0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое резистор двигателя

Электроэнергия достаточно плотно вошла в нашу жизнь. Используется она практически везде, и в автотранспорте в том числе.

Данный вид энергии имеет три основных составляющих – напряжение, сила тока и сопротивление.

Что касается последнего параметра, то благодаря возможности создания дополнительного сопротивления в любой точке электрической цепи можно влиять на первые два параметра.

Основным элементом для создания сопротивления является резистор. Данный элемент относится к самым востребованным, и ни одна электрическая цепь без него не обходится, и заменить его чем-либо другим не получится. А в любом автомобиле электрических цепей предостаточно.

Дополнительный резистор электродвигателя «печки» ВАЗ 2109

Электродвигатель вентилятора отопителя салона (моторчик «печки») автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 работает в паре с дополнительным (добавочным) резистором.

Вот подробная информация о том для чего он нужен, как выглядит, где установлен, как подключен, как его можно снять, какие неисправности с ним могут приключиться и его каталожные номера для замены.

Дополнительный резистор электродвигателя «печки» ВАЗ 2108, 2109, 21099

Для чего нужен дополнительный резистор

Дополнительный резистор необходим для обеспечения малой и средней скорости работы электродвигателя отопителя.

Электродвигатель вентилятора отопителя («печки») может подключаться к бортовой сети либо напрямую (это самая высокая третья скорость — 4100 об/мин), либо через дополнительный резистор имеющий две спирали сопротивления (0,23 Ом и 0,82 Ом). Если в цепь включены обе спирали — скорость низкая (1-я), если одна 0,23 — скорость средняя (2-я).

Скорости «печки» переключаются переключателем-крутилкой на передней панели.

Как выглядит дополнительный резистор

Дополнительный резистор представляет собой текстолитовую пластину с закрепленными на ней тремя контактами и двумя спиралями разной длины. См. фото в начале статьи.

Где установлен дополнительный резистор электродвигателя вентилятора «печки» (отопителя салона) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях дополнительный резистор «печки» закреплен винтом (саморезом) с левой стороны кожуха радиатора отопителя. К нему подключена соединительная колодка на три провода.

Читать еще:  Что означает желтый двигатель панель приборов

Где установлен и как выглядит дополнительный резистор «печки» на ВАЗ 2108, 2109, 21099

Схема подключения дополнительного резистора моторчика «печки» ВАЗ 2108, 2109, 21099

Как подключен дополнительный резистор отчетливо видно на схеме подключения моторчика вентилятора «печки».

Схема включения электродвигателя вентилятора отопителя салона — моторчика печки автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с высокой панелью

Особенности снятия и установки дополнительного резистора «печки»

Снять дополнительный резистор «печки» можно без ее демонтажа с автомобиля. Для этого нужно изловчится и попасть в пространство с правой стороны от педального узла. Там он виден довольно отчетливо — коричневая пластина на фоне черного кожуха радиатора «печки». Отсоединяем от него колодку проводов, крестовой отверткой выворачиваем винт его крепления к кожуху и снимаем. Устанавливаем резистор назад в обратной последовательности.

Неисправности

Если выходит из строя дополнительный резистор, то вентилятор печки работает только на большой скорости. Основные его неисправности: «обрыв» спирали и нарушение контакта в соединительной колодке (в результате ее оплавления или окисления выводов). Наличие «обрыва» можно проверить омметром (мультиметром в режиме омметра). Если он есть, резистор под замену. Оплавленная с плохими контактами колодка может быть заменена на новую, выводы зачищены.

Применяемость

На автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 ставится дополнительный резистор электродвигателя «печки» 2108-8101081 (01, 02). Он же 17.3727.

Примечания и дополнения

— «Печка» может не «греть» не только по причине выхода из строя дополнительного резистора и (или) электродвигателя, но и по целому ряду других причин. Подробно о них: «Не греет «печка» автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099″.

Частотник без тормозного резистора

В некоторых моделях частотных преобразователей предусмотрена функция ограничения перенапряжения на шине постоянного тока. Тормозной резистор в таком случае не используется, при этом автоматически поддерживается максимальный тормозной момент, а время замедления может быть минимальным для данной нагрузки.

Читать еще:  Газель тюнинг замена двигателя

Без тормозного резистора можно обойтись еще в одном случае. Если в оборудовании используется несколько преобразователей частоты с одинаковым напряжением шины постоянного тока, их шины можно объединять. В результате ПЧ могут взаимно поглощать излишнее напряжение при торможении.

В завершение упомянем о других режимах торможения:

  • режим торможения постоянным током, который можно использовать для экстренной остановки двигателя.
  • режим удержания двигателя в остановленном состоянии с помощью постоянного тока. Вследствие возможного перегрева двигателя этот режим рекомендуется использовать непродолжительное время.

Расчет тормозного резистора

Исходными данными для вычисления параметров тормозных резисторов служат номинальное напряжение, мощность и частота вращения электродвигателя, момент инерции на валу, время остановки и т.д.

Расчет делается в несколько этапов:

    Определение максимального момента торможения. Эта величина определяется по формуле:

Где n1, n2 начальная и конечная скорость замедления, J – сумма все моментов инерции на валу, t – проектное время замедления.

Расчет механической мощности торможения по формуле:

где n1, n2 начальная и конечная скорость замедления, t – проектное время замедления, М- максимальный момент торможения.

  • Вычисление электрической мощности торможения по формуле:
  • Расчет максимального тормозного сопротивления по формуле:

    где U – напряжение звена постоянного тока, Р – электрическая мощность торможения.

  • Определение номинальной мощности резистора. Значение мощности добавочного сопротивления рассчитывается по формуле:
  • Выбор тормозного резистора из таблицы, представленной на сайте производителя.
  • При расчете также учитывается коэффициент уменьшения нагрузки, который зависит от мощности привода, к.п.д. редуктора. Если передаточный механизм не включен в состав электропривода, значение к.п.д. редуктора принимается равным единице.

    При необходимости управления торможением без добавочного сопротивления, при программировании ПЧ указываем отсутствие тормозного резистора или выбираем торможение противовключением на низкой частоте.

    Читать еще:  Датчик холостого хода на двигателе лада калина

    Компания Данфосс выпускает резисторы с рабочим циклом от 10% до 40%, класса пылевлагозащищенности IP20, IP65. Мощные устройства комплектуют термодатчиками и устройствами защиты от перегрева.

    Как правильно рассчитать тормозной резистор для частотного преобразователя

    Исходные данные: номинальное напряжение, мощность, частота вращения электродвигателя, момент инерции, время остановки и т.д.

    Этапы расчета

    Расчет делается в несколько этапов:

    1. Определение максимального момента торможения:

    где n 1 – начальная скорость замедления;

    n 2 – конечная скорость замедления;

    J – сумма моментов инерции на валу;

    t – проектное время замедления.

    1. Расчет механической мощности:

    где М – максимальный момент торможения.

    1. Вычисление электрической мощности:

    где к – коэффициент уменьшения нагрузки.

    1. Расчет максимального тормозного сопротивления:

    где U – напряжение звена постоянного тока;

    Р – электрическая мощность торможения.

    1. Определение мощности добавочного сопротивления:

    Справка! Если передаточный механизм не включен в состав электропривода, значение КПД редуктора считается равным единице.

    Соединение резисторов

    При последовательном соединении резисторов, их сопротивление суммируется:

    При параллельном соединении, итоговое сопротивление расчитывается по формуле:

    Если резистора всего два, то:

    В частном случае двух одинаковых резисторов, итоговое сопротивление при параллельном соединении равно половине сопротивления каждого из них.

    Таким образом можно получать новые номиналы из имеющихся в наличии.

    Что делать, когда резистора нет

    Частотник и тормозной резистор – обязательная конструктивная комплектация привода, но может оказаться, что резистор отсутствует. Что делать, когда резистора нет?

    В этом случае привод включается в работу в зависимости от следующего алгоритма действий:

    1. В настройках указываем отсутствие тормозного резистора.
    2. В некоторых типах частотного преобразователя указываем торможение постоянным током.
    3. В случае отсутствия резистора выбираем пониженную частоту, включаем реверс, постепенно понижаем частоту на ноль, переходим в обычный режим и на обычное значение частоты.
    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector