Что такое дельтаплан у него есть двигатель
Полет на дельталете и паралете
15 минут наедине с ветром — один из лучших подарков всем, кто мечтает познакомиться с небом. Управлять дельталетом с мотором так же просто, как дельтапланом.
Дельталет — как и почему он летает, полезная информация для пассажира и начинающего пилота
Для начала немного теории:
дельталет произошел от дельтаплана (планер дельтаобразной формы), к которому добавили мотор (получили «мотодельтаплан»), а потом поставили на шасси — получили «дельталет».
В чем преимущества дельталёта перед другими летательными машинами?
1. Цена, эквивалентная стоимости автомобиля.
- б/у аппарат от 3т. до 7т. у.е.
- новый 15-20т. у.е. и более
2. Скорость и характеристики также близки в автомобильным.
3. Хранение — гараж.
4. Перевозка — легковой автомобиль с прицепом.
5. Взлётно-посадочная полоса — «скошенное поле».
Но, в отличие от автомобиля, вертолета, самолета и др. видов техники, дельталет управляется перемещением центра масс (для наклона вправо потребуется перемещение веса пилота вправо, подъем вверх обеспечивает прибавление оборотов двигателя).
При первом знакомстве с аппаратом может сложиться впечатление, что его конструкция «хлипкая». Это не так: она соответствует условиям эксплуатации и испытана временем.
Скорость, дальность и высота полета.
Скорость зависит от размера крыла дельталета и мощности двигателя, у маленького крыла скорость больше: от 60 км/ч до 80 км/ч., максимальная 130 км/ч. Рекордная — около 170 км/ч.
Правила безопасности.
1. Полеты проходят в основном в утренние и вечерние часы в безветренный день.
2. При полетах соблюдают определенные правила выбора воздушного пространства (летать можно не везде и не как угодно). Есть запретные зоны и объекты, которых необходимо избегать.
3. Местность, над которой происходит полет, должна позволить сделать аварийную посадку в любой момент времени. То есть лететь над бескрайним лесом или протяженными водоемами — опасное занятие.
Дельталёты приравнены к лёгким самолётам, поэтому понадобятся пилотское удостоверение и регистрация стоянки, довольно дорого обойдется ремонт и пр. расходы. Несколько полетов в год экономичнее сделать пассажиром, а не пилотом. Рекомендуем воспользоваться сертификатом на Дельталет цена в Москве на него гуманная — 3000р для одного пассажира, 6000р для двоих.
Если вы все-таки намерены стать пилотом этой пташки, то учиться летать рекомендуется только с инструктором. Он ответит на вопросы, скоординирует действия и обезопасит процесс.
Любителей охоты и рыбалки, мечтающих добираться к месту на собственном дельталете, скорее всего ждет разочарование: возможность вылета сильно зависит от погоды, а глухие места посадки доставят много сложностей в случае поломки.
Компьютерных симуляторов дельталёта не существует, то есть ощутить полет на земле не удастся. Тем больше причин испытать это удовольствие в реальности: волнительное и увлекательное путешествие над землёй наедине с небом и ветром захватывает дух! .
Команда Территории полёта всегда готова помочь вам с активным отдыхом: мы летаем на паралете, дельталете, параплане и других судах малой авиации.
Мотодельтапланы
Сверхлегкие летательные конструкции развиваются по двум направлениям:
- Управление рулевыми аэродинамическими поверхностями, к которым относится элерон, интерцептор и т.д.
- Балансирное управление
Дельтапланы относятся к летательным аппаратам с балансирным управлением. Были успешные попытки сделать крыло с рулевыми поверхностями, но это слишком усложняет конструкцию и снижает ее надежность.
Не пропустите нашу подборку пяти лучших фильмов про авиацию.
Телегу от дельталета используют и для полетов с парапланом. Об этом рассказано в другом нашем материале.
Появился новый вид летательной конструкции, которой дали название мотодельтаплан (МД). Существует несколько групп сверхлегкого летательного аппарата (СЛА).
I группа — СЛА, которые стартуют за счет силы разбега пилота, и имеют следующие преимущества:
- Маленькая масса;
- Возможность установления двигателя с малой мощностью;
- Использование для старта площадок с неровной поверхностью.
II группа СЛА — имеет шасси, которое бывает колесным или поплавковым. Второй вариант используется для старта с водной поверхности. Вторая группа МД имеет возможность перевозки полезного груза. Аппараты более безопасны, чем из первой категории, так как пилот жестко зафиксирован ремнями и огражден конструкцией; просты в плане взлета и посадки.
При посадке часто происходят ситуации, когда мотодельтаплан сталкивается с поверхностью земли, если его траектория сильно наклонена. Тогда пилот, находящийся под наклоном вперед, может сильно удариться головой или грудью о землю. Единственное защитное действие, которое может предпринять пилот, это завершить полет на СЛА, ногами «поймав» поверхность земли.
Как выбрать лонгборд при покупке и не ошибиться, читайте на нашем сайте.
Не замерзнуть занимаясь зимними видами спорта вам поможет термобелье. Особенно если вы прочитаете нашу статью и подберете именно то, что вам нужно.
Если вы ищите новые места для покатушек на горных лыжах, смотрите материал о горнолыжном курорте Шерегеш: pro-extrim.com/moutains/alpine-skiing/sheregesh-skiing.html
Классификация
Различают несколько видов дельтапланов:
- первоначального обучения («Славутич УТ», Атлас, Target, Студент);
- мачтовые парители (Discus, Славутич Спорт-5, С-14, С-15, Stalker, Stealth);
- безмачтовые (Aeros Combat L, Stealth KPL, Moyes Litespeed, Icaro Laminar Z).
Существует и другой вид дельтапланов (Class 2). К этому виду относятся жесткокрылы (Stalker, Phantom, Ghostbuster, Axxess, Atos, Atos VX). Их конструкция имеет существенные отличия от классических дельтапланов. Современные жесткокрылы имеют аэродинамическое качество > 19 единиц. На жестокрылах применяется аэродинамическое управление (элероны, флапероны, закрылки), существенно уменьшающее управляющие усилия пилота в полёте. Но они более сложны в производстве и стоят намного дороже, а также менее ремонтопригодны.
Также изготавливают специальные усиленные дельтапланерные крылья, которые крепятся на стойку тележки на колёсах, на которой смонтированы кресла для пилота, пассажира и двигатель. Такую конструкцию называют мотодельтаплан, который относится к сверхлёгким летательным аппаратам (СЛА). Иногда тележку выполняют в виде лодки или ставят на поплавки.
Преимущество мотодельтаплана заключается в простоте и надёжности конструкции, дешевизне и компактности в сложенном виде, минимальной необходимой длине площадки для взлёта и посадки. Благодаря этому и отсутствию вибраций от ротора несущего винта мотодельтапланы составляют значительную конкуренцию автожирам. Различают разные виды мотодельтапланов. Мотодельтапланы оборудованные сверхлегкой тележкой на одного или двух пассажиров, сами пилоты называют дельтамоторами, дельталётами или телегами. Они получили широкое распространение в сельском хозяйстве для использования в авиахимработах и для выполнения показательных полётов с пассажирами. Другой тип мотодельтапланов оборудован лишь небольшим мотором мощностью несколько лошадиных сил (часто используют двигатели от бензопил), а старт и посадка, как и в безмоторных аналогах осуществляется преимущественно с ног. Такие летательные аппараты на сленге спортсменов называются мётлами. Широкого распространения не получили, эксплуатируются узким кругом спортсменов-энтузиастов.
Параплан с мотором
Если к параплану подсоединить силовую установку — парамотор, то он превращается фактически в ультралегкий самолет, который помещается в багажник любой машины, а взлетает с любой полянки. Подняться до высоты 2-3 км, идти в любую сторону – полет с мотором ограничивает только запас топлива.
В общем, параплан и мотопараплан — это очень красивое и захватывающее увлечение, которое приносит яркие и сильные впечатления в жизнь. Вырваться из плоскости серых будней, ощутить свободу полета, подняться до облаков, увидеть лучшие места мира с высоты — все это доступно практически каждому человеку.
Дельтапланеризм как развлечение
Быть профессиональным пилотом дельтаплана – настоящее искусство, ему надо долго учиться. Но это и недешевое удовольствие – цены на аппараты внушительны, а экономить нельзя (ради гарантий безопасности).
Есть спортсмены, занимающиеся этим профессионально. Известно, что спецом в этой области и хорошим пилотом был «отец советской космонавтики» С.П. Королев (начинал он в Крыму). Но сейчас распространен и любительский дельтапланеризм – как разовое развлечение. Такое возможно благодаря появлению дельтапланов-тандемов (для двоих). На таких тренируются начинающие спортсмены, а опытный летчик может просто покатать постороннего.
Несмотря на то, что турист может в управлении полетом участия не принимать (все сделает опытный инструктор), дельтаплан – не самый безопасный вид транспорта. Поэтому прогулки в небесах сопровождаются строгим инструктажем по безопасности и некоторыми ограничениями.
К полетам не допускают лиц моложе 16 лет. Связано это с необходимостью хорошего контроля над телом, особенно в момент приземления – иначе можно повредить ноги. В качестве дополнительной защиты пассажиру обязательно выдается шлем и очки.
Для полета на дельтаплане надо тепло одеваться, даже летом – у него нет кабины, а воздух в высоких слоях холодный. Про отсутствие боязни высоты и серьезных проблем с сердцем и сосудами и говорить не приходится – страдающие ими люди в курсе наложенных на них ограничений.
Наконец, успех полета на дельтаплане целиком зависит от погоды. Нельзя рассчитывать на то, что полет обязательно состоится в назначенное время. «Небесная канцелярия» может спутать все планы, прислав дождь или сильный ветер.
Про «молитвы» и положение в авиации
Есть в авиации свои ритуалы и обычаи. Многие знают, что слово «последний» в этой сфере не употребляется – говорят «крайний». Оказывается, как рассказал Виталий, перед полетом не стоит фотографироваться, лучше это сделать после приземления. Также, перечислил он, в авиации нет ничего 13-го: ни борта под таким номером, ни помещения, например. И ни на одном аэродроме вы не найдете черных котов.
– Большинство ритуалов в авиации написаны кровью. Нужно «погладить» самолет, дельтаплан – без этого взлетать нельзя. Летчик всегда выполняет предполетный осмотр, обходит весь самолет, какой бы большой он ни был. Когда осматриваешь заклепки, детали, ты можешь какую-то трещинку на фюзеляже не заметить, а рукой проведешь – опа! – что-то не то. Присмотрелся – и окажется, вовремя заметил. А предполетный осмотр – обязательная вещь: колеса, тормоза, узлы крепления, крыло, тросы – все нужно осмотреть, – рассказывает Виталий и перечисляет дальше: – «Молитва», но не та, которая в церкви. Перед полетом летчики проверяют работу всех устройств, поочередно включают и выключают приборы в кабине пилота. На дельтаплане это упрощенно. Включаешь зажигание, проверяешь работу всех лампочек, приборов, устанавливаешь аэродромную высоту, проверяешь работу трапеции, как ходят педали, командуешь «от винта», то есть нужно убедиться в том, что возле винта никого нет, что ремни пристегнуты. Я всегда записываю на видео свой полет, потом можно сделать работу над ошибками.
Фото из архива Виталия Лукашевича
Виталий Лукашевич как человек увлеченный авиацией недоволен тем, что эта сфера пришла в упадок в Беларуси. Аэроклубы закрываются, сверхлегкая авиация существует только благодаря энтузиазму.
– Во времена Советского Союза работали 2 аэроклуба в Бресте, он был в Кобрине, Березе, в Дрогичине действовал аэропорт. Система ДОСААФ работала совсем по-другому: всех талантливых ребят, которые могли как-то себя проявить, выявляли еще на уровне школьного обучения. Они на дельтаплане начинали еще в школе летать. Их тогда сразу определяли: вот этот человек – у него моторика хорошая, он будет управлять, он будет летчиком. Ему давали определенное предписание поступать в летное училище и так далее. А сейчас в Беларуси с аэроклубами все очень плохо стало, в Бресте расформированы. Я даже первое время не знал и не мог найти, где мне учиться, – объясняет Виталий. – То же самое с дельтапланами: в советское время аппараты выпускали тысячами, было серийное производство – сейчас их около 30 во всей стране.
Возможно, по большей части в этом и есть причина, почему увлечение авиацией не так распространено у нас. К тому же, многие боятся летать, не верят в себя, что могут освоить эту технику, отмечает Виталий. «Но когда есть стойкое, непреодолимое желание летать – это не препятствия», – подчеркивает он.