0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое прерыватель в двигателе

Прерыватель-распределитель зажигания – подробно изучаем механизм

Прерыватель-распределитель зажигания – прибор, который размыкает (прерывает) цепь низковольтного тока, которая возникает на первичной обмотке катушки в системе зажигания, чтобы возбудить магнитное поле и индуцировать высоковольтный ток на вторичной обмотке, и распределяет этот ток к свечам цилиндров. Без этого механизма ни один бензиновый мотор работать не может, поскольку именно он является очагом возгорания топливной смеси.

Система зажигания является составной частью «Электрооборудования автомобиля».

Если Вы посмотрите на рабочий цикл двигателя, то заметите, что в самом конце такта сжатия, рабочую смесь необходимо поджечь. А это означает, что между электродами свечи должна проскочить высоковольтная искра.

Функция системы зажигания заключается в том, чтобы создать ток высокого напряжения, а затем распределить его по свечам цилиндров. Различают два типа систем зажигания: контактная система и бесконтактная электронная система.

Контактная система зажигания.

Схема работы контактной системы зажигания изображена на рисунке 6.1. Рис. 6.1 Контактная система зажигания а) электрическая цепь низкого напряжения 1 — «масса» автомобиля; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — контакты замка зажигания; 4 — катушка зажигания; 5 — первичная обмотка (низкого напряжения); 6 — конденсатор; 7 — подвижный контакт прерывателя; 8 — неподвижный контакт прерывателя; 9 — кулачек прерывателя; 10 — молоточек контактов Рис. 6.1 Контактная система зажигания б) электрическая цепь высокого напряжения 1 — катушка зажигания; 2 — вторичная обмотка (высокого напряжения); 3 — высоковольтный провод катушки зажигания; 4 — крышка распределителя тока высокого напряжения; 5 — высоковольтные провода свечей зажигания; 6 — свечи зажигания; 7 — распределитель тока высокого напряжения («бегунок»); 8 — резистор; 9 — центральный контакт распределителя; 10 — боковые контакты крышки

    Составляющие контактной системы зажигания:
  • катушки зажигания,
  • прерыватель тока низкого напряжения,
  • распределитель тока высокого напряжения
  • вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания,
  • свечи зажигания,
  • провода низкого и высокого напряжения,
  • включатель зажигания.

При помощи катушки зажигания ток низкого напряжения переходит в ток высокого напряжения. Принцип работы: вокруг обмотки низкого напряжения создается магнитное поле из-за протекающего электрического тока. Далее, ток прерывается, магнитное поле начинает слабеть и при этом, индуцировать ток высокого напряжение (уже в обмотке высокого напряжения). Количество витков обмоток катушки зажигания разное. За счет этого мы получаем 20 000 вольт, которые нужны для того, чтобы между свечами зажигания возникла искра.

Прерыватель тока низкого напряжения как раз и служит для прерывания тока в обмотке низкого напряжения. И когда во вторичной обмотке, как было сказано выше, появился ток высокого напряжения, то он поступает в центральный контакт распределителя. Под крышкой распределителя зажигания располагаются контакты прерывателя. Эти два контакта смыкаются при помощи пластинчатой пружины. А разделяются в тот момент, когда набегающий кулачок приводного валика прерывателя-распределителя давит на молоточек подвижного контакта. Здесь важную роль играет конденсатор. Он не дает контактам обгорать в момент размыкания.

Прерыватель и распределитель токов высокого и низкого напряжения изображены на рисунке 6.2. У них привод от коленчатого вала, и расположены они в одном корпусе. Этот узел также называют трамблером. Рис. 6.2 Прерыватель распределитель 1 — диафрагма вакуумного регулятора; 2 — корпус вакуумного регулятора; 3 — тяга; 4 — опорная пластина; 5 — ротор распределителя («бегунок»); 6 — боковой контакт крышки; 7 — центральный контакт крышки; 8 — контактный уголек; 9 — резистор; 10 — наружный контакт пластины ротора; 11 — крышка распределителя; 12 — пластина центробежного регулятора; 13 — кулачек прерывателя; 14 — грузик; 15 -контактная группа; 16 — подвижная пластина прерывателя; 17 — винт крепления контактной группы; 18 — паз для регулировки зазоров в контактах; 19 — конденсатор; 20 — корпус прерывателя-распределителя; 21 — приводной валик; 22 — фильц для смазки кулачка

Читать еще:  Шаговый двигателя как моторчик

Итак, после поступления тока высокого напряжения в центральный контакт распределителя через подпружиненный контактный уголек он попадает на пластину ротора (распределителя, рис. 6.1 и 6.2). Ротор вращается, ток «уходит» с его пластины на боковые контакты крышки распределителя. Контакты соединены высоковольтными проводами в определенной последовательности. Эта последовательность задает работу цилиндров в порядке 1, 3, 4, 2. То есть, рабочая смесь воспламеняется сначала в 1-ом, затем в 3-ем, 4-ом и 2-ои цилиндрах. Таким образом, устанавливается равномерная нагрузка на коленчатый вал двигателя.

Существует понятие угол опережения зажигания. Это тот угол, когда поршень не доходит до верхней мертвой точки. Он равен 40-60 градусам. И в этот момент осуществляется подача высокого напряжения на электроды свечей зажигания. Угол нужно постоянно менять, так как режимы работы двигателя тоже меняются. За это отвечают центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания.

Центробежный регулятор опережения зажигания предназначен для изменения момента возникновения искры между электродами свечей зажигания, в зависимости от скорости вращения коленчатого вала двигателя. Схема работы представлена на рисунке 6.3. Рис. 6.3. Схема работы центробежного регулятора угла опережения зажигания а) расположение деталей регулятора 1 — кулачок прерывателя; 2 — втулка кулачков; 3 — подвижная пластина; 4 — грузики; 5 — шипы грузиков; 6 — опорная пластина; 7 — приводной валик; 8 — стяжные пружины Рис. 6.3. Схема работы центробежного регулятора угла опережения зажигания б) грузики вместе в) грузики разошлись

Центробежный регулятор опережения зажигания состоит из двух плоских металлических грузиков. Оба грузика прикреплены к опорной пластине, а пластина соединена с приводным валиком. На грузиках есть шипы, которые входят в прорези подвижной пластины. На пластине крепится втулка кулачков прерывателя. Втулка и пластина поворачиваются на некоторый угол по отношению к трамблеру. Вследствие увеличения числа оборотов коленчатого вала, увеличивается частота вращения валика прерывателя-распределителя. При этом грузики расходятся в сторону, двигают втулку от приводного валика. Контакты размыкаются раньше, угол опережения зажигания увеличивается. Когда скорость вращения приводного валика уменьшается, то грузики возвращаются на место и угол опережения тоже уменьшается.

Вакуумный регулятор опережения зажигания предназначен для изменения момента возникновения искры между электродами свечей зажигания, в зависимости от нагрузки на двигатель. Вакуумный регулятор представлен на рисунке 6.4. Рис. 6.4. Вакуумный регулятор угла опережения зажигания а) угол опережения зажигания — уменьшен б) угол опережения зажигания — увеличен

Вакуумный регулятор прикреплен к корпусу прерывателя – распределителя (рис. 6.2). Диафрагмой корпус поделен на две половины. Одна половина связана с атмосферой, а другая с полостью под дроссельной заслонкой. Диафрагма посредством тяги соединена с подвижной пластиной, с расположенными на ней контактами прерывателя. Когда угол открытия дроссельной заслонки увеличивается, то уменьшается разряжение. При этом диафрагма под действием пружины сдвигает пластину от набегающего кулачка прерывателя. Угол опережения зажигания уменьшится – контакты разъединяться позже. Угол увеличится при закрытии дроссельной заслонки. Кулачок прерывателя встретится с молоточком контактов раньше, и контакты разомкнуться. Увеличится опережения зажигания для рабочей смеси Рис. 6.5. Свеча зажигания 1 — контактная гайка; 2 — изолятор; 3 — корпус; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — центральный электрод; 6 — боковой электрод

С помощью свечи зажигания (рис. 6.5) образуется искра и зажигается рабочая смесь в камере сгорания двигателя. При попадании тока высокого напряжения на свечу, между ее электродами образуется искра. Она и воспламеняет рабочую смесь.

Высоковольтные провода обеспечивают подачу тока высокого напряжения от катушки зажигания к распределителю и от него на свечи.

Читать еще:  Mercedes как определить объем двигателя

Основные неисправности контактной системы зажигания

Отсутствует искра между электродами свечей. Причина: обрыв или плохой контакт проводов в цепи низкого напряжения, обгорание контактов прерывателя или отсутствия зазора между ними, неисправность конденсатора, катушки зажигания, крышки распределителя, ротора, высоковольтных проводов или самой свечи. Способ устранения неисправности: проверка цепи низкого и высокого напряжения, регулировка зазора контактов прерывателя, неисправные элементы системы зажигания необходимо заменить.

Двигатель работает с перебоями и (или) не развивает полной мощности. Причина: неисправная свеча зажигания, нарушение величины зазора в контактах прерывателя или между электродами свечей, повреждение ротора или крышки распределителя, неправильная установка начального угла опережения зажигания. Способ устранения неисправности: восстановление нормальных зазоров в контактах прерывателя и между электродами свечей, регулировка начального угла опережения зажигания, замена неисправных деталей.

Электронная бесконтактная система зажигания.

В электронной бесконтактной системе зажигания имеется возможность увеличения подаваемого напряжения на электроды свечи. Таким образом, улучшается процесс воспламенения рабочей смеси.

При использовании электронной бесконтактной системы зажигания, двигатель более экономно расходует топливные ресурсы. У этой системы зажигания также есть цепи высокого и низкого напряжения. Цепи высокого напряжения ничем не отличаются от цепей вышеописанной системы. Имеются различия между цепями низкого напряжения. Отличие заключается в том, что в электронной бесконтактной системе зажигания используются электронные устройства – коммутатор и датчик-распределитель (датчик Холла) (рисунок 6.6). Рис. 6.6. Бесконтактная система зажигания а) схема электрической цепи низкого напряжения 1 — аккумуляторная батарея; 2 — контакты замка зажигания; 3 — транзисторный коммутатор; 4 — датчик распределитель (датчик Холла); 5 — катушка зажигания Рис. 6.6. Бесконтактная система зажигания б) схема электрических соединений коммутатора и датчика-распределителя

    Элементы электронной бесконтактной системы зажигания это:
  • источники электрического тока,
  • катушку зажигания,
  • датчик — распределитель,
  • коммутатор,
  • свечи зажигания,
  • провода высокого и низкого напряжения,
  • выключатель зажигания.

Бесконтактный датчик Холла, выполняющий функцию контактов, посылает управляющие импульсы в электронный коммутатор, который управляет катушкой зажигания. Катушка зажигания, в свою очередь, преобразует ток низкого напряжения в ток высокого напряжения. И мы получаем 20 000 вольт, необходимые для возникновения искры.

Основные неисправности электронной бесконтактной системы зажигания.

Неисправности: не заводится двигатель. Способы устранения: проверить подачу бензина, почистить провода (контакты), заменить неисправный коммутатор, проверить и заменить в случае неисправности деталей крышку распределителя, ротор, бесконтактный датчик и катушку зажигания.

Трамблер (прерыватель-распределитель зажигания)

Для появления искры в необходимый момент на двигателе внутреннего сгорания устанавливается трамблер. Воспламенение происходит в тот момент, когда поршень располагается в верхней точке. Но так как в двигателе работает не один цилиндр, образование искры происходит в разное время. Все бензиновые двигатели внутреннего сгорания не могут работать без трамблера.

Принцип работы трамблера

Во время работы системы генерируется напряжение, которое подается на свечи. На которые фиксируется необходимая для воспламенения искра. В результате двигатель начинает работать и автомобиль совершает движение по дороге. Для всего этого действия необходим трамблер.

Функции трамблера в зажигании:

1. Выпускать искру, за счет размыкания контактов

2. Направляет образовавшуюся искру на нужную свечу

3. Изменять момент искрообразования. При изменении режима движения.

4. Накапливать энергию в бобине

В разных марках машин принцип работы может отличатся, к примеру, у ВАЗ трамблер связан с коленчатым валом. Совокупность их осуществляется за счет работы поршней, когда находятся в самой верхней точки своей траектории. А контакты прерывателя при этом размыкаются. В результате появляется высокое напряжение и направляется через бегунок (находится в крышке трамблера) к свече нужного цилиндра. И в нем происходит сгорание топлива. Созданная при этом взрывная энергия переходит в механическую и приводит всю систему в действие. Коленчатый вал продолжает вращение.

Читать еще:  Что такое закипание двигателя

Движения коленчатого вала воздействует на кулачок трамблера. И как только поршень занимает ВМТ в другом цилиндре, процесс работы повторяется. В катушке генерируется напряжение, которое потом поступает на свечу.

При кооперативной работе этих элементов и появляется искра, достаточная чтобы воспламенить топливно-воздушную систему. Трамблер обеспечивает появление искры в нужное время и в нужном месте.

Устройство трамблера

Состоит трамблер из множества деталей (маленьких), основные из которых определяет функционирование устройства. И так к основным относится:

  • Ротор работающий в сцеплении с шестерней распределительного вала.
  • Прерыватель – внутри есть кулачковая муфта, работающая в комплекте с центробежной муфтой с помощью группы контактов.
  • Катушка зажигания, имеющая двойную обмотку.
  • Бегунок, который прикрепляется и вращается вместе с валом.
  • Крышка – к ней примыкают провода, которые идут к свечам.
  • Бесконтактные системы (используются в современных системах).
  • Вакуумный регулятор, обеспечивающий опережение зажигания.

У некоторых трамблерах может быть установлен в низу октан-корректор, который обеспечивает необходимой скоростью вращение валика. В трамблерах старых октан-корректор регулировали вручную, что было хлопотным для водителей.

Неисправности трамблера

Чтобы определить неисправность трамблера, нужно обратить внимание на такие признаки:

Пробой бегунка. Искра присутствует на центральном проводе, а на свечных проводах нет. При такой поломке может: автомобиль начинает периодически дергаться при движении; нестабильна работа мотора на холостом ходу; мотор не заводится; стук пальцев поршня в процессе набора скорости; снижение динамики при наборе скорости; вырос расход топлива.

Частой причиной поломки трамблера становится пробой крышки и катушки зажигания. Из-за больших зазоров на контактах крышки трамблера и бегунка, плохих подсвечников и свечей. Такая поломка нуждается в замене необходимой детали. В каждом автомобиле трамблер можно менять не весь, а только тот элемент, который вышел из строя. Это хорошо экономит ваши финансы.

Проблемы в работе контактного трамблера, зачастую связанно с изменением зазоров или загрязнения контактов. Проверять желательно через 10 тыс.км.

Визуальная оценка состояния бегунка, контактов и крышки, являются самыми элементарными проверками трамблера.

Трамблер является разборным узлом, который можно отключить, вытащить из машины, разобрать на части и обнаружив неисправность, заменить ее новой деталью.

Купить трамблер электронного зажигания в интернет-магазине BiBioil. Для этого заполните заказ и укажите свой номер телефона, и с Вами свяжется менеджер для уточнения деталей заказа. Так же Вы можете приобрести автотовар в рассрочку и с бесплатной доставкой по всей территории Украины. Хорошей Вам покупки.

Вакуум-корректор

Когда мотор работает в режиме частичных нагрузок (т.е. на оборотах ниже средних и с прикрытой дроссельной заслонкой), угол опережения зажигания надо увеличивать дополнительно к той коррекции, которую вносит центробежный регулятор. Для этого предусмотрен еще один механизм – вакуумный (или нагрузочный) регулятор УОЗ, который приводится в действие разрежением над дроссельной заслонкой.

Когда заслонка открыта полностью, разрежение невелико, поэтому регулятор не работает. По мере прикрытия оно возрастает, поэтому диафрагма (1) перемещается, поворачивая тягой (2) подвижную пластину прерывателя (3) в сторону увеличения УОЗ. Контакты (4) размыкаются раньше.

Нормальной работе этого узла могут препятствовать изношенные подшипники пластины, потерявшие герметичность диафрагма и трубопроводы (5), утратившая жесткость пружина (6) диафрагмы, мусор в каналах карбюратора. Работоспособность этой системы можно проверить вакуумным насосом или просто потянув ртом воздух из трубки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector