Что такое отказ двигателя
Engine failure hazard или Опасность отказа двигателя
Вот такая надпись появилась у меня вчера на приборке…
По ощущениям — двигатель стал как бы немного придушенный, вяловатый. Обороты стал набирать существенно медленнее.
Подключил КЛИП. Обнаружились вот такие ошибки:
Выполнил процедуру стирания ошибок.
Перезапустил двигатель — ошибки не появились. Это уже немного обнадежило, скорее всего проблема не связана с датчиками и электроуправляемыми механизмами.
Визуально все воздухопроводы целы…
Сегодня с утра завел машину. Ошибок нет. Поехал на работу… Расстояние до работы примерно 15 км… Не доехав полкилометра приборка опять окрасилась красным.
Вот теперь сижу, ломаю голову — куда копать?
Методика расчета захода на посадку пассажирского самолета при отказе всех маршевых двигателей
- Аннотация
- Об авторах
- Список литературы
- Cited By
Аннотация
Случаи отказа (выключения) всех маршевых двигателей многодвигательной силовой установки в полете, к сожалению, происходят как в России, так и за ее пределами. Причиной таких ситуаций может быть, например, попадание в облако вулканического пепла, как в случае с инцидентом с Boeing 747 над островом Ява в 1982 году, или прекращение подачи топлива, как в случаях аварийной посадки Boeing 767-233 в 1983 году на неиспользуемый военный аэродром Гимлии и аварийной посадки Ту-204 на аэродром в Омске в 2002 году. В то же время в руководящей документации действия экипажа для этого случая или не прописаны вовсе, или прописаны настолько сжато, что не предполагают конкретного перечня действий, или, другими словами, требуют от экипажа в условиях дефицита времени и повышенной психофизиологической нагрузки самостоятельного поиска необходимых действий в части управления воздушным судном (ВС). В предлагаемой статье раскрывается содержание методики, обеспечивающей вывод самолета с неработающей силовой установкой в безопасные условия посадки на любой аэродром с дальним приводным радиомаяком (ДПРМ). Отличительная особенность рассматриваемого подхода заключается в отсутствии необходимости привязки параметров движения ВС к заранее заданным наземным ориентирам. Кроме того, указанный подход прост в реализации и на современном этапе развития систем автоматического управления вполне может быть реализован на борту ВС в автоматическом или директорном режимах. Минимальная информация, необходимая для осуществления расчета захода на посадку, ограничивается тремя параметрами: наивыгоднейшей скоростью полета в посадочной конфигурации, высотой пролета ДПРМ перед посадкой и шагом спирали на высоте предпосадочного маневрирования.
Содержание метода в статье иллюстрируется результатами расчета захода на посадку перспективного отечественного ближне-среднемагистрального ВС МС-21 при отказе обоих двигателей.
Ключевые слова
Об авторах
Киселев Михаил Анатольевич — доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов МГТУ ГА
Левицкий Сергей Владимирович — доктор технических наук, профессор, ведущий инженер-конструктор
Подобедов Владимир Александрович — доктор технических наук, профессор, заместитель главного конструктора — начальник отделения аэродинамики
Список литературы
1. Киселевич В.Г., Петров Ю.В., Ципенко В.Г. Анализ особенностей летной эксплуатации самолета Ил-96т на взлете при отказе двигателя по результатам вычислительных экспериментов // XXVI научно-техническая конференция по аэродинамике, г. Жуковский, 26-27 февраля 2015 г.: сб. трудов. 2015. С. 133-134.
2. Киселевич В.Г. Разработка рекомендаций по летной эксплуатации самолета Ил-96т при отказе двигателей на взлете / М.С. Кубланов, В.Г. Ципенко, К.О. Чернигин // Научный вестник УВАУ ГА(И). 2014. Т. 6. С. 17-23.
3. Киселевич В.Г., Кубланов М.С., Ципенко В.Г. Моделирование захода на посадку и посадки самолета Ил-76 с различными посадочными массами и при отказе двигателей // Научный Вестник МГТУ ГА. 2013. № 188. С. 7-9.
4. Киселевич В.Г. Разработка рекомендаций по летной эксплуатации самолета Ил-96Т при прерванном взлете // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 211. С. 79-84.
5. Киселевич В.Г. Особенности летной эксплуатации самолета Ил-96Т при продолженном взлете // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 211. С. 128-131.
6. Тихонов Д.В., Тихонов В.Н. Прогноз степени опасности полетной ситуации при отказе двигателя на восходящих маневрах на основе расчетно-экспериментальных данных и экспертной оценки // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 212. С. 90-97.
7. Котельников Г.Н., Лысенко Н.М., Радченко М.И. Динамика и безопасность полетов. Киев: Выща школа, 1989. 332 с.
8. Аэродинамика и динамика полета маневренных самолетов: учебник / под ред. Н.М. Лысенко. М.: Воениздат, 1984. 541 с.
9. Левицкий С.В., Свиридов Н.А. Динамика полета. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. 527 с.
10. Алешин Б.С. Системы дистанционного управления магистральных самолетов / С.Г. Баженов, Ю.И. Диденко, Ю.Ф. Шелюхин. М.: Наука, 2013. 292 с.
11. Киселев М.А. Алгоритм автоматизации разворота самолета, выполняемого с максимальной угловой скоростью // Известия РАН. Теория и системы управления. 2007. № 5. С.150-160.
Для цитирования:
Киселев М.А., Левицкий С.В., Подобедов В.А. Методика расчета захода на посадку пассажирского самолета при отказе всех маршевых двигателей. Научный вестник МГТУ ГА. 2019;22(4):91-99. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-4-91-99
For citation:
Kiselev M.A., Levitsky S.V., Podobedov V.A. Reckoning technique of passenger airplane approach procedure in case of all main engines failure. Civil Aviation High Technologies. 2019;22(4):91-99. https://doi.org/10.26467/2079-0619-2019-22-4-91-99
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
- Отправить статью
- Правила для авторов
- Главная редакция
- Редакционный совет
- Рецензирование
- Этика публикаций
М. А. Киселев
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия
Киселев Михаил Анатольевич — доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов МГТУ ГА
С. В. Левицкий
Публичное акционерное общество Научно-производственная корпорация «Иркут»
Россия
Левицкий Сергей Владимирович — доктор технических наук, профессор, ведущий инженер-конструктор
В. А. Подобедов
Публичное акционерное общество Научно-производственная корпорация «Иркут»
Россия
Подобедов Владимир Александрович — доктор технических наук, профессор, заместитель главного конструктора — начальник отделения аэродинамики
Курение выхлопной трубы
Синий дым в выхлопной трубе, быстрая потеря масла. Причины Интенсивный, серо-синий дым в выхлопной трубе является признаком горения масла. Причиной этого могут быть протекающие поршневые кольца или уплотнения клапанов — и это самая распространенная причина — поврежденная прокладка головки. Симптомы Интенсивный черный дым, усиление сгорания, иногда сопровождающее эти явления снижение мощности двигателя. Причины В турбодизеле легкое курение при быстром ускорении не беспокоит. Однако, если он увеличивается, это может быть первым признаком износа турбины. Другими причинами появления черного облака позади автомобиля являются: выход из строя форсунок, лямбда-зонда или расходомера или неправильная работа системы рециркуляции отработавших газов (клапан EGR).
Тогда мы умрём от молнии!
Нет. Иногда даже пилоты не знают, что в самолет попала молния. Только на земле можно увидеть подпалину, отметку, что она туда ударила. Когда самолёт не заземлен, молния, грубо говоря, стекает по фюзеляжу и не причиняет вреда. Никакие электронные системы борта не соединены с фюзеляжем, поэтому в штатной ситуации самолёту на молнию плевать. Бывают редкие случаи, когда молния ударяет в окно кабины, и трескается стекло, но тут мы возвращаемся к разгерметизации: пилоты надевают кислородные маски и благополучно сажают самолёт.