0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое ступень двигателя

Ракета-носитель

Раке́та-носи́тель (РН), также раке́та косми́ческого назначе́ния (РКН) — ракета, предназначенная для выведения полезной нагрузки в космическое пространство [1] .

Иногда термин «ракета-носитель» применяется в расширенном значении: ракета, предназначенная для доставки в заданную точку (в космос либо в отдалённый район Земли) полезной нагрузки — например, искусственных спутников Земли, космических кораблей, ядерных и неядерных боевых блоков. В такой трактовке термин «ракета-носитель» объединяет термины «ракета космического назначения» (РКН) и «межконтинентальная баллистическая ракета».

Системы управления ракет-носителей «Союз-2», «Союз-СТ», «Союз-2.1В»

В субботу 28 декабря 2013 года в 16:30 мск с пусковой установки № 4 площадки № 43 космодрома Плес ецк боевым расчетом Войск воздушно-космической обороны успешно проведен уникальный пуск ракеты- носителя легк ого класса «Союз-2.1В» с блоком выведения «Волга» и космическим аппаратом «Аист».

«Союз-2» этапа 1В – это двухступенчатая РН легкого класса, разработанная АО «РКЦ «Прогресс» (Cамара). Предназначена для запуска спутников со стартовых комплексов РН «Союз-2». РН разработана на базе «Союз-2» этапа 1Б со снятием боковых блоков, установкой на центральном блоке двигателя НК-ЗЗА и рулевого двигателя РД0110З (разработки ОАО «КБХА»). Блок второй ступени заимствуется с доработкой блока третьей ступени «Союз-2» этапа 1Б.

В основе новой ракеты работает двигатель первой ступени НК-33, разработанный самарским предприятием ОАО «Кузнецов». Это первый запуск НК-33 в российском проекте после закрытия в 1974 году советской лунной программы, где планировалось его использование.

Система управления РН разработана НПО автоматики. Аппаратура и программно-математическое обеспечение разработано на базе СУ РН «Союз-2». В СУ внедрена новая БЦВС «Малахит-7», отличающаяся от предыдущей БЦВС меньшими в шесть раз габаритами, меньшей в пять раз стоимостью и более высокой производительностью. Кроме того, в состав СУ входит прибор аварийной защиты двигателя. Вновь разработанные периферийные приборы обеспечивают управление маршевым и рулевым двигателями на первой ступени. Вторая ступень с приборами СУ заимствована от РН «Союз-2». Огромное преимущество новых РН и СУ в том, что стартовый комплекс и наземная аппаратура СУ претерпели незначительные изменения и обеспечивают запуск РН семейства «Союз-2» с одного стартового комплекса.

Читать еще:  Что происходит с двигателем если провернуло вкладыши

Для НПО автоматики это 30-й запуск РН семейства «Союз-2» с нашей СУ.

Преимущества СУ «Союз-2», «Союз-СТ», «Союз-2.1В»:

1. Высокая точность выведения полезной нагрузки с использованием данных навигационной системы ГЛОНАСС.

2. Решение проблем экологии:

  • полное выгорание топлива;
  • сокращение зон отчуждения под падение отработанных ступеней РН.

3. СУ полностью изготавливается российскими предприятиями на современной отечественной элементной базе.

4. Максимальное использование энергетики РН.

  • расчет и ввод полетного задания в процессе предстартовой подготовки;
  • возможность перенастройки автомата стабилизации под различную полезную нагрузку и готовые обтекатели.

6. Автоматическое гирокомпасирование – нет необходимости в развороте стартового стола.

7. Автоматический режим предстартовой подготовки с отсутствием ручных операций.

8. Значительное сокращение боевого расчета при проведении проверочных режимов и предстартовой подготовки РН.

В СУ РН «Союз-2», «Союз-СТ», «Союз-2.1В» НПО автоматики использует распределенную СУ, которая обладает рядом преимуществ:

1. Связь между абонентами системы осуществляется по магистральным кодовым линиям связи, что приводит к сокращению числа кабельных связей, а значит, и к сокращению массы кабельной сети изделия.

2. Внедрение распределенной системы дает возможность модульного наращивания функций, позволяет легко адаптировать СУ к каждому новому объекту управления.

3. За счет внедрения распределенной СУ мы получаем возможность модульного наращивания СУ, а значит, система становится легко адаптируемой к каждому новому объекту управления.

4. Увеличение массы полезной нагрузки за счет перемещения части приборов СУ на более низкие ступени.

5. Распределение и увеличение вычислительных ресурсов – расширение возможностей модернизации системы.

6. Упрощение монтажа и эксплуатации.

7. Применение управляющих органов и интеллектуализированных датчиков, в том числе разработанных НПО автоматики, с использованием нанотехнологий.

Конкурентные преимущества НПО автоматики:

1. Уникальный опыт создания автоматических СУ ракетно-космической техники.

Читать еще:  В двигатель пылесоса попала пыль что делать

2. Высокое качество разработки и отработки систем.

3. Высокий научно-технический и производственный потенциал, актуальный задел по ряду направлений.

4. Замкнутый цикл изготовления продукции: научные исследования, проектирование, конструирование, производство, испытания, сопровождение в эксплуатации.

5. Солидный опыт построения эффективного и долгосрочного взаимодействия с заказчиками, поставщиками и смежными организациями.

6. Система контроля качества на всех этапах разработки и производства СУ.

7. Развитая экспериментальная база.

В СУ РН «Союз-2.1В» НПО автоматики внедрена БЦВС нового поколения.

Неконтролируемое падение объектов до сих пор происходило из-за сбоев

Освоению космоса всегда сопутствуют большие риски: что-то выходит из строя, в ракетах заканчивается топливо, возникает техническая ошибка, не отделяется первая ступень ракеты. Когда это происходит, даже все выжившие при этом все равно чувствуют себя позже неловко и опустошенно.

Некоторые эксперты предполагают, что неконтролируемое падение китайской ракеты могло быть запланировано. Макдауэлл пишет в Twitter: «До того, как CZ-5B начала полеты, с 1990 года не было «по замыслу» неконтролируемых заходов в атмосферу объектов весом более 10 тонн. Падение DOS-6 («Салют-7»), STS-107 и «Фобос-Грунт» — все они произошли в результате сбоев».

Советская орбитальная станция «Салют-7» упала в феврале 1991 года на юге Аргентины и Чили. STS-107 была последней миссией американского челнока «Колумбия». Он разрушился в 2003 году при спуске в плотных слоях атмосферы, экипаж погиб. «Фобос-Грунт» был российской автоматической межпланетной станцией, которая предназначалась для доставки образцов грунта с одноименного спутника Марса на Землю. После запуска в ноябре 2011 года станция из-за сбоя не смогла покинуть околоземную орбиту. В январе 2012 года она сошла с орбиты и сгорела в плотных слоях атмосферы.

В последние годы Китай добился больших успехов в освоении космоса, совершив высадку зонда на Луну и вернув образцы горных пород обратно на Землю. Но не обошлось без неудач. В 2018 году прототип новой китайской космической станции упал в Тихом океане после того, как был потерян контроль над ним.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector