0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое тормозить двигателем автомобиль

Что такое тормозить двигателем автомобиль

Торможение двигателем позволяет снизить скорость автомобиля до минимальной без использования тормозной системы автомобиля или стояночного тормоза. Это не очень сложно, просто непривычно, так как этот тип торможения применяется в конкретных, нечасто встречающихся ситуациях. Умение тормозить двигателем — это очень полезный навык, который может помочь в критической ситуации (также рекомендуем прочитать статью об аквапланировании). Большинство автолюбителей никогда не пробовали тормозить двигателем и не знают, как это делается. А между тем, это вовсе не сложно.

Что это такое?

Если коротко, то, торможение двигателем — это действие, возникающее в момент, когда двигатель сопротивляется нагрузке, стремящейся увеличить обороты вращения коленчатого вала. Ну, а если попробовать объяснить этот процесс более детально, то торможение двигателем возникает, когда водитель отпускает педаль акселератора (при включенном сцеплении), то есть подача топлива к мотору сводится если не к нулю, то к минимуму, а сам силовой агрегат превращается уже не в отдающий энергию, а в принимающий ее от трансмиссии, работающей по инерции. В этот момент и возникает то самое сопротивление, замедляющее вращение коленвала и, соответственно, снижающее скорость автомобиля.

Важно также понимать, что заметный эффект от торможения двигателем есть не всегда, а лишь в определенных условиях. Чтобы понять этот процесс, нужно вспомнить достаточно простые вещи. Нажав на педаль акселератора, водитель увеличивает обороты коленчатого вала, а отпуская ее, заставляет двигатель уменьшать их. Трансмиссия же служит для регулирования силы, которую двигатель передает на колеса автомобиля. На пониженных передачах эта сила велика, но скорость с которой движется автомобиль, маленькая. На повышенных передачах автомобиль движется быстрее, но увеличивать скорость движения двигателю сложнее, ведь он не может прилагать те же усилия, что и на пониженной передаче. Соответственно, на пониженной передаче динамика движения более заметна. Автомобиль быстрее ускоряется и быстрее замедляется.

Одно из главных преимуществ торможения двигателем заключается в том, что оно повышает устойчивость автомобиля к заносу, поскольку колеса не блокируются тормозными колодками, как при торможении с помощью рабочей тормозной системы. По этой причине торможение двигателем является одним из важных контраварийных приемов вождения. Хотя, есть ему применение и в спокойных ситуациях. Например, когда горит красный сигнал светофора и впереди достаточно пространства, чтобы подкатиться к нему, не прибегая к активной помощи педали тормоза. Незаменимым торможение двигателем будет также на скользкой/мокрой дороге и на длительных спусках. В первом случае это, опять же, не даст колесам заблокироваться, а во втором — убережет тормозную систему от перегрева и выхода из строя.

Плюсы и минусы торможения двигателем

Торможение двигателем в той или иной степени используют все опытные водители. Способ имеет ряд существенных преимуществ:

  • риск заноса автомобиля значительно снижается — водитель утрачивает контроль над машиной, выжимая педаль тормоза, тем самым провоцируя блокировку колес, используя же постепенное снижение передачи, подобное исключается;
  • метод эффективен на горных трассах, крутых спусках, во время гололеда и при езде по серпантину;
  • торможение мотором препятствует перегреву системы;
  • в процессе уменьшается износ дисков и колодок, расход топлива существенно уменьшается;
  • тормозить двигателем наиболее разумно при отказе тормозной системы — резко остановить транспортное средство не удастся, но снизить скорость и уменьшить риск получения травм и механических повреждений авто вполне реально.
Читать еще:  Датчики участвующие в запуске двигателя

Торможение двигателем не проходит бесследно для любого автомобиля, провоцируя немало проблем в будущем. Во-первых, увеличивается нагрузка на поршень, негативному воздействию поддаются и подшипники коленвала, шатуны. Во-вторых, из-за резкого отсутствия подачи бензина клапана ДВС начинают работать «на сухую», что ускоряет их износ. Кроме того, во впускном коллекторе создается разрежение, которое наносит вред двигателю. Параллельно страдает система картерной вентиляции, изнашиваются сальники клапанов. Если часто использовать данный метод торможения, возможно попадание масла во впускной коллектор, цилиндры, турбины.

Еще один значительный недостаток — грязь и пыль из впускного коллектора во время движения авто оказывается в цилиндрах. Как результат, на стенках появляются задиры, клапаны выходят из строя. Все детали двигателя испытывают повышенную нагрузку из-за быстрого и существенного изменения числа оборотов коленвала. Такой момент равноценен безалаберному обращению с коробкой передач. Риск возникновения аварийной ситуации также возрастает. Скорость авто снижается, но стоп-сигналы не активируются. Участники дорожного движения сзади могут своевременно не среагировать на торможение и спровоцировать столкновение.

Как тормозить скоростью? Или как правильно тормозить двигателем?

Надо сказать, что этот способ понемногу умирает, ибо сейчас практически все автомобили с системой ABS. Но также довольно много без этой системы. Поэтому рассмотрим этот пример. Торможение двигателем, в основном применяется в зимний период, когда покрытие асфальта имеет низкий коэффициент сцепления (попросту покрыт льдом). Тогда если вы резко нажмете на тормоз ваш авто просто напросто поведет юзом или занесет. Чтобы этого избежать, нужно выполнить следующее.

Приведу полный пример.

Моя скорость приличная, около 60 км/ч

Чтобы затормозить двигателем — перехожу с четвертой на третью, обороты возрастают — потом можно перейти на вторую (обороты двигателя также возрастут), но движение будет резко замедляться.

Но можно затормозить и более резко — например с четвертой переключится на вторую передачу. Это сразу заставит автомобиль резко скинуть скорость. Правда обороты выдут на высокий уровень — двигатель будет просто «орать»!

После сброса скорости можете полностью остановить машину уже педалью тормоза.

И конечно же видео версия

Вот и все. Мы разобрали три основных принципа остановки, надеюсь мои уроки вам помогают в освоении вождения машины, пишите свои комментарии, будет интересно вас послушать.

(33 голосов, средний: 4,61 из 5)

Что такое торможение двигателем и как его правильно выполнять?

Торможение двигателем – это отпускание педали газа с целью замедления автомобиля, выполняется при включенной передаче. В процессе торможения двигателем мотор не получает горючую смесь, но продолжает получать крутящий момент от трансмиссии, таким образом он из источника энергии превращается в ее потребителя, замедляя трансмиссию, а потом и колеса.

Читать еще:  Выхлопная система газель двигатель 405 евро 3 схема

Если требуется незначительное или кратковременное торможение двигателем, его можно выполнять на той же передаче, на которой двигался автомобиль. Если же речь идет о длительном торможении двигателем, то в процессе можно понижать передачи по мере снижения оборотов, а потом при необходимости завершить торможение рабочим тормозом.

Виды и приемы торможения автомобиля

Существует несколько видов и приемов торможения.

Плавное торможение автомобиля

Самым безопасным из них является плавное торможение, которое осуществляется путем нажатия на педаль тормоза. Плавное торможение применяют в случае спокойного движения машины, при средней скорости, и тогда, когда дорожное покрытие может себе позволить хорошее сцепление с колесами. В школах вождения данный вид торможения рассматривается как основной, так как он не несет каких – либо неприятных последствий или износа шин. Недостатком плавного торможения считается то, что его можно применять не везде: если качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, то эффективность плавного торможения падает.

Резкое торможение автомобиля

Следующим распространенным видом торможения является резкое торможение. Оно осуществляется резким нажатием педали тормоза почти до самого упора и удержанием педали в таком положении. Вследствие этого на дорожном покрытии образуются следы в виде черных полос, по которым можно определить путь водителя. У разных автомобилистов качество его торможения отличается, так как оно производится с помощью «мышечного чувства».

Резкое торможение используется в критических ситуациях. Водитель должен уметь сохранять бдительность, устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении, так как оно имеет свои особенности и должно быть исполнено грамотно. Минусами такого торможения является блокировка колес, износ шин, а также снижение коэффициента сцепления колес с дорогой.

Рекомендуется сводить к минимуму резкое торможение на дороге.

Прерывистое и ступенчатое торможение автомобиля

Следующие типы торможения относятся к торможению импульсивному: прерывистое и ступенчатое. Прерывистое – это, по существу, сочетание резкого торможения с растормаживанием. Водитель осуществляет периодическое нажатие на педаль тормоза, а затем полностью его отпускает. И эта процедура выполняется до полной остановки машины.

Прерывистое торможение используется на ухабистых неровных участках дорог. Не следует использовать интенсивное первоначальное тормозное торможение на большой скорости, так как нельзя допустить полной блокировки колес.

Ступенчатое торможение более применимо для экстренного торможения в сложных ситуациях, так как оно может создать минимальную длину тормозного пути. Ступенчатое торможение выполняется путем нажатия педали тормоза до упора, но до конца оно не опускается, а производится, своего рода, «прокачка» от полной блокировки колес до разблокировки.

При ступенчатом торможении меняется его интенсивность, но оно не прекращается. Рекомендуется применять этот вид торможения первоначально на короткой дистанции и далее увеличивать на свое усмотрение показатели интенсивности и продолжительности торможения. Устойчивость машины на дороге осуществляется за счет растормаживания.

Читать еще:  Что такое старт стоп двигателя

Торможение двигателем автомобиля

Следующий вид торможения – торможение двигателем и торможение коробкой передач. В первом случае происходит отпускание педали газа при включенном сцеплении на действующей передаче. Педаль газа опускается, выжимается педаль сцепления, далее отключается повышенная передача. Затем опускается педаль сцепления и нажимается педаль акселератора в случае, если передача выключена. В конце выжимается сцепление, включается пониженная передача, и опускается педаль сцепления. Данный прием торможения основан на том, что двигатель становится потребителем энергии, не получая горючей смеси, но получая от трансмиссии крутящий момент. Преимущества этого торможения заключается в равномерном распределении тормозящего усилия между ведущими колесами машины, а также высокая устойчивость к заносам.

Торможение коробкой передач автомобиля

Торможение коробкой передач подразумевает равномерное постепенное переключение на низшие передачи для того, чтобы снижать скорость машины. При этом можно перескочить через несколько передач, только это будет иметь свои последствия — потерю маневрирования и управляемости машины. Этот способ торможения хорошо применять для плавного снижения скорости на тех участках дороги, где сложно проезжать без особой сноровки, например на мокрых спусках.

Хороший водитель должен уметь пользоваться каждым из вышеперечисленных способов, так как дороги везде разные, а разница способов торможения, как вы понимаете, подразумевают то, что для каждого «другого» участка дороги свой способ торможения.

Видео приемы и способы торможения автомобиля

В плюсы можно записать следующие моменты:

    Торможение двигателем является не только дополнительным альтернативным, но и достаточно эффективным контраварийным способом торможения.

Данный вариант торможения может стать последним и единственным способом остановить автомобиль при отказе тормозов.

Плавное и равномерное торможение двигателем повышает курсовую устойчивость и управляемость автомобиля при торможении на скользкой дороге при высокой скорости.

При торможении мотором снимается нагрузка с тормозной системы, дисков и тормозных колодок, что увеличивает срок их службы и предохраняет их от заклинивания при сильном нагревании.

  • Экономия топлива.
    • При торможении только двигателем не горят задние стоп-сигналы, предупреждающие задних водителей о торможении.

    Происходит увеличение механической нагрузки на двигатель и трансмиссию.

    Увеличивается расход моторного масла.

  • Необходимость более аккуратного и грамотного применения с дизельными моторами.
  • Заключение

    Несомненно, тормозить двигателем должен уметь каждый водитель. Однако если у водителя недостаточно навыков для правильного применения этого приема вождения, то использовать торможение силовым агрегатом следует только в экстремальной ситуации, когда отказала основная тормозная система и нет других способов остановить автомобиль.

    Для приобретения опыта и навыков в данном вопросе рекомендуется немного потренироваться на безопасных участках дороги, с мало интенсивным движением и хорошим покрытием. А со временем можно будет перейти и к тренировкам в более сложных условиях: крутые затяжные спуски, скользкое дорожное покрытие, подъезды к перекресткам и т. д.

    Видео о торможении двигателем:

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector