Что такое шунтовой двигатель
- Небольшая величина индукции.
- Отсутствие регулирования параметров магнитного потока.
Магнитоэлектрические генераторы относятся к машинам малой мощности. Для изготовления постоянных магнитов используется высококачественный магнитный сплав, это может быть: альни (АН), альниси (АНК) или магнико, альнико (АНКО). Благодаря использованию этих металлов для изготовления постоянных магнитов, происходит сохранение первоначальных характеристик в течение длительного временного периода. Для магнитоэлектрических генераторов характерен небольшой расход меди, невысокие потери, малый вес и размеры, небольшие потери мощности, отсутствие потерь на возбуждение, высокий КПД. Главный недостаток машин магнитоэлектрического типа – сложность регулирования.
Использование электромагнитного способа возбуждения характеризуется прохождением постоянного тока по возбуждающей обмотке, состоящей из полюсов, соединенных последовательно. Рабочие параметры МПТ характеризуются методом возбуждения относительно к цепи якоря оборудования.
Главная квалификация МПТ различных типов, подразделяемых на двигатели и машины генераторного вида, подразделяется по принципу возбуждения:
- Машина, питаемая от стороннего источника будет считаться устройством независимого возбуждения.
- МПТ шунтовая, использующая для выполнения возбуждения параллельно соединенные обмотки.
- МПТ сериесная — возбуждение происходит за счет использования обмотки соединенной последовательно.
- МПТ компаудного или смешанного типа, сочетающая для выполнения возбуждения оба типа соединения машинных обмоток.
Части электродвигателя
Есть много видов электродвигателей , но в целом у них есть некоторые подобные детали. Каждый двигатель имеет статор, который может быть постоянным магнитом или обмотанным проводами. Ротор находится посередине, но это зависит от магнитного поля, создаваемого статором. Ротор вращается, когда его полюса притягиваются и отталкиваются полюсами в статоре.
Сила двигателя (крутящий момент) определяется напряжением и длиной провода в электромагните в статоре, чем длиннее провод (что означает больше катушек в статоре), тем сильнее магнитное поле. Это означает больше мощности для поворота ротора.
Обмотка или «катушка» — медные провода, намотанные вокруг сердечника, используемые для создания или получения электромагнитной энергии. Провод, используемый в обмотках, должен быть изолирован.
Медь является наиболее распространенным материалом для обмоток. Алюминий также используется, но он должен быть толще, чтобы безопасно носить такую же электрическую нагрузку. Медные обмотки позволяют использовать двигатель меньшего размера.
Что такое шунтовой двигатель
Двигатель постоянного тока нашел широкое применение в различных областях деятельности человека. Начиная от использования тягового привода, применяемого в трамваях и троллейбусах , заканчивая приводом прокатных станов и подъемных механизмов, где требуется поддержание высокой точности скорости вращения.
Основные положительные особенности , которые отличают ДПТ от асинхронного двигателя:
— гибкие пусковые и регулировочные характеристики; |
— двухзонное регулирование, которое позволяет достигать скорости вращения более 3000 об/мин. |
— сложность в изготовлении и высокая стоимость; |
— в процессе работы необходимо постоянное обслуживание, так как коллектор и токосъемные щетки имеют небольшой ресурс работы. |
Двигатель постоянного тока применяют только тогда, когда применение двигателя переменного тока невозможно или крайне нецелесообразно. В среднем, на каждые 70 двигателей переменного тока приходится всего лишь 1 ДПТ.
Конструкция ДПТ
Двигатель постоянного тока состоит из:
— индуктора (статора); |
— якоря (ротора); |
— коллектора; |
— токосъемных щеток; |
— конструктивных элементов. |
Якорь и индуктор разделены между собой воздушным зазором. Индуктор представляет из себя станину, которая служит для того, чтобы закрепить основные и добавочные полюса магнитной системы двигателя. На основных полюсах располагаются обмотки возбуждения, а на добавочных – специальные обмотки, которые способствуют улучшению коммутации.
Коллектор подводит постоянный ток к рабочей обмотке, которая уложена в пазы ротора. Коллектор имеет вид цилиндра и состоит из пластин, изолированных друг от друга, он насажен на вал двигателя. Щетки служат для съема тока с коллектора, они крепятся в щеткодержателях для обеспечения правильного положения и надежного нажатия на поверхность коллектора.
Рисунок 1 – Конструкция двигателя постоянного тока
Двигатели постоянного тока классифицируют по магнитной системе статора:
2) ДПТ с электромагнитами :
— ДПТ с независимым возбуждением; |
— ДПТ с последовательным возбуждением; |
— ДПТ с параллельным возбуждением; |
— ДПТ со смешанным возбуждением. |
Рисунок 2 – Схемы подключения двигателя постоянного тока
Схема подключения обмоток статора существенно влияет на электрические и тяговые характеристики привода.
Пуск двигателя постоянного тока
Пуск двигателя постоянного тока производят с помощью пусковых реостатов, которые представляют собой активные сопротивления, подключенные к цепи якоря. Выполняют реостатный пуск по двум причинам:
— при необходимости плавного разгона электродвигателя; |
— в начальный момент времени, пусковой ток Iп = U / Rя очень большой, что вызывает перегрев обмотки якоря (которая имеет малое сопротивление). |
Рисунок 3 – Реостатный пуск двигателя с 3 ступенями
В начале запуска к цепи ротора подключаются все сопротивления, и по мере увеличения скорости они ступенчато выводятся.
Регулирование скорости вращения
Частота вращения двигателя постоянного тока выражается формулой:
Это выражение так же называется электромеханической характеристикой ДПТ, в которой:
U – питающее напряжение; |
Iя – ток в якорной обмотке; |
Rя – сопротивление якорной цепи; |
k – конструктивный коэффициент двигателя; |
Ф – магнитный поток двигателя. |
Формула момента двигателя:
Подставив в формулу электромеханической характеристики, получим:
Таким образом, исходя из приведенных формул, сделаем вывод, что скорость вращения ДПТ можно регулировать, изменяя сопротивление якоря, питающее напряжение и магнитный поток.
Принцип действия
Принцип действия ДПТ основан на взаимодействии магнитных полей обмотки возбуждения и якоря. Можно представить, что вместо якоря у нас рамка, через которую протекает ток, а вместо обмотки возбуждения постоянный магнит с полюсами N и S. При протекании постоянного тока через рамку, на нее начинает действовать магнитное поле постоянного магнита, то есть рамка начинает вращаться, причем, так как направление тока не меняется, то и направление вращения рамки остается прежним.
При подаче напряжения на зажимы двигателя начинает протекать ток в обмотке якоря, на него, как мы уже знаем, начинает действовать магнитное поле машины, при этом якорь начинает вращаться, а так как якорь вращается в магнитном поле, начинает образовываться ЭДС. Эта ЭДС направлена против тока, в связи с этим её называют противоЭДС. Её можно найти по формуле
Где Ф – магнитный поток возбуждения, n – частота вращения, а Cе это конструктивный момент машины, который остается для нее постоянным.
Напряжение на зажимах больше чем противоЭДС на величину падения напряжение в якорной цепи.
А если домножить это выражение на ток, то получим уравнение баланса мощностей.
Левая часть уравнения UIя представляет собой мощность подаваемая электродвигателю, в правой части первое слагаемое EIя представляет собой электромагнитную мощность, а второе IяRя мощность потерь в цепи якоря.