1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое дроссельная заслонка в инжекторном двигателе

Чистка дроссельной заслонки: последовательность действий и распространенные ошибки

TRAFIC II van (FL) (01.01 — 01.14)

PASSAT wagon (B3, B4, 3A5, 351) (02.88 — 05.96)

Большая часть автомобильных комплектующих автомобиля не нуждается в тщательном и профессиональном обслуживании. Автолюбителю достаточно менять расходники и автохимию, а также менять отдельные детали согласно регламенту. Например, резинометаллические изделия и отдельные комплектующие подвески приходится менять намного чаще, чем детали моторной группы. Последние имеют настолько большой эксплуатационный ресурс, что некоторые автолюбители не сталкиваются с необходимостью их замены на протяжении всего периода пользования конкретным автомобилем. Но что, если автомобиль поддержанный? Предположим, вы купили транспортное средство, которое долгое время находилось в эксплуатации. Или ваш автомобиль уже стал настоящим «старичком». Одним из элементов авто, на которое стоит обратить внимание, является дроссельная заслонка. В данном материале эксперты Avto.pro поделятся советами по чистке и обслуживанию дроссельной заслонки, а также рассмотрят некоторые ее неисправности.

Типы узлов

Как уже отмечено, существуют разные виды дроссельной заслонки. Всего их три:

  1. С механическим приводом
  2. Электромеханический
  3. Электронный

Именно в таком порядке и развивалась конструкция этого элемента системы впуска. Каждый из существующих видов имеет свои конструктивные особенности. Примечательно, что с развитием технологий устройство узла не осложнялось, а наоборот – становилось проще, но с некоторыми нюансами.

Заслонка с механическим приводом. Конструкция, особенности

Начнем с заслонки с механическим приводом. Этот тип детали появился с началом установки инжекторной системы питания на автомобили. Основная его особенность заключается в том, что заслонкой водитель управляет самостоятельно при помощи тросового привода, соединяющего педаль акселератора с сектором газа, соединенного с осью заслонки.

Конструкция такого узла полностью позаимствована с карбюраторной системы, разница лишь в том, что заслонка – отдельный элемент.

В конструкцию этого узла дополнительно входят датчик положения (угла открытия заслонки), регулятор холостого хода (ХХ), байпасные каналы, система подогрева.

Дроссельный узел с механическим приводом

В целом, датчик положения дросселя присутствует во всех типах узлов. В его задачу входит определение угла открытия, что дает возможность электронному блоку управления инжектором определить количество подаваемого в камеры сгорания воздуха и на основе этого откорректировать подачу топлива.

Ранее использовался датчик потенциометрического типа, в котором определение угла открытия осуществлялось за счет изменения сопротивления. Сейчас обычно применяются магниторезистивные датчики, которые являются более надежными, поскольку в них отсутствуют контактные пары, подверженные износу.

Датчик положения дроссельной заслонки потенциометрического типа

Регулятор ХХ в механических дросселях представляет собой отдельный канал, идущий в обход основного. Этот канал оснащается электроклапаном, корректирующим поступление воздуха в зависимости от условий функционирования двигателя на ХХ.

Устройство регулятора холостого хода

Суть его работы такова – на ХХ заслонка полностью закрыта, но для работы мотора требуется воздух, он и подается по отдельному каналу. При этом ЭБУ определяет обороты коленвала, на основе чего регулирует степень открытия этого канала электроклапаном, чтобы поддерживать заданные обороты.

Байпасные каналы работают по тому же принципу, что и регулятор. Но в их задачу входит поддержание оборотов силовой установки при создании нагрузки на холостом ходу. К примеру, при включении климат-системы, нагрузка на мотор повышается, из-за чего обороты падают. Если регулятор не способен обеспечить мотор необходимым количеством воздуха, то задействуются байпасные каналы.

Но эти дополнительные каналы имеют существенный недостаток – сечение их небольшое, поэтому возможно их засорение и обледенение. Для борьбы с последним, дроссельная заслонка подключается к системе охлаждения. То есть, по каналам в корпусе циркулирует охлаждающая жидкость, отогревая каналы.

Компьютерная модель каналов в дроссельной заслонке

Основным недостатком механического дроссельного узла является наличие погрешности при приготовлении топливовоздушной смеси, что сказывается на экономичности двигателя и выходе мощности. Все из-за того, что ЭБУ не управляет заслонкой, на него лишь подается информация об угле открытия. Поэтому при резких изменения положения дросселя блок управления не всегда успевает «подстроиться» под изменившиеся условия, что и приводит к перерасходу топлива.

Электромеханическая дроссельная заслонка

Следующим этапом развития дроссельный заслонок стало появление электромеханического типа. Механизм управления у него остался прежний – тросовый. Но в этом узле отсутствуют какие-либо дополнительные каналы за ненадобностью. Вместо всего этого в конструкцию добавили электронный механизм частичного управления заслонкой, управляемый ЭБУ.

Конструктивно этот механизм включает в себя обычный электромотор с редуктором, который соединен с осью заслонки.

Работает этот узел так: после запуска двигателя, блок управления для установления требуемых оборотов холостого хода рассчитывает количество подаваемого воздуха и приоткрывает заслонку на нужный угол. То есть, блок управления в таком типе узла получил возможность регулировать работу двигателя на холостых оборотах. На остальных же режимах функционирования силовой установки дросселем управляет сам водитель.

Читать еще:  Что такое сапун двигателя бензопилы

Использование механизма частичного управления позволило упростить конструкцию самого дроссельного узла, но не устранило основной недостаток – погрешности в смесеобразовании. Его в заслонке такой конструкции нет только на холостом ходу.

Электронная заслонка

Последний тип – электронный, внедряется на автомобили все больше. Его основная особенность заключается в отсутствии прямого взаимодействия педали акселератора с осью заслонки. Механизм управления в такой конструкции уже полностью электрический. В нем используется все тот же электродвигатель с редуктором, связанный с осью, и управляемый ЭБУ. Но открытием заслонки блок управления «заведует» уже на всех режимах. В конструкцию дополнительно добавили еще один датчик – положения педали акселератора.

Элементы электронной дроссельной заслонки

В процессе работы блок управления использует информацию не только с датчиков положения заслонки и педали акселератора. В учет берутся также сигналы, поступающие со следящих устройств автоматических трансмиссий, тормозной системы, климатического оборудования, круиз-контроля.

Вся поступающая информация с датчиков обрабатывается блоком и на ее основе устанавливается оптимальный угол открытия заслонки. То есть, электронная система полностью контролирует работу системы впуска. Это позволило устранить погрешности в смесеобразовании. На любом режиме работы силовой установки в цилиндры будет подаваться точное количество воздуха.

Но и без недостатков у этой системы не обошлось. Причем их чуть больше, чем в других двух видах. Первая из них заключается в том, что заслонка открывается при помощи электродвигателя. Любые, даже незначительные неисправности составляющих привода, приводят к нарушению работы узла, что сказывается на функционировании двигателя. В тросовых механизмах управления такой проблемы нет.

Второй недостаток – более существенный, но касается он по большей части бюджетных автомобилей. И сводится он к тому, что из-за не очень хорошо проработанного программного обеспечения дроссель может работать с запозданием. То есть, после нажатия на педаль акселератора ЭБУ требуется некоторое время на сбор и обработку информации, после чего он подает сигнал на электродвигатель механизма управления дросселем.

Основная причина задержки от нажатия на электронную педаль газа до реакции двигателя — более дешевые электронные комплектующие и не оптимизированное программное обеспечение.

В обычных условиях этот недостаток особо не заметен, но при определенных условиях такая работа может привести к неприятным последствиям. К примеру, при начале движения на скользком участке дороги иногда возникает потребность быстрой смены режима работы мотора («поиграться педалью»), то есть, в таких условиях нужен быстрый «отклик» мотора на действия водителя. Существующая же задержка в срабатывании дросселя может привести к осложнению в управлении автомобилем, поскольку водитель «не чувствует» двигатель.

Еще одна особенность электронной дроссельной заслонки некоторых моделей авто, которая для многих является недостатком – особые заводские установки работы дросселя. В ЭБУ заложена установка, которая исключает вероятность пробуксовки колес при старте. Достигается это тем, что при начале движения блок специально не открывает заслонку для получения максимальной мощности, по сути, ЭБУ дросселем «придушивает» двигатель. В некоторых случаях эта функция сказывается негативно.

На премиумных авто проблем с «откликом» системы впуска нет из-за нормальной проработки программного обеспечения. Также на таких авто нередко можно установить режим работы силовой установки по предпочтениям. К примеру, при режиме «спорт» перенастраивается работа и системы впуска, и в этом случае ЭБУ на старте уже не «душит» двигатель, что позволяет авто «резво» начать движение.

Замена датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонкой на инжекторных версиях двигателей ВАЗ 2109-2108 выполняют функцию управления подачей топлива. В зависимости от того, насколько нажата педаль газа, этот датчик подает сигнал блоку управления, и тот, в свою очередь, сам решает, сколько топлива подавать.

Менять эту деталь довольно просто, но обязательно для этого понадобится очень короткая отвертка. Хотя у меня было целых два набора инструментов, все-таки пришлось покупать отдельно отвертку, чтобы произвести замену:

Находится он с правой стороны системы впрыска топлива, а точнее говоря — на самом дроссельном узле автомобиля:

Как видите, крепится он всего лишь на двух болтиках, добраться до которых можно лишь при помощи короткой отвертки. Но предварительно необходимо отсоединить штекер с проводами питания от датчика:

Затем отворачиваем болтики крепления ДПДЗ и можно аккуратно вынимать его из своего места:

Теперь можно выполнять установку снятой детали в обратной последовательности. Что касается стоимости данной штуковины, то ориентировочно ее можно купить по цене от 400 до 700 рублей. Все зависит от производителя.

Читать еще:  Audi двигатель aeb характеристики

Если пренебрегать чисткой дроссельной заслонки

Если пренебрегать чисткой заслонки, точно регулировать сечение воздуховода не получится. Скопившаяся в этом узле грязь будет мешать крышке, как открываться, так и закрываться в расчетном диапазоне.

Теперь понятно, почему многие водители отмечают, что после чистки дроссельной заслонки как рукой снимает многие проблемы. Примеры неисправностей, обусловленных загрязнением дросселя:

  • двигатель запускается с трудом;
  • на холостом ходу обороты плавают;
  • мотор работает неровно, рывки при переключении передач;
  • проваливаются обороты вплоть до полной остановки двигателя.

Правильная работа дроссельной заслонки после чистки позволяет точно дозировать объем воздуха, поступающего в двигатель. Таким образом достигается момент, когда степень обогащения топливовоздушной смеси оптимальна.

Моющая присадка в бензин «SGA (СГА)»

Очищает и смазывает топливные насосы и форсунки, продлевает ресурс. Улучшает впрыск, что снижает расход топлива и повышает динамичность. Годится для любых бензиновых систем, включая TFSI, TSI, GDI, MDI.

В моновпрыске

По конструкции моновпрыск похож на карбюратор – топливовоздушная смесь образуется в смесительной камере. В отличие от карбюратора, состав смеси регулируется электроникой. Дроссельная заслонка регулирует количество воздуха, которое поступает в цилиндры. Датчики массового расхода воздуха (ДМРВ), положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и положения коленчатого вала (ДПКВ) поставляют контроллеру всю необходимую информацию для расчета количества топлива. По команде контроллера форсунка с электрическим управлением впрыскивает необходимое количество топлива, которое смешиваясь с воздухом, образует топливовоздушную смесь.

Виды дроссельных узлов и принцип их работы

Конструкция системы занятой в автомобиле подачей воздуха обычно не отличается особой сложностью, но может претерпевать некоторые изменения в зависимости от остального обустройства двигателя. Дроссельная заслонка не усложнялась, а упрощалась, несмотря на развитие новых видов и конструктивные особенности. Старое название дроссельной заслонки сохранилось с того времени, когда она была частью другого элемента, а увеличение ее функциональных обязанностей привело к тому, что стало появляться новое обозначение – дроссельный узел или попросту дроссель.

Если проследить последовательно процесс эволюции, то дроссельная заслонка сначала была с механическим приводом, затем появилась электрическая (электромеханическая), и уже после этого вида была создана с электронным управлением. На сегодняшний день мирно сосуществуют все три конструкции, и в ответ на вопрос, что такое дроссельная заслонка правильным было бы рассказывать обо всех трех существующих типах.

С механическим приводом

Появление дроссельной заслонки с механическим приводом ассоциировано с разработкой и внедрением инжекторной системы автомобильного питания. Если раньше условия работы этого нехитрого устройства определялись карбюратором, то теперь она, хоть и входит в состав системы подачи воздуха, все же является самостоятельным узлом. Основная функция механической дроссельной заслонки – дозирование воздушного потока или его перекрытие. Это необходимо для работы силового агрегата в вариабельных режимах.

  • осуществление поддержки оборотов коленвала, пока машина на холостом ходу;
  • участие в работе усилителя тормозной системы;
  • включение датчиков и байпасных каналов;
  • регулировка количества воздуха, подаваемого системой в цилиндры.

Устройство дроссельной заслонки для инжекторной системы, такое же простое, как и ее снятие для процесса ремонта. Она состоит из корпуса и собственно заслонки с осью, и механизма привода. Принцип работы дроссельной заслонки основан на воздействии водителя через тросовый привод. Привод соединяет ось заслонки с сектором газа и педалью акселератора. Датчик положения указывает на угол открытия заслонки, передавая информацию электронному блоку управления. Тот, в свою очередь, на основании полученных данных, производит коррекцию количества подаваемого топлива.

На некоторых старых машинах еще сохранились датчики положения другого типа, потенциометрического, определяющий угол открытия на основании измерения сопротивления. Но их давно вытеснили более надежные магниторезистивные, в которых нет контактных пар, постоянно изнашивавшихся и требовавших замены. Клапан регулятора холостого хода теперь оборудован в канале, идущем отдельно от основного. Это электрический клапан, который работает в любых режимах холостого хода и может корректировать подачу воздушных потоков, когда и как это нужно для работы двигателя.

Основной принцип работы устройства дополнительного канала – подача воздуха при закрытой дроссельной заслонке, потому что и для холостого хода воздух все равно требуется. В целом, это прекрасная функциональная система, основательно продуманная, расположенная в пределах досягаемости и легко поддающаяся ремонту. Недостатком этого устройства считается перерасход топлива, возникающий из-за изменения положения дроссельной заслонки, на которое не успевает среагировать существующий блок управления.

Электромеханическая дроссельная заслонка

Появление электрической дроссельной заслонки изменило положение дел и приблизило автомобили к нынешнему уровню автоматизации. По-прежнему оставаясь на тросовом управлении, дроссельная заслонка лишилась всех дополнительных каналов, которые в мороз приходилось подключать к системе обогрева, чтобы они не замерзали. Появился электронный механизм, к которому частично перешло управление дроссельной заслонкой. Пусть это и был всего лишь электромотор с редуктором, подсоединенный к оси, но зато при запуске мотора новый блок дроссельной заслонки стал регулировать подаваемый воздух, и приоткрывать ее на необходимый угол.

Читать еще:  Барсик трактор схема двигателя

При такой системе, установленной в автомобиле, водитель все еще управлял им с помощью педали газа и механического привода. Но зато на холостом ходу за него считал уже блок, хотя в остальных случаях устройство по-прежнему из-за шофера допускало ошибки в образовании нужной смеси. Принцип изменился, но не кардинально, хотя возможность убрать дополнительные каналы сильно облегчила работу устройства, и начинающие автомобилисты не искали зимой, где находятся байпасные каналы. Это участь досталась владельцам уже устаревших машин, прекрасно знавших, где может произойти сбой для чего нужны дроссельные заслонки.

Дроссельный узел с электронным управлением

Новый принцип работы в электронном устройстве заключается в полном отсутствии какой бы то ни было связи с педалью акселератора, на которую мог бы влиять водитель. В нем все еще есть электрический двигатель и редуктор, но теперь только он связан с осью и управляется блоком. Во всех режимах, а не только на холостом ходу, электронный блок осуществляет регуляцию и командует деятельностью заслонки. Появилось второе сигнально-информационное устройств, добавленное с момента перехода на такие системы – датчик акселератора.

Внешне и раньше все кажется очень простым:

  • контроллер видит по датчику положение заслонки;
  • ориентируется на ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки);
  • скорость изменения сигнала дает информацию о динамике нажатия на акселератор;
  • в закрытом состоянии – срабатывает регулятор холостого хода, подающий воздух по дополнительным байпасным каналам.

Сейчас электронный блок располагает информаций с датчиков и следящих устройств трансмиссий-автоматов, тормозов, оборудования для внутреннего климата и круиз-контролем. Схема стала и сложнее, и проще, зато давление воздуха оптимизировалось, и его подается всегда точное количество, отсюда устранен и перерасход топлива. Казалось бы, все безупречно, и можно забыть, где находится дроссельный узел, но все же не обошлось без определенных недостатков.

Очиститель карбюратора и дроссельных заслонок Rinkai Carburetor Cleaner

Аэрозольный состав эффективно восстанавливает характеристики карбюратора. Удаляет углеродистые отложения, нагар, масло и прочие загрязнения с дроссельных заслонок, карбюратора и прочих деталей топливной системы. Подходит для карбюраторных и инжекторных двигателей. Очиститель может применяться в дополнение к очистителям топливной системы, предназначенным для заливки в бак, для очистки клапанов PCV, температурного датчика.

Способ применения

Очистку проводите на разогретом работающем двигателе. Не наносите на элементы топливной системы, на которые подается напряжение. Не применяйте для очистки карбюраторов мотоциклов при работающем двигателе мотоцикла.

  1. Перед применением хорошо встряхните.
  2. Снимите корпус воздушного фильтра и сам фильтр.
  3. Распыляйте средство небольшими порциями на загрязненные поверхности карбюратора или дроссельного узла до их полной очистки.
  4. Поставьте воздушный фильтр на место.

Меры предосторожности: огнеопасно! Содержимое под давлением. Не распыляйте вблизи огня, горячих поверхностей и других источников возгорания. Избегайте попадания в глаза и на кожу. Не прокалывайте, не сжигайте и не подвергайте воздействию прямых солнечных лучей. Не нагревайте баллон выше 50°С, не храните вблизи источников тепла. При контакте с кожей тщательно промойте водой с мылом. При попадании в глаза промойте обильным количеством воды. При попадании средства внутрь не вызывайте рвоту, немедленно обратитесь к врачу! БЕРЕЧЬ ОТ ДЕТЕЙ!

Состав: толуол 30–50%, сжиженный газ 20–40%, изопропиловый спирт 15–30%, дихлорметан 10–20%.

Производитель оставляет за собой право без уведомления менять характеристики, внешний вид, комплектацию товара и место его производства.

В случае, если в описании товара прямо не указано обратное, гарантийный срок на такой товар не установлен.

Неисправности

Если датчик положения дроссельной заслонки негоден, на приборной панели включается индикатор «Check Engine». Так, например, основные поломки потенциометрических датчиков — потеря надежного контакта между бегунком и дорожками, а также износ дорожек. Основные признаки поломок:

  • затрудненный пуск мотора;
  • большие обороты двигателя при холостом ходе;
  • сверхнормативный расход топлива ;
  • нарушение динамики разгона автомобиля и появление «провалов»;
  • остановка двигателя на нейтральной передаче.

Все эти признаки говорят о том, что необходима диагностика в техцентре или на СТО. В это время, если дроссельный датчик неисправен, ЭБУ начинает использовать информацию от других датчиков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector