0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое перегрев двигателя и его последствия

Причины и последствия перегрева двигателя

Состояние ключевых механизмов в автомобиле зависит от того, насколько правильно автовладелец будет использовать транспортное средство, насколько часто он будет заезжать на СТО и так далее. Поэтому не стоит удивляться появлению критических неполадок, связанных с тем же двигателем, если технический осмотр не будет выполняться согласно установленному графику. Из наиболее распространенных проблем с двигателем выделяется его перегрев, и неизвестно, к каким последствиям это может привести. В список наиболее вероятных последствий перегрева двигателя включается и полный выход силовой установки из строя без возможности восстановления.

Виды перегрева

Слабый. Работа мотора с запрещённой температурной нормой не более десяти минут. Последствия минимальные. Из-за оплавившихся цилиндров может появиться чёрный дым и ощущение работы авто с повышенной нагрузкой.

Заметный. Причины те же, но время работы до двадцати минут. Последствия, как и в первом случае. Но ещё может прогореть прокладка, и деформироваться площадка установки ГБЦ. Подгорят и будут пускать масло сальники и манжеты.

Сильный. Происходит при длительной работе в запрещённых условиях. Последствия. Может застучать или заклинить двигатель.

Итог: дорогостоящий ремонт или полная замена двигателя.

Как узнать, был ли перегрев

Достоверно установить признак, был ли мотор перегрет или нет, достаточно сложно. В отдельных моделях современные электронные системы управления записывают в память экстремальные значения температуры и давления.

Более простые и старые подобных функций не имеют, поэтому после качественного ремонта выявить признак перегрева сложнее.

Можно утверждать, что двигатель испытал перегрев, если установлены его признаки:

  • привалочная плоскость головки двигателя была перешлифована, добавлена еще одна прокладка. Перегрев делает деформацию головки необратимой и требует сложного ремонта;
  • тосол в системе охлаждения мутный, имеет включения и хлопья. Перегрев продуктов разложения тосола выделяет нерастворимые хлопья солей алюминия, выпадающих в виде налета на внутренней поверхности блока. В новом тосоле соли медленно растворяются, меняя прозрачность и цвет жидкости.

После основательного перегрева двигатель теряет точную геометрию плоскостей сопряжения блока, головки, масляного картера, выхлопного и всасывающего коллекторов из-за тепловой деформации металла.

Причины подтекания тосола и масла заключаются в том, что резиновые сальники и манжеты становятся твердыми и теряют упругость. Давление смазки в системе после ремонта и применении присадок может быть нормальным 3-4 месяца. Но признаки перегрева двигателя будут очевидны, при падении давления масла до нуля, предпосылок к которому не было. Причинами нарушения работы являются увеличенные трением масляные зазоры шестеренок и корпуса насоса, образовавшихся вследствие выработки металла.

Перегрев мотора по вине водителя

Часто причина неисправности кроется в безответственном отношении к авто его владельцев и нарушений правил эксплуатации. К этой категории можно отнести несколько основных причин закипания мотора:

  1. Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе. Это является едва ли не основной причиной перегрева. ОЖ отводит лишнее тепло из мотора к радиатору, и её низкий уровень делает работу системы охлаждения неэффективной.
  2. Смешивание охлаждающих жидкостей различного типа. Каждая ОЖ имеет индивидуальный состав и различается по цвету. При их смешивании эксплуатационные характеристики существенно снижаются: падает не только теплопроводность, но также жидкость может запениться, что препятствует её свободному прохождению через каналы в моторе.
  3. Грязный радиатор. Благодаря ячеистой структуре, радиатор эффективно охлаждает попадающую в него ОЖ. Со временем ячейки между пластинами забиваются грязью, что препятствует его эффективному обдуву. Необходимо каждые 2–3 года чистить радиатор авто для предотвращения перегрева мотора.
  4. Старый антифриз. Срок эксплуатации охлаждающей жидкости ограничен и составляет не более 5 лет. По истечении этого срока антифриз теряет свои свойства и больше не может эффективно отводить тепло от камер сгорания авто. Своевременная замена поможет предотвратить закипание мотора, но об этом многие автолюбители, особенно начинающие, просто забывают.

Кроме ошибок самих автовладельцев, существуют и технические причины появления неисправности, предугадать которые часто невозможно.

Перегрев двигателя. Последствия

Летом серьезно повышается риск перегрева двигателя автомобиля — если в другое время года от него страдают разве что повидавшие виды отечественные машины, то в жару способна перегреться даже новая иномарка, особенно при движении в пробке.

Читать еще:  Электрокотел для двигателя своими руками

Когда мотор работает, насос прогоняет по системе тосол или антифриз, которые охлаждаются встречным воздухом в радиаторе. Если что-то идет не так, двигатель перегревается и даже может выйти из строя. Вероятность этого растет, если машина долго стоит заведенной, мотор не получает притока воздуха, следовательно, охлаждение жидкости затрудняется. Пробки с их дерганым ритмом движения, повышенной нагрузкой на силовой агрегат и отсутствием нормального воздушного охлаждения как ничто другое способствуют перегреву.

Что такое перегрев мотора?

Перегрев, это превышение температуры мотора выше той, которую завод изготовитель считает нормальной, для работы своего двигателя. В современных моторах, эта температура может быть до 110 градусов Цельсия. Как правило, чем современней мотор, тем выше рабочая температура. Это нужно для облегчения выполнения современных экологических норм.

Причины перегрева двигателя

Мотор может перегреться по нескольким причинам. Очень распространённая причина, это не работающий нормально термостат. При этом, клапан термостата не даёт антифризу циркулировать через радиатор и охлаждаться. Когда термостат неисправен, двигатель может перегреваться и при движении по трассе и при перемещении по городским пробкам. Причиной перегрева может стать не включающийся вовремя электро вентилятор радиатора, из-за заклинивших в нём подшипников электродвигателя, или сгоревшего предохранителя. При такой неисправности, перегрев начинается при поездках с малой скоростью, или когда мотор работает на холостом ходу. При такой езде, радиатор очень слабо обдувается встречным потоком воздуха, поэтому необходимо включение вентилятора. Сюда же можно отнести неисправности вязкостной, или электромагнитной муфт включения вентилятора охлаждения радиатора в тех системах охлаждения, где они заменяют, или дополняют вентиляторы с электроприводом. Еще одной причиной перегрева, может стать забитый снаружи мошкарой и пылью радиатор. Из-за этого теплоотдача радиатора понижается на столько, что не обеспечивает охлаждение антифриза при малейшей нагрузке на двигатель.

К аналогичной причине перегрева, можно отнести большое количество всевозможных отложений внутри системы охлаждения мотора. Эти отложения появляются после продолжительного применения некачественных охлаждающих жидкостей, либо простой воды. Забить радиатор и водяную рубашку двигателя изнутри, может и применение всевозможных присадок, которые льют в систему охлаждения, когда в ней есть течь.

Перегрев может начаться из-за неисправности насоса, создающего циркуляцию в системе охлаждения антифриза. Часто встречающаяся неисправность насоса, это слабая посадка крыльчатки на валу насоса. При этом, после нагрева крыльчатки охлаждающей жидкостью, она начинает проворачиваться на валу, тем самым уменьшая циркуляцию. В последнее время, в продаже стали всё чаще появляться антифризы, температура кипения которых меньше 96 градусов. При использовании таких подделок в негерметичных системах (течь радиатора, патрубков, неисправный паровой клапан крышки радиатора, или расширительного бачка), легко можно перегреть мотор. Ведь после преждевременного закипания такой «охлаждающей жидкости», образуются паровые пробки, которые мешают циркулировать жидкости в системе и усугубляют перегрев. Ну и последняя и самая простая причина перегрева, это нехватка охлаждающей жидкости, убежавшей из-за течи из системы охлаждения. Последствия перегрева.

Последствия перегрева двигателя

Последствия перегрева могут быть самыми разнообразными. Здесь много зависит от причины перегрева и его длительности. Если мотор начал перегреваться из-за забитого радиатора, или рубашки системы охлаждения, зачастую достаточно снять нагрузку. Нужно только вовремя заметить начало перегрева. Если же перегрев начался из-за не открывшегося термостата, например, да ещё не был вовремя замечен, то для мотора это может закончиться серьёзным ремонтом.

Чаще всего от перегрева, происходит коробление головки блока и прогорание её прокладки. Также практически всегда требуют замены сальники клапанов и распредвалов, теряющие эластичность от высокой температуры.

В моторах с алюминиевым блоком цилиндров, может повести и его привалочную плоскость. Кроме того, в алюминиевых блоках с покрытием цилиндров Alusil ( Silumal) очень мал зазор между поршнем и цилиндром (0,01 — 0,02 мм.). Поэтому при перегреве этот зазор исчезает, приводя к сухому трению и появлению глубоких задиров на стенках цилиндров. А так как такая конструкция блока не предусматривает ремонтных размеров, то восстановить его можно только после расточки и установки гильз, что учитывая только цену одной фирменной гильзы порядка 150 — 200 евро, очень и очень затратно.

Читать еще:  Что такое барабанный двигатель

У двигателей, имеющих чугунный блок цилиндров, зазор между поршнем и цилиндром по больше (0,025 — 0,045 мм.), а стенки цилиндров прочней покрытия Alusil. Поэтому при перегреве, задиров в цилиндрах может и не возникнуть, а если и возникнут, то это устраняется расточкой цилиндров под увеличенный, ремонтный размер. Хоть это и дешевле, чем в случае с алюминиевым блоком цилиндров, но в обоих случаях, нужно будет снимать мотор с машины и полностью его разобрать для ремонта, с последующей сборкой, естественно. Так что последствием перегрева может быть его капитальный ремонт.

Признаки перегрева

У большинства автомобилей на приборном щите есть прибор, показывающий температуру охлаждающей жидкости в двигателе. Его шкала разбита на несколько зон. Как правило белую, зелёную и красную. Белая зона показывает на недостаточную температуру мотора, зелёная зона на нормальную, рабочую температуру и красная зона — на перегрев. У тех автомобилей, где нет такого указателя температуры, есть сигнальная лампа, которая своим включением сигнализирует превышение температуры ОЖ в моторе верхнего предела и начале перегрева. Встречаются авто, у которых на щитке приборов есть и указатель температуры двигателя и аварийная лампа. Сильный перегрев сопровождается выбросом ОЖ и пара из расширительного бачка, или радиатора. При этом, стрелка (пиктограмма у электронного) указателя температуры двигателя будет в красной зоне, а аварийная лампа (там, где она есть) будет гореть. Двигатель при этом станет гораздо хуже откликаться на нажатие педали газа, возможно появление звонкого металлического стука, свидетельствующего о появлении детонации (взрывного сгорания топливной смеси).

Как избежать перегрева

Для исключения перегрева двигателя своей машины, нужно следить за её техническим состоянием. Если имеются слесарные навыки и оборудование, можно всё делать самому. Если ничего такого нет, то прямой путь туда, где всё это есть. Нужно регулярно промывать и продувать снаружи радиатор. При использовании мойки высокого давления быть осторожным, промывая радиатор. Струя воды, выбрасываемая с большим давлением и скоростью, легко гнёт теплоотводящие пластины радиатора, закрывая проходы воздуха между ними. При появлениях течей радиатора, или патрубков системы охлаждения, вовремя их менять, а не заниматься самообманом, применяя устранители течей. Следить за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке и регулярно менять его с периодичностью, установленной производителем авто и написанном в его инструкции по эксплуатации. При замене, покупать качественные ОЖ, а не дешёвые подделки, т.к. последствия перегрева, могут сильно ударить по семейному бюджету. В случае необходимости замены, покупать водяной насос известного производителя. Желательно, оригинал от изготовителя вашего автомобиля. Можно сделать профилактику системы охлаждения в автосервисе или самостоятельно, чтобы предотвратить возникновение проблем. В любой поездке нужно следить за показаниями приборов автомобиля.

Что делать, если двигатель перегрелся?

Если очевидно, что начался перегрев двигателя, то не нужно паниковать и сразу же глушить мотор с кипящей ОЖ. Тем более, не доливать холодный антифриз в перегретый заглушенный мотор, пытаясь его остудить. В случае начала перегрева, нужно снять нагрузку с двигателя, остановив автомобиль. Открыть капот, для улучшения охлаждения. Включить на полную мощность отопитель и его вентилятор. Холодную ОЖ доливать только при работающем двигателе. При этом, пробку расширительного бачка, или радиатора, надо ткрывать с предельной осторожностью, т.к. пары кипящей ОЖ находятся под давлением. Что бы не обжечь руки и лицо вырвавшимся под большим давлением паром, открывая пробку используйте перчатки, или тряпку, убрав при этом в сторону лицо. Мотор нужно глушить только в случае, если выбросило большую часть ОЖ из системы охлаждения, а долить туда нечего, или если оборвался приводной ремень водяного насоса и нет циркуляции. В этом случае, пробку расширительного бачка, или радиатора, можно открывать только после остывания мотора.

Читать еще:  Что указывается на шильдике двигателя

Перегрев двигателя

Перегрев двигателя — одна из самых распространенных причин поломок мотора. Нормой работы двигателя считается температура 82° — 95°С. Если двигатель камаза нагревается более 100°С, это может говорить о неисправности мотора.

распространенные причины перегрева:

  • Условия эксплуатации: медленная скорость движения, высокие нагрузки, высокая температура окружающей среды.
  • Неисправный термостат;
  • Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • Неисправность вентилятора, будь то электрический вентилятор или вентилятор на гидромуфте;
  • Забитый радиатор;
  • Порванный ремень привода водяной помпы
  • Неисправность водяного насоса;
  • Низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • Некачественное топливо;
  • Некачественное масло, засоренный маслофильтр.

Как перегревается двигатель

Небольшой перегрев

Двигатель проработал 5-10 мин при повышенной температуре. Такое бывает когда водитель вовремя замечает перегрев и глушит двигатель, например при отказе вентилятора или термостата. Последствия небольшие — могут подплавиться поршни. Для современных двигателей такой перегрев и вовсе некритичен.

Средняя степень перегрева

Появляется при работающем моторе на предельных температурах не менее 20 минут. . Это приводит к искривлению плоскости головки блока цилиндров или образованию трещины в ГБЦ, что в свою очередь может привести к вылету с места клапанного гнезда. Возможно прогорание прокладки ГБЦ, сильная деформация поршней, разрушение перегородок между кольцами на поршнях, покоробятся сальники.

Сильный перегрев

Вызывает очень серьезные последствия, двигатель может застучать и заклинить. Поршни начинают плавиться и прогорать вплоть до полного разрушения, расплавленный алюминий прилипает к стенкам цилиндров, чем сильнее затрудняет ход поршня. Моторное масло теряет свои смазывающие свойства при повышенных температурах, прекращается смазка трущихся деталей, коренные и шатунные вкладыши плавятся и прилипают к коленвалу и могут провернуться.
Головка блока цилиндров начинает деформироваться, прогорают клапаны, вылетают клапанные гнезда, появляется резкий звонкий стук в верхней части двигателя.

На шейке коленвала, где провернулся вкладыш, образуется трещина и коленвал разрушается на части.
Либо поршень заклинивает в цилиндре и рвется пополам. Безголовый шатун вместе с поршневым пальцем начинают болтаться в блоке и в скором времени пробивают дыру в стенке блока (это называют — «кулак дружбы»).

Что делать при перегреве

При небольшом перегреве нужно дать двигателю поработать пару минут на холостых оборотах, и только потом заглушить.
При сильном перегреве глушить сразу, чтобы предотвратить более серьезные проблемы.

Полоса кипения на гильзе цилиндра двигателя КамАЗ – причина отказа от гарантийных обязательств.

Из—за чего возникает перегрев

    Охлаждающая жидкость заканчивается, или ее недостаточно в системе. Возможна внутренняя утечка антифриза, который будет попадать непосредственно в картер двигателя, это будет способствовать разжижению используемого моторного масла. Возможен гидроудар или может произойти неожиданное заклинивание коленвала.

Неисправный термостат.

Отложения, которые собираются внутри системы, отвечающей за охлаждение, способствуют заклиниванию подвижного элемента самого термостата.

Неэффективная работа радиатора.

Основная причина — грязь, которая собирается в пространстве между ребрами радиатора.

Неправильная регулировка систем зажигания или впрыска. Если регулировки нарушены — это существенно влияет на прогорание рабочей жидкости, в этом случае могут случиться повреждения двигателя. Отработавшие газы существенно увеличивают свою температуру и головка блока цилиндров начинает сильно перегреваться, что приводит к закипанию антифриза.

Выпускной клапан начинает прогорать. Эта неисправность также будет иметь достаточно серьезные последствия для вашего транспортного средства — детали двигателя существенно перегреваются из-за того, что повысится температура отработанных газов.

Если индикатор температуры двигателя приближается или уже находится на красном поле, необходимо остановить транспортное средство в безопасном месте и выключить двигатель. Затем проверить систему охлаждения. Может оказаться, что перегрев двигателя автомобиля спровоцирован недостатком хладагента, который в этом случае необходимо пополнить как можно скорее.

Не стоит забывать, что запрещено делать доливку, когда двигатель горячий – нужно ждать, пока температура ДВС и самой охлаждающей жидкости не снизится. В противном случае водитель подвергнется сильным ожогам при открытии расширительного бачка.

Также следует помнить, что нельзя добавлять холодный антифриз в горячий – это может отрицательно повлиять на его свойства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector