжелые мотоциклы «Урал» и все запчасти к ним, за исключением некоторых резиновых изделий и электроники. В состав «Ирбитского мотозавода» входили:
- Вспомогательное производство: Литейный цех, кузнечный цех, прессовый цех, автоматный цех
- Основные производства: механообработка, термообработка, сварка, гальванический цех, лакокрасочный цех
- Сборка: сборочный конвейер.
Сейчас после реорганизации было существенно сокращено производство, заготовительные цеха отделяются и готовятся к продаже, в частности кузнечный цех уже имеет нового владельца и необходимые для мотоциклов детали закупаются как у него, так и у нескольких внешних поставщиков.
В перспективе планируется выйти на бизнес-модель похожую на бизнес-модель западных производителей мотоциклов. Западные производители имеют собственную сборку и часто собственное производство двигателей, как ключевого узла мотоцикла. Все остальное закупается в виде готовых узлов.
Основные аргументы «за» и «против» перехода на аутсорсинг заготовок, которые рассматриваются отечественными производственниками.
Аргументы «За»:
- Прекратятся убытки от заготовительного производства.
- Возможно, будет получена прибыль от продажи, которую можно будет инвестировать в основной бизнес/основные цеха.
- Концентрация управленческих, инвестиционных и прочих ресурсов на основном бизнесе
- Наличие опыта российских компаний по продаже заготовительных и транспортных цехов (ЛОМО, Ирбитский мотоциклетный завод)
- Возможно закупать заготовки за рубежом по сопоставимым ценам
Аргументы «Против»:
- Процесс передачи на сторону производства заготовок может занимать много времени.
- В результате перехода к аутсорсингу повысится риск устойчивой работы предприятия, в случае срыва поставок, неудовлетворительного качества или повышения цен.
- Покупка заготовок за рубежом требует более жесткого планирования производства и закупок на 2 месяца вперед и более и связано с прочими трудностями — знаниями языков, таможенных правил и т.д.
- В случае принятия решения о продаже заготовительного или вспомогательного производства, возможно будет не найти покупателя
На данный момент нет оснований для того, чтобы утверждать преобладающую силу тех или иных аргументов. Поэтому рынок находится в подвешенном состоянии. Одни компании стараются переходить на аутсорсинг (ЛОМО, Ирбитский мотозавод), другие ищут сторонние заказы для своих заготовительных цехов (Петрозаводскбуммаш), а третьи не желают от них избавляться и сокращают мощность под потребности основного производства (Кировский завод, КАМАЗ).
Критерии перехода на аутсорсинг
В западной практике принято использовать следующую схему для оценки целесообразности перехода на аутсорсинг, разработанную компанией «PriceWaterhouseCoopers».
Примечания:
- Критерии определения насколько стратегическая позиция компании по отдельному виду операции являются уникальными для каждой организации и подвержены субъективному восприятию менеджеров
- «Реорганизовать» — возможно в краткосрочном периоде отдать на аутсорсинг, но в долгосрочном периоде должно быть возвращено под контроль компании
- ? (Необходимо обсуждать) — много возможных решений: продажа, расширение и предоставление услуг другим организациям, аутсорсинг, расширение профиля и создание стратегического конкурентного преимущества
Более частные критерии перехода на аутсорсинг, используемые в российской практике
- Невозможность обеспечить требуемое качество
«ЛОМО» — собственный цех печатных плат производил на 2 поколения отставшие изделия. Было решено, что закупать на стороне будет проще и дешевле, чем строить полностью новый цех с новым оборудованием и управлять им - Снижение затрат
«Ирбитский мотоциклетный завод» — сокращение цеха по пошиву обивки сидений мотоциклов. На рынке такие изделия закупать дешевле, чем производить самостоятельно. - Высвобождение дефицитного оборудования и высококвалифицированной рабочей силы.
Высвобождение уникального оборудования, занятого изготовлением стандартных изделий - Улучшение работы отдела снабжения
Сокращение номенклатуры закупаемых изделий, за счет закупки собранных в узлы изделий.
Критерии отказа от аутсорсинга
- Отсутствие надежных поставщиков
«Хлебный дом» — неудовлетворительные услуги со стороны монопольного поставщика услуг — «Хлебтранса». Как выход приобретение собственных грузовиков, которые в дальнейшем решено отделять во внешнее управление и работать по контракту. - Потенциальная монополия со стороны возможного поставщика
Препятствия по приобретению таких заготовок на других предприятиях. Например, большие габариты — высокие транспортные расходы - Снижение оперативности ниже требуемого уровня
Существенное увеличение сроков изготовления на стороне, неприемлемое для обеспечения процесса производства. - Увеличение затрат
Себестоимость изготовления у себя меньше, чем цена предложения на рынке
В завершение хотелось бы отметить, что рынок промышленных заготовок, деталей и узлов, а также промышленного сервиса находится в точке перегиба, когда многие определяются с тем стоит ли содержать самостоятельно заготовительные и вспомогательные цеха или стоит от них отказаться и, возможно, выгодно продать. При этом можно больше сконцентрироваться на основной деятельности и приобрести дополнительные конкурентные преимущества. С другой стороны формируются специализированные компании, оказывающие эти услуги. В течение 5-10 лет рынок должен сформироваться. Возможно, самые сливки удастся собрать тем, кто первым определится со своей позицией на нем.