1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что является двигателем эволюции общества

«Салют»: рекордные авиамоторы

Недавно 108-й день рождения отметило одно из старейших в стране предприятий по изготовлению авиадвигателей – Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют». Моторы, созданные в его стенах, – это история рекордов отечественной авиации. Двигатели «Салюта» подняли в небо самолет Петра Нестерова и «оживили» его знаменитую «мертвую петлю», они перелетели океан вместе с Валерием Чкаловым, а во время войны придали скорости и маневренности легендарным штурмовикам Ил-2. Сегодня с помощью «салютовских» двигателей летают истребители Су-27 и МиГ-29, предприятие участвует в производстве новейших силовых установок ТВ7-117, ВК-2500, ПД-14.

Вспоминаем историю предприятия и рекордные полеты, которые стали возможны благодаря его продукции.

Кафедра философии, политологии, социологии Национального исследовательского университета «МЭИ» и Институт научной информации по общественным наукам РАН 17-18 декабря 2020 года проводят Международную научную конференцию «Коэволюция техники и общества в контексте цифровой эпохи». Мероприятие проводится при финансовой поддержке РФФИ в соответствии с грантом на реализацию научного проекта № 20-011-2205920.

Анализ ведущих тенденций современного развития мировой науки, конвергентного становления новых технических средств и технологий (в особенности цифровых и информационно-коммуникативных технологий, робототехники, искусственного интеллекта, биотехнологий, технологий социального управления) и социальных трансформаций свидетельствует о том, что на наших глазах происходит качественная трансформация сложившихся социальных практик, институтов и, в конечном счете, самих способов человеческого бытия. Осознание этого обстоятельства влечет за собой рост понимания фундаментальной сложности возникающих в этой связи антропологических, цивилизационных и социальных проблем, новых возможностей и новых рисков. Этим же обусловлена чрезвычайная актуальность своевременного осмысления этих проблем в самых разных контекстах, под углом самых различных концептуальных перспектив, междисциплинарных и трансдисциплинарных подходов, среди которых важное место принадлежит исследованиям в области социологии и философии техники. Подобное осмысление может помочь в дальнейшем прогнозировании развития техники и социальных отношений, выявлении текущих и будущих ключевых проблем влияния техники на человека, общество и окружающий мир и, наоборот – в системе отношений техника–человек–общество–природа в контексте междисциплинарного сложностного и коэволюционного подходов.

Цель конференции: конструктивное обсуждение ключевых проблем коэволюции техники и социума в контексте цифровой эпохи, содействие активизации научного поиска, результативности проводимых исследований и научному сотрудничеству по данной проблематике.

Состав участников – на конференцию приглашаются ведущие российские и зарубежные специалисты, представители профильных министерств и ведомств, заинтересованные представители бизнес-структур, политических партий и общественных организаций, средств массовой информации. Участие студентов и аспирантов с докладами и сообщениями не предусматривается. Приветствуется участие молодых ученых и специалистов в качестве слушателей и участников обсуждения.

Программный комитет:

Андреев А.Л.– председатель, д. филос. н., профессор, зав. каф. философии, политологии, социологии НИУ «МЭИ»;

Кузнецов А.В. – сопредседатель, член-корреспондент РАН, врио директора ИНИОН РАН;

Аршинов В.И. – зам. председателя, д. филос. н., гл. н. сотрудник Института философии РАН

Бутырин П.А. – член-корреспондент РАН, д. т. н., профессор, зав. каф. ТОЭ НИУ «МЭИ».

Андреев А.Л. – председатель, д. филос. н., профессор, зав. каф. ФПС;

Родин А.Б. – зам. председателя, директор Гуманитарно-прикладного института НИУ «МЭИ»;

Селиванова З.К. – ответственный секретарь, к. соц. н., доцент, зам. зав. каф. ФПС НИУ «МЭИ»;

Викентьева Е.М. – зав. метод. каб. каф. ФПС НИУ «МЭИ»;

Гаврилина Е.А. – к. филос. н., доцент, МГТУ им. Э. Баумана;

Герасимов В.И. – к филол. н, зав. отделом ИНИОН РАН;

Курдюкова Г.Н. – к. экон. н., доцент, зав. каф. ЭЭП НИУ «МЭИ»;

Малиновская Н.М. – к. филос. н., доцент, зам. зав. каф. ФПС НИУ «МЭИ»;

Селиванов Д.А. – инж. каф. ФПС НИУ «МЭИ»;

Соколова Ю.В. – к. филос. н., доцент, НИУ «МЭИ»;

Шибаева Е.Г. – директор НТБ НИУ «МЭИ».

На конференции предполагается обсудить следующие проблемы:

  • актуальные в цифровую эпоху аспекты истории, философии и теории техники;
  • присущие цифровой эпохе тренды коэволюции техники и общества, морфологической эволюции техники;
  • философские, антропологические, социологические, политические и психологические аспекты эволюции морфологии техники в цифровую эпоху.

Регламент работы конференции:

17 декабря 2020 года 10.00-18.00 Пленарное заседание конференции на тему «Тренды морфологической эволюции техники в цифровую эпоху» в Большом актовом зале «НИУ «МЭИ» (гл. корпус) по адресу: г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 17. Регистрация участников – с 9.20.

Читать еще:  Что такое фарсированный двигатель

Обсуждаемые проблемы:

  • роль цифровизации в современном социуме;
  • виртуальная реальность как первый неподконтрольный человечеству ресурс;
  • влияние современных средств связи на социум и мировоззренческую идентичность человека;
  • роль техники в современном научном познании;
  • роль единой базы знаний всего человечества для научного познания;
  • роль техники и цифровых технологий в современном образовании;
  • глобализация посредством современных систем связи;
  • комплаенс-системы и криптовалюты: попытка выхода за государственные рамки организации управления;
  • необходимость обучения методам работы с информацией в цифровую эпоху;
  • информационный анализ как средство защиты от информационного воздействия на личность в цифровую эпоху.

18.12.2020 г. — 10.00-18.00 работа секций и стендовые доклады в НТБ «МЭИ» по адресу: г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 13, 3-4-й этажи, корп. М. Регистрация участников – с 9.30.

Секция 1. История, философия и теория техники

  • история техники в контексте изменений, внесенных цифровой эпохой;
  • человек и развитие техники: поиск ключевых точек настоящего и будущего взаимодействия;
  • законы и закономерности развития техники: возможные пути развития и приоритетные направления техники будущего;
  • техника как элемент системы взаимодействий «человек-техника-природа» и трансформация этих отношений в цифровую эпоху;
  • новые возможности, предоставленные техникой человеку и человечеству в цифровую эпоху;
  • эстетическая функция техники в цифровую эпоху.

Секция 2. Философские, социологические, политические и психологические аспекты (морфологии) техники в цифровую эпоху

  • социальные функции техники – прямая (опосредованное техникой взаимодействие человека и природы) и обратная (воздействие всей системы техники на человека и общество);
  • человеческий труд как ресурс, используемый техникой;
  • техника на смену человека: перспективы вытеснения человека из технических систем, с рынка труда, угрозы современных луддитов;
  • воздействие техники и технологий на сферу занятости современного социума;
  • искусственный интеллект как инструмент познания и производства в цифровую эпоху;
  • ценностные функции техники: техника как предмет вожделения и маркер благосостояния;
  • культурные функции техники: доступность предметов культуры и данных о них в общепланетарном масштабе;
  • проблема деградации человека как результат использования техники;
  • психика человека и техника, проблема психологической зависимости человека от современной техники;
  • особенности формирования личности в цифровую эпоху;
  • формирование новой системы межличностного взаимодействия на основе современных средств связи, феномен «цифрового одиночества» современного человека;
  • влияние социальных сетей на развитие личности, проблема цифрового неравенс тва.

Участие в работе конференции и публикация материалов бесплатные.

Вниманию иногородних участников: транспортные расходы и расходы по проживанию в Москве несет направляющая сторона или сам участник.

Материалы конференции будут опубликованы и размещены на следующих сайтах: http://mpei.ru; http://rkpr.inion.ru; http://ukros.ru, на сайте Клуба субъектов инновационного и технологического развития http://innclub.info и на других Интернет-ресурсах. Большая часть материалов будет также опубликована в отдельном сборнике и размещена e-library.

Общие требования к докладам и сообщениям: четкое и аргументированное представление рассматриваемой проблемы (проблем), обязательная представленность и практическая значимость оценок, выводов и рекомендаций, новизна представленных результатов.

Просим направлять заявки на участие на адрес: mpei.conf2020@mail.ru (с обязательной копией на адрес coopinion@mail.ru) до 10.11.2020 года в следующей форме​.

С чего начинается Родина: как формируется национальная идентичность и зачем она нужна

Теории и практики

Разнообразие современного мира — расовое, этническое, религиозное, гендерное — это ценность. «Знакомство с различными способами мышления и действий может стимулировать инновации, творчество и предпринимательство», — объясняет экономист и политолог Фрэнсис Фукуяма в своей книге о феномене идентичности и его роли в текущих политических процессах. T&P публикуют сокращенную главу «Мы, народ», в которой Фукуяма описывает, на чем строится национальная идентичность и почему от нее зависит экономическое процветание государства.

Идентичность. Стремление к признанию и политика неприятия

Фрэнсис Фукуяма
Альпина Паблишер. 2019

[…] Слабое чувство национальной идентичности давно является серьезной проблемой на Большом Ближнем Востоке, где Йемен и Ливия превратились в недееспособные государства (failed states), а Афганистан, Ирак и Сомали сотрясают внутренние мятежи и хаос. Другие развивающиеся страны более стабильны, однако по-прежнему сталкиваются с проблемами, обусловленными слабым чувством национальной идентичности. Именно эта проблема является одним из главных препятствий на пути развития Черной Африки. Кения и Нигерия переживают этнический и религиозный раскол; стабильность сохраняется только потому, что различные этнические группы поочередно приходят к власти, чтобы грабить страну. Результатом является высокий уровень коррупции, бедность и экономический застой.

Читать еще:  Ваз 2131 двигатель работает с перебоями

Национальная идентичность в Японии, Корее и Китае, напротив, была хорошо развита задолго до того, как эти страны начали модернизироваться — еще до столкновения с западными державами в XIX в. Впечатляющие темпы их роста в XX и начале XXI в. отчасти объясняются тем, что этим странам не пришлось решать внутренние вопросы идентичности, открываясь для международной торговли и иностранных инвестиций. Им доводилось страдать от гражданских войн, оккупации и раскола. Но как только кризисы удавалось разрешить, эти страны могли опереться на уже существующие традиции государственности и общенациональные цели.

Национальная идентичность начинается с общей веры в легитимность политической системы страны, независимо от того, является она демократической или нет.

Идентичность может быть закреплена в официальных законах и учреждениях, определяющих, как преподавать историю страны в школах или какой язык будет официальным национальным языком. Однако национальная идентичность распространяется и на сферу культуры и ценностей. Она состоит из историй, которые люди рассказывают о себе: откуда они пришли, какие праздники празднуют, что хранится в их общей исторической памяти, что нужно, чтобы стать подлинным членом общества.

[…] Разнообразие вызывает интерес и энтузиазм. В 1970 г. Вашингтон был довольно скучным городом, населенным двумя расами, а самым экзотическим местом был ресторан Yenching Palace* на . Сегодня Вашингтонская агломерация стала местом невероятного этнического разнообразия: здесь можно, перебираясь из одного небольшого этнического анклава в другой, отведать эфиопскую, перуанскую, кхмерскую или пакистанскую кухню. Интернационализация города оказалась выгодна и по другим причинам: постепенно Вашингтон приобретал популярность среди молодежи, а та приносила с собой новую музыку, искусство, технологии; формировались целые кварталы, которых раньше не было. История Вашингтона воспроизводилась во всех других крупных городах мира — от Чикаго до , от Лондона до Берлина.

Разнообразие также имеет решающее значение для стрессоустойчивости. Биологи- экологи отмечают, что искусственно созданные сельскохозяйственные монокультуры часто уязвимы к болезням из-за отсутствия генетического разнообразия в популяции. Фактически генетическое разнообразие является двигателем эволюции, основанной на генетической изменчивости и адаптации. Общая озабоченность утратой разнообразия видов по всему миру обусловлена угрозой для долгосрочной биологической устойчивости.

Наконец, есть вопрос индивидуального поиска идентичности. Люди часто сопротивляются поглощению более мощными культурами, особенно если не родились в них. Они хотят, чтобы их личности признавались и ценились, а не подавлялись. Они хотят ощущать связь с предками, помнить свои корни. Даже не будучи частью определенной культуры, люди хотят сохранить оказавшиеся под угрозой исчезновения языки коренных народов мира и обычаи, которые напоминают о прежнем образе жизни.

С другой стороны,

разнообразие не всегда оказывается исключительно благом. Сирия и Афганистан отличаются исключительным разнообразием, но оно порождает насилие и конфликты, а не творчество и стрессоустойчивость.

В Кении разнообразие обостряет конфликты между этническими группами и подпитывает политическую коррупцию. Этническое многообразие десятилетиями, еще до начала Первой мировой войны, раздирало либеральную Австро-Венгрию, пока населявшие ее народы не решили окончательно, что не могут больше жить в общей политической структуре, что и привело к распаду империи. Венский плавильный котел конца XIX в. дал миру Густава Малера, Гуго фон Гофмансталя и Зигмунда Фрейда. Но когда более узкие национальные идентичности в составе общеимперской — сербы, болгары, чехи и австрийские немцы — осознали себя, регион содрогнулся в приступе насилия и нетерпимости.

В этот период национальная идентичность пользовалась дурной славой именно потому, что ассоциировалась с эксклюзивным, этнически обусловленным чувством принадлежности, известным как этнонационализм. Этот тип идентичности предполагает преследование людей, не входящих в идентифицируемую группу, и агрессию против других стран от имени (или для защиты) соотечественников, проживающих в них. Проблема, однако, не в самой идее национальной идентичности; проблема заключается в узкой, основанной на этнической принадлежности, нетерпимой, агрессивной и глубоко нелиберальной форме, которую принимает национальная идентичность.

Читать еще:  Двигатель 2ст расход топлива

Но такая ситуация вовсе не является исторической неизбежностью.

Национальную идентичность можно строить на либеральных и демократических ценностях и общем опыте,

формирующем прочную основу, на которой могут процветать различные сообщества. Подобные попытки предпринимались в Индии, Франции, Канаде и Соединенных Штатах. Мера инклюзивности национальной идентичности по-прежнему имеет решающее значение для сохранения эффективного современного политического порядка по целому ряду причин.

Первое — физическая безопасность.

Крайним проявлением того, к чему может привести отсутствие чувства национальной идентичности, является распад государства и гражданская война,

как, например, в Сирии или Ливии, о чем говорилось выше. Но даже если дело не доходит до этого, слабое ощущение национальной идентичности создает другие серьезные угрозы безопасности. Крупные политические единицы сильнее более мелких и могут лучше защитить себя. Они имеют больше возможностей для формирования международной обстановки, отвечающей их интересам. Великобритания, например, не имела бы и части того политического влияния на геополитической арене, которым она обладала несколько веков назад, сохрани Шотландия независимость. То же можно сказать и об Испании, если бы от нее отделилась Каталония — самый богатый регион страны. Разобщенные страны слабы, поэтому путинская Россия оказывает закулисную поддержку движениям за независимость по всей Европе и вмешивается в американскую политику, чтобы углубить политический раскол в США.

Во-вторых, национальная идентичность имеет большое значение для качества управления. Качество государственного управления, то есть эффективность государственных услуг и низкий уровень коррупции, зависит от того, ставят ли чиновники общественное благо выше личного.

В системно коррумпированных обществах политики и бюрократы отвлекают государственные ресурсы на обслуживание интересов своей этнической группы, региона, племени, семьи, политической партии или набивают собственный карман, поскольку не чувствуют необходимости защищать интересы общества.

Это указывает на третью функцию национальной идентичности — содействие экономическому развитию. Если люди не будут гордиться своей страной, они не станут работать на ее благо. Сильное чувство национальной идентичности в Японии, Южной Корее и Китае породило элиты, которые были сосредоточены на экономическом развитии своих стран, а не на личном обогащении, особенно в первые десятилетия быстрого экономического роста. Такой вид общественной ориентации лежит в основе государства развития**; он гораздо менее характерен для стран Черной Африки, Ближнего Востока или Латинской Америки. Многие группы, идентичность которых построена на этнической или религиозной принадлежности, предпочитают торговать только «со своими» и используют доступ к государственной власти в интересах только своей группы. […]

Четвертая функция национальной идентичности заключается в расширении круга доверия. Доверие действует как смазка, облегчающая и экономической обмен, и вовлечение в политические процессы. Доверие основано на так называемом социальном капитале — способности сотрудничать с другими людьми на основе неформальных норм и общих ценностей. Группы идентичности способствуют укреплению доверия между своими членами, однако их социальный капитал нередко ограничивается узкой внутригрупповой аудиторией. При этом сильная идентичность часто снижает доверие между членами группы и «чужаками».

Доверие обеспечивает процветание общества, но для успешного развития радиус его действия должен быть максимально широким.

Пятая важнейшая функция национальной идентичности заключается в поддержании эффективных систем социальной защиты, смягчающих экономическое неравенство. Если члены общества чувствуют себя членами «большой семьи» и имеют высокий уровень доверия друг к другу, они с гораздо большей вероятностью одобрят социальные программы, помогающие их более слабым землякам. Сильные государства всеобщего благосостояния в Скандинавии опираются на не менее сильное чувство национальной идентичности. Напротив, в обществах, разделенных на замкнутые, обособленные, озабоченные только собственным благополучием социальные группы, эти группы, скорее всего, будут соперничать за ресурсы, и всегда окажется в проигрыше.

задача национальной идентичности заключается в том, чтобы сделать возможной саму либеральную демократию.

Либеральная демократия — это неявный договор между гражданами и правительством, а также между самими гражданами, в соответствии с которым они отказываются от определенных прав для того, чтобы правительство защищало другие, более фундаментальные и важные права. Национальная идентичность строится на легитимности этого договора; если граждане не верят, что являются частью одной и той же политии***, система не будет функционировать. […]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector