Что такое закипание двигателя
Конечно, кипит мотор — это абстрактное понятие, поскольку чтобы закипел блок цилиндров или головка нужна очень высокая температура, потому что это металл. Кипящий силовой агрегат — закипание охлаждающей жидкости внутри системы охлаждения. Причин возникновения данного эффекта несколько.
Сначала стоит понимать, что для закипания охлаждающей жидкости необходима определённая температура. Принимая усреднённые данные, рабочая температура двигателя 85-105 градусов Цельсия.
Высокий граничный показатель температуры установлен не просто так, поскольку если градусы повышаются выше, то ОЖ начинает кипеть внутри закрытой системы охлаждения. Итак, температура закипающих «охлаждаек»: тосол — 110 градусов, антифриз — 115-120 градусов.
Теперь рассмотрим, причины, по каким может закипеть ОЖ внутри охладительной системы:
- Неисправность одного или нескольких элементов системы охлаждения двигателя. Самой частой причиной становится неисправность термостата или вентилятора охлаждения. Ещё страшнее, когда оба элемента вышли со строя. В таком случае, закипание охлаждающей жидкости в системе охлаждения становится неизбежным, особенно в летнее время года, когда радиатор нельзя полностью охладить встречным потоком ветра.
- Забитая система охлаждения и её элементы. Зачастую забиваются каналы в радиаторе, где откладывается мусор. Вместе с этим затрудняется циркулирование охлаждающей жидкости. Также, забиваться могут каналы в самой головке блока цилиндров. Для чистки используются специальные средства или же демонтаж элементов.
- Неработающий датчик температуры. Он посылает данные в электронный блок управления двигателем. В случае неисправности элемента, ЭБУ не включает вентилятор радиатора, впоследствии этого жидкость будет нагреваться, пока не закипит.
- Малое количество охлаждающей жидкости в системе также становится причиной перегрева. Она может пропадать по разным причинам, а именно через пробитые патрубки системы охлаждения или неисправный радиатор.
- Потеря химических и физических свойств ОЖ также приводит к перегреву, поскольку она не выполняет своих функций охлаждения. Именно поэтому, Ож необходимо периодическим менять.
Это может быть просто поломка крышки радиатора, которая приводит к перегревам. Могут быть и более сложные варианты. К примеру, пробой прокладки ГБЦ и прорыв картерных газов в систему может привести к дорогостоящему ремонту.
Первое, что нужно делать автомобилисту на дороге – это следить за температурой двигателя. Если она находится на середине шкалы, то значит, сейчас все в порядке и можно продолжать движение. Но все, что выше середины – это перегрев. Небольшие отклонения стрелки могут быть допустимы, но чем дальше вверх она поднимается, тем больше проблем может возникнуть. Если стрелка дойдет до показателя « H » — это значит, что антифриз начал кипеть.
Обязательно попробуйте включить печку. Если из нее идет горячий воздух, значит система охлаждения циркулирует, и она постепенно отводит тепло от двигателя. При этом не стоит останавливаться, лучше продолжать движение на минимальных оборотах двигателя.
Если же из печки идет холодный воздух, то сразу останавливайтесь и глушите двигатель. В системе уже нет антифриза и нужно принимать срочные меры. Дождитесь момента, когда двигатель остынет, долейте охлаждающей жидкости и только после этого отправляйтесь в сервис.
Чтобы не допустить подобных ситуаций, всегда проверяйте уровень охлаждающей жидкости, состояние радиатора, а также наличие подтеков перед поездкой. Если никаких признаков поломки нет, то можно смело отправляться в путь. Если же вы видите хотя бы какие-то проблемы, то лучше сразу отвезти машину в сервис.
Какие последствия влечёт за собой закипание машины
Если в критический момент машина быстро закипает и мотор глохнет, это должно послужить тревожным звоночком для автовладельца. Остановке работы двигателя чаще всего сопутствуют деформации одной или нескольких деталей, из-за чего дальнейшая эксплуатация авто становится практически невозможной.
В случае, когда закипел тосол в машине, детали поддаются различным деформация под воздействием высоких температур. Это, как правило, ведёт к тому, что потребуется вложиться не только в ремонт, но и в покупку новых комплектующих для автомобиля. Если температура достаточно высокая, то может произойти прогорание прокладок, непоправимые изменения в системы клапанов, маслосъёмных колпаков, в гильзах могут заклинить поршни. Как видите, плюсов практически нет, одни минусы и убытки, поэтому при попадании в столь неприятную ситуацию лучше придерживаться определённого плана действий.
Советуем также ознакомиться со статьей — когда нужно менять цепь ГРМ
Перегрев мотора по вине водителя
Часто причина неисправности кроется в безответственном отношении к авто его владельцев и нарушений правил эксплуатации. К этой категории можно отнести несколько основных причин закипания мотора:
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе. Это является едва ли не основной причиной перегрева. ОЖ отводит лишнее тепло из мотора к радиатору, и её низкий уровень делает работу системы охлаждения неэффективной.
- Смешивание охлаждающих жидкостей различного типа. Каждая ОЖ имеет индивидуальный состав и различается по цвету. При их смешивании эксплуатационные характеристики существенно снижаются: падает не только теплопроводность, но также жидкость может запениться, что препятствует её свободному прохождению через каналы в моторе.
- Грязный радиатор. Благодаря ячеистой структуре, радиатор эффективно охлаждает попадающую в него ОЖ. Со временем ячейки между пластинами забиваются грязью, что препятствует его эффективному обдуву. Необходимо каждые 2–3 года чистить радиатор авто для предотвращения перегрева мотора.
- Старый антифриз. Срок эксплуатации охлаждающей жидкости ограничен и составляет не более 5 лет. По истечении этого срока антифриз теряет свои свойства и больше не может эффективно отводить тепло от камер сгорания авто. Своевременная замена поможет предотвратить закипание мотора, но об этом многие автолюбители, особенно начинающие, просто забывают.
Кроме ошибок самих автовладельцев, существуют и технические причины появления неисправности, предугадать которые часто невозможно.
Закипает двигатель: причины и последствия
Некоторые автолюбители ошибочно считают, что перегрев двигателя это неприятность, которая грозит им только в жаркую пору. Но, это далеко не так, ведь закипает двигатель даже зимой, когда температуре ниже нуля. Все зависит не окружающей температуры, а от неисправности двигателя.
Самая распространенная причина, по которой закипает двигатель это водяной насос. Если он неисправен, то охлаждающая жидкость уже не циркулирует по системе, а значит, не происходит необходимого охлаждения. В том, что закипает двигатель, причины, могут быть даже самые простые — например, слетел приводной ремень водяного насоса. А если водитель не заметил то, что резко началась повышаться температура, то это может привести к очень пагубным последствиям.
Также, причина может быть в радиаторе, ведь он может не иметь необходимую пропускную способность, что ухудшает циркуляцию. Радиатор может иметь забитые соты из-за накипи, которая образуется после того, как доливать в систему не дистиллированную воду. Радиатор может быть забитым и если слишком много сот закупорено, ведь чем он старше, тем чаще подвергался ремонту. К тому же, в сотах может быть различный мусор, насекомые и ржавчина, а все это ухудшает его пропускную способность.
Перегрев двигателя может возникнуть и из-за термостата. Если он заклинит в закрытом положении, то охлаждающая жидкость будет идти только по малому кругу. А так как малый круг создан как раз для нагрева двигателя на холостом ходу, то температура повышается очень быстро и впоследствии закипает двигатель.
В том, что закипает двигатель, причины, могут крыться и в неправильной эксплуатации. Если водитель продолжительное время эксплуатирует автомобиль на пониженных передачах, а двигатель работает на высоких оборотах, то это приводит к сильному повышению температуры. Такие случаи можно наблюдать при движении в горах, когда приходится преодолевать затяжные подъемы.
Еще один вариант, почему закипает двигатель из-за неправильной эксплуатации это использование утеплителя мотора в не очень холодную погоду. Часто во время оттепели водитель может забыть снять с решетки радиатора «морду», что будет приводить к перегреву двигателя.
После того, как закипает двигатель, последствия бывают разные. Когда перегрев был замечен своевременно и если он был спровоцирован недостаточным уровнем охлаждающей жидкости, то есть вероятность, что после доливать все устранится и никаких более серьезных последствий не будет.
Когда причина более серьезная, то в любом случае придется разбирать хотя бы частично двигатель. Хуже всего, если после перегрева деформируется головка блока цилиндров, ведь тогда придется ее менять, а это не только затратная процедура, но и сама деталь стоит больших денег.
Остается только вопрос, а что же делать водителю, если обнаружено, что закипает двигатель. Для начала нужно срочно прекратить движение и поместить автомобиль где-то на обочине. Затем глушится двигатель и открывается капот. Спешить и открывать крышку расширительного бачка не стоит, ведь жидкость горячая и может начать выливаться через горловину или лететь брызгами, что может привести к ожогам.
Уже только после того, как двигатель остыл нужно проверить уровень и по необходимости долить охлаждающей жидкости, а в ее отсутствие обычной воды. Запрещается доливать воду сразу, или же поливать двигатель сверху, чтобы он быстрее остыл. Это только ухудшит ситуацию, ведь из-за перепада температуры «поведет» головку блока.
Перегрев двигателя автомобиля
Запись опубликована 18.07.2017 автором Антон Боднар .
Перегрев двигателя — это проблема летнего сезона. Зимой такая неприятность также случается, но крайне редко, и причиной является неправильная работа системы охлаждения. При перегреве мотора может произойти деформация головки блока цилиндров. Также может прикипеть поршень в самом цилиндре.
При движении автомобиля на значительной скорости жидкость в радиаторе охлаждается за счет обдувания встречными воздушными массами. Если же автомобиль не двигается, а мотор включен, то здесь одна надежда на вентилятор радиатора. Такая ситуация возникает часто в пробке. Если на улице 30 и более градусов цельсия, то перегрев двигателя вполне вероятен.
Признаки перегрева
В первую очередь необходимо обращать внимание на показания датчика температуры. Если стрелка попадает в красную зону, то срочно необходимо остановить транспортное средство.
Если такой датчик отсутствует или неисправен, то следующим признаком перегрева может служить пар из-под капота автомобиля. Также признаком перегрева является характерный звон при работе двигателя. Это происходит из-за того, что стенки камеры сгорания при перегревании провоцируют ненормальное сгорание топливной смеси.
Что делать при перегреве?
При перегреве двигателя прежде всего надо остановиться на обочине, включить аварийные огни и поставить соответствующий знак. Далее следует открыть капот, и дождаться остановки кипения. Это время обычно составляет около 15 минут. О снижении давления вам подскажут шланги, которые стали мягче. Только после этого можно открывать пробку радиатора и доливать жидкость, которая выкипела.
Заливать жидкость необходимо очень медленно, чтобы новая ее масса не вызвала слишком резкого охлаждения.
После этого надо завести мотор и посмотреть на датчик. Если не происходит резкого повышения температуры, то стоит поехать на СТО для выяснения причины перегрева. Если же температура поднимается очень быстро, то вызывайте эвакуатор. Дальнейшее перемещение на автомобиле может привести к серьезным проблемам в двигателе транспортного средства.
Причины, которые можно определить самостоятельно
Проблемы с радиатором. Его загрязнение может создать условия, при которых жидкость не будет циркулировать в охлаждающем контуре. Также причиной закипания двигателя может стать резкое падение уровня жидкости из-за пробоя радиатора. В таком случае стоит воспользоваться герметиком, а в скором будущем необходимо будет заменить эту деталь контура охлаждения на новую.
Разгерметизация системы. Причин разгерметизации может быть множество. Это и ослабление хомутов, и трещины в шлангах, износа уплотнителя насоса и т.д.
Некорректная работа термостата или клапана. Если вы определите, что нижняя часть радиатора холодная, то причину стоит искать в термостате. В этом случае можно самостоятельно купить новый термостат и заменить его.
Поломка помпы. Неправильная работа водяного насоса не обеспечивает необходимую циркуляцию жидкости в системе. Из-за этого охладитель может не успевать отдавать тепло в окружающую среду, что также приводит к закипанию двигателя.
Неисправный вентилятор. Признаки неисправного вентилятора радиатора — крыльчатка не крутится. Возможные причины — сломан электродвигатель, некорректная работа датчика, плохого контакта провода.
Нарушение уплотнения камеры сгорания. Если ранее мотор перегревался, то герметичность могла быть нарушена. Следует осмотреть прокладку головки, плоскость самой головки или блока.
Что запрещается делать при перегревании двигателя?
Прежде всего стоит воздержаться от преждевременного открывания пробки расширительного бачка. Во-первых, вы гарантировано получите ожоги быстро выходящей из контура воды. Во-вторых, контур лишится воды, которая призвана охлаждать самые горячие места.
Нельзя поливать двигатель водой. Резкий перепад температуры может спровоцировать появление трещин на двигателе. Но если есть возможность, то можете аккуратно поливать водой радиатор, что ускорит теплообмен. Делать это надо крайне аккуратно, чтобы вода не попала на двигатель.
Профилактика перегрева двигателя автомобиля
Перегрев двигателя автомобиля — очень неприятное явление для любого владельца транспортного средства. Но этого можно избежать, если проводить периодический осмотр системы охлаждения. Во время осмотра необходимо проверять все детали контура на наличие утечек, трещин и т.д. Это не занимает много времени и не требует больших капиталовложений.
Также стоит помнить, что перегрев мотора может произойти и при полностью исправной системе охлаждения. Это может произойти при неправильном режиме эксплуатации двигателя. Например, при длительной езде на пониженной передаче и на высоких оборотах.
- АвтоТО
- О компании
- Новости
- Блог
- Сертификаты
- Клиентам
- Условия доставки и оплаты
- Гарантия и возврат
- Публичная оферта
- Помощь
- Партнерам
- Информация для поставщиков
- Как стать партнером?
- Как продавать в АвтоТО?
- Контакты
- (067) 644-41-00
- (050) 444-01-00
- (093) 700-87-13
- (044) 362-65-98
- (057) 761-61-87
- г. Харьков, ул. Юрьевская, 17а
РЕГИОНЫ ДОСТАВКИ АВТОЗАПЧАСТЕЙ ВЕСОМ БОЛЕЕ 10КГ:
Харьков, Киев, Полтава, Луганск, Донецк, Днепропетровск, Суммы, Одесса, Львов, Черкассы, Запорожье, Кременчуг, Кривой Рог, Херсон, Луцк, Житомир, Винница, Хмельницкий, Ивано-Франковск, Каменец-Подольский, Конотоп, Чернигов, Черновцы, Мариуполь, Мелитополь, Кировоград, Знаменка, Бахмач, Артемовск, Белая Церковь, Ровно, Николаев, Нежин, Тернополь, Ужгород, Шепетовка, Коростень, Ковель, Коломия, Казатин, Жмеринка, Котовск, Здолбунов, Мукачево, Первомайск на Буге, Попасная, Ясиноватая© 2008 — 2020 Интернет-магазин АвтоТО — фильтры, свечи зажигания, щетки с доставкой по Харькову и Украине
Внутренние причины перегрева
1. Дополнительные источники тепла
Как уже писали выше, сам по себе мотор сильно нагревается, плюс вокруг него также находятся конструктивные элементы, которые дополнительно повышают температуру. К таким элементам можно отнести каталитические нейтрализаторы.
Еще один конструктивный элемент, который может спровоцировать перегрев двигателя – кондиционер, поскольку он выделяет тепло и не дает полноценно поступать воздуху к радиатору. Также проблемой может быть и скопление грязи и пыли, а это препятствует нормальному охлаждению. Излишне греются и галлогенные фары, стоит заменить их на светодиодные варианты.
Также не в пользу охлаждения двигателя сработала попытка сделать его более легким и компактным, из-за этого радиаторы стали тонкими, а объем охлаждающей жидкости снизился в 2 раза, это отрицательно сказалось на аварийном запасе.
АКПП и турбонадув также являются дополнительными источниками тепла под капотом.
2. Особенности эксплуатации
Следующий блок причин перегрева автомобиля связан с эксплуатацией транспортного средства.
Первый фактор, из-за которого автомобиль перегревается – перегруз машины. Причем речь идет как о салоне, так и о крыше. Второй связан с движением по бездорожью и в горных условиях, оно существенно увеличивает нагрузку на двигатель, плотность охлаждающего радиатора воздуха. Третий связан с неисправностями в ходовой и коробке передач, которые могут затруднить движение автомобиля: спущенные шины, сбои в срабатывании тормозов, неверные углы установки колес, гидротрансформатор, пробуксовка сцепления и другие.
Также к ситуациям, которые провоцируют перегрев, можно отнести длительную буксировку и длительную работу на холостых оборотах, она может быть вынужденной, но двигатель перегревает.
Если на клапане выпуска образуется трещина, температура отработанных газов повышается.
3. Двигатель
Если жидкости не хватает, значит, что есть протечки. Чаще всего их можно обнаружить в резиновых патрубках и радиаторах. Необходимо внимательно относиться к состоянию автомобиля и любым признакам некорректной работы.
4. Неисправности
Во время ремонта охлаждающей системы используют герметик, он, как и охлаждающая жидкость, может оставлять налет в системе. Этот налет выводит из строя термостат. В результате мотор и силовой агрегат перегреваются.
Ошибки в регулировке зажигания или впрыска. Если зажигание происходит позже необходимого, то оно не успевает закончиться на выпуске, из-за этого происходит скачок температуры отработанных газов. В результате антифриз закипает, что может привести к перегару мотора.
В системе охлаждения со временем откладываются минеральные соли, что становится проблемой, которую не так легко определить. Отложение солей препятствует заполнению всей системы жидкостью, утолщает стенки, приводит к перегреву мотора.
В камере сгорания образуется нагар, он препятствует проведению потока тепла, масло попадает в цилиндры с явным избытком, что чревато отложениями, от солей двигатель греется еще сильнее.
Также дополнительный слой отложений образуют присадки, создавая эффект утепления.
Почему закипает антифриз: из опыта автовладельцев
- Чаще всего проблема в радиаторе
«При заклинивании термостата в положении малого круга в жаркую погоду перегрев двигателя будет виден по положению стрелки на панели приборов. Если он заклинит на большом круге, то летом это будет почти не заметно (разве что мотор будет дольше прогреваться до рабочей температуры). Если держит давление клапан крышки радиатора, забиты его соты или выхлопные газы попадают в систему охлаждения, стоит проверить самое простое – просвечивает ли радиатор».
Спешка хороша только при ловле блох
«Если антифриз закипает на непрогретом моторе, скорее всего, повело прокладку ГБЦ и ее нужно заменить. Можно, конечно, посмотреть на клапан крышки расширительного бычка. Может, он заел или сломался. Затем нужно проверить уровень антифриза и наличие воздушной пробки в системе. Заливая охлаждающую жидкость, стоит проверить, не сорвало ли патрубки под давлением. Для этого можно использовать дистиллированную воду, чтобы не расходовать дорогой антифриз. Если с системой все в порядке, можно заливать антифриз».
Помпу заменил и порядок
«Я столкнулся с проблемой :машина с водой в системе охлаждения работала нормально (вентилятор включался на 92 °С), а когда залил антифриз, стала кипеть. Я опять промыл систему и залил дистиллированную воду – все опять в норме. После длительного изучения проблема была найдена. Оказалось, что из-за более высоких смазывающих характеристик антифриза проскальзывала крыльчатка водяного насоса. Опытным путем было установлено, что при нагревании вода из отверстий для сброса течет нормально, а антифриз еле сочится (при дальнейшем нагревании мотора течь охлаждающей жидкости вообще прекратилась). Замена водяного насоса исправила работу системы».
Нужно чистить и промывать
«Причиной того, что закипает тосол, может быть внутреннее и наружное загрязнение радиатора. Грязь собирается между радиаторами кондера и двигателя. Снаружи радиатор следует обмыть «керхером» и заменить жидкость в системе.
Если термостат заклинил, то жидкость течет по минимальному кругу (рубашка охлаждения и отопитель).
На крышке основного радиатора не должно быть ржавчины, а клапан должен быть исправным. Нагреваясь, антифриз увеличивается в объеме и заполняет расширительный бычок. Когда жидкость остывает, обратный клапан способствует ее «всасыванию» в радиатор до полного уровня».
Рекомендуем
«Недавно столкнулся с интересной ситуацией. Ехал по трассе с включенным кондером, и вдруг стрелка температуры поползла вверх. Я выключил кондер, температура снизилась. Но, когда стал ехать в горку, вижу, машина закипает. Я остановился, открыл капот и посмотрел на пробку радиатора: клапан попросту оторвался и отпал. Полторы тысячи км ехал, постоянно доливая воду, нигде не мог купить пробку. Оказывается, без нее мотор кипит, даже несмотря на то, что стояла вискомуфта и постоянно крутился вентилятор радиатора. Позже нашел пробку на разборке, поставил, и проблема ушла!».