Что сделать из двигателя от проигрывателя - Авто журнал kupim-avto57.ru
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что сделать из двигателя от проигрывателя

Как сделать виниловый проигрыватель своими руками?

  1. Изготовление
  2. Инструменты и материалы
  3. Полезные советы
  4. Какие пластинки и иглы к ним выбрать?

Прошлое столетие уже кануло в лету, но любители ретро до сих пор слушают старые хиты и радуются любому начинанию молодежи, которое касается виниловых пластинок. Современные проигрыватели настолько отличаются от ранее известных аппаратов, что даже простая магнитная левитация, создаваемая за счет двигателя, кажется не столь необычной. В этой статье разобрано, как сделать виниловый проигрыватель своими руками.

Привод проигрывателя винила: история вращений (ролик, пассик, прямой)

Проигрыватель виниловых дисков нельзя представить без вращающегося опорного диска, на который мы устанавливаем свои пластинки. Но что же заставляет его вращаться и как эволюционировал такой простой, казалось бы механизм? Давайте разберемся.

Винил на роликах

Если обратиться к истории Hi-Fi-аудио, то одной из наиболее заметных дат здесь можно считать 1958 год – именно тогда появился стереозвук как коммерческий формат. Что касается проигрывателей пластинок, то почти все они тогда представляли собой так называемые «чейнджеры» — устройства с автоматической сменой дисков. Работали они так. На шпиндель опорного диска, который гораздо выше, чем у нынешних проигрывателей, нанизывался целый штабель музыкальных пластинок. Так как на одной стороне пластинки было записано 20-25 минут музыки, четыре пластинки на таком автомате давали более часа непрерывного прослушивания. Особенно подобные чейнджеры были популярны на радиостанциях и в клубах, но, разумеется, были востребованы и у меломанов.

Вся эта предыстория была нам нужна для того, чтобы понять, что опорному диску (то есть приводящему его в движение двигателю) в таком проигрывателе приходилось вращать довольно тяжелый груз – несколько сложенных в штабель пластинок. Нужен был привод, способный обеспечить высокий крутящий момент, то есть способный раскрутить тяжелый диск с пластинками. И для передачи вращения от двигателя к диску был придуман роликовый привод.

Как нетрудно догадаться, приводным элементом здесь являлся ролик. Он имел небольшой диаметр (обычно около 5-7 см), и был расположен под опорным диском. У последнего с нижней стороны была выточка, образующая внутренний обод. При включении воспроизведения с помощью рычага ролик прижимался одновременно к этому внутреннему ободу опорного диска проигрывателя и к валу двигателя (в распор), выполняя роль передатчика вращения. Иногда в эту конструкцию включались дополнительные механические элементы для изменения скорости вращения пластинки.

Читать еще:  Болид формулы 1 технические характеристики двигателя 2017

Роликовый привод на тот момент оказался самым надежным из предложенных индустрией и быстро стал популярным у разных изготовителей. В 1960-х годах его с успехом использовали такие компании как Dual, Miracord, Garrard, Thorens и многие другие.

Однако у роликового привода были и свои недостатки. С течением времени на резиновом ободке, который имел ролик для лучшего сцепления со шкивом и опорным диском, из-за износа могли образовываться неровности. Они приводили к возникновению заметных механических шумов (т.н. рокота) при вращении пластинки, которые передавались через звукосниматель и были слышны в колонках. Впрочем, в те времена ролик можно было легко заменить на новый.

Стоит заметить, что колонки открытого типа, которыми часто комплектовались стереосистемы тех лет, были особенно чувствительными к подобным низкочастотным помехам.

Пассиковый привод и его рождение

Разумеется, серьезные меломаны были не в восторге от того, что какой-то чейнджер будет сбрасывать с проигрывателя их драгоценные пластинки, да и сама идея складывать диски друг на друга, рискуя их повредить, нравилась далеко не всем. Так в моду вошли проигрыватели с коротким шпинделем опорного диска, рассчитанные на единовременную установку только одной пластики. В этом случае не было необходимости и в системе привода с высоким крутящим моментом, поскольку теперь нагрузка на двигатель стала существенно меньше. И, разумеется, нужно было найти привод с меньшим уровнем механических шумов, чем у роликовой конструкции.

Так появилась идея соединить вал двигателя и опорный диск с помощью эластичного ремня (пассика). В начале 1960-х годов компания Acoustic Research выпустила первый массовый проигрыватель с пассиковым приводом, который так и назывался «Проигрыватель AR». Интересно, что именно компания Acoustic Research разработала чуть раньше и первые компактные закрытые колонки, с которыми популярные тогда проигрыватели с роликовым приводом зазвучали с меньшими помехами.

Читать еще:  Электронные тахометры оборотов двигателя

Но мы отвлеклись. Пассиковый привод значительно превосходил роликовый с точки зрения гораздо меньшего уровня механических шумов — точнее, у пассика их практически не было вообще. Да и стабильность скорости вращения диска у таких проигрывателей была выше.

Разумеется, крутящий момент у системы с пассиковым приводом был заметно ниже, и для использования в чейнджерах, вынужденных крутить штабель пластинок, она не подходила. Но для меломанов, уже полностью отказавшихся к тому времени от использования чейнджеров в своих системах, это не имело значения.

Со временем, пассиковый привод в проигрывателях винила стал доминирующим в индустрии, полностью вытеснив ролик. Интересно, что были разработаны модели проигрывателей и с комбинированным пассиково-роликовым приводом, но из-за сложности конструкции и не очевидных преимуществах они популярности не получили. В то же время системы пассикового привода постоянно совершенствовались – компании экспериментировали с различными материалами для изготовления приводного ремня и его формой, системами демпфирования двигателей, способами натяжения пассиков. Чтобы спрятать двигатель и пассик, была придумана конструкция с субдиском. Можно сказать, что сегодняшние проигрыватели с пассиковым приводом ведущих мировых компаний прошли большой эволюционный путь и на сегодня обладают исчерпывающими характеристиками для качественного прослушивания винила.

Прямой привод (он же “Direct drive”)

В начале 1970-х годов компания Panasonic разработала новую систему привода, получившую название Direct Drive и, под принадлежащей ей торговой маркой, выпустила проигрыватель Technics 1200, ставший в последствии классическим.

В проигрывателе с прямым приводом опорный диск расположен непосредственно на валу двигателя (обычно в таких моделях используется и электронная система стабилизации скорости вращения, построенная на базе точного кварцевого генератора). Соответственно, двигатель в таком проигрывателе вращается со скоростью 33 1 /3 или 45 оборотов в минуту, то есть гораздо медленнее (их называли сверхтихоходными), чем в проигрывателях с пассиковым или роликовым приводами. В проигрывателях с прямым приводом не было расходников типа пассика или ролика, то есть фактически они не требовали обслуживания. Хотя, с другой стороны, их двигатель составлял более половины стоимости всего устройства (в отличие от гораздо более простых и дешевых двигателей в роликовых или пассиковых моделях). В случае выхода из строя замена такого двигателя меломану могла обойтись очень дорого. В целом прямой привод не создает заметных шумов, но в случае появления даже малейших вибраций, что также не исключено, они тут же будут переданы на пластинку и иглу звукоснимателя.

Читать еще:  Чем отличаются двигателя спринтеров

Надо заметить, что крутящий момент у проигрывателей с прямым приводом был даже выше, чем у роликовых, но для середины 70-х годов это уже не имело значения – чейнджеры в домашних системах к тому времени уже давно не использовались. Зато эту особенность проигрывателей с прямым приводом в конце 80-х оценили ди-джеи. Он позволял быстро менять пластинки, мгновенно начинать воспроизведение музыки, а также заниматься скретчингом и другими экспериментами над проигрывателем. Споры о том, какой привод лучше для домашнего прослушивания музыки с винила, прямой или пассиковый, не утихают на всех тематических форумах в интернете. Поклонники пассика настаивают на том, что обеспечиваемая им механическая развязка диска от двигателя гораздо лучше, чем в моделях с прямым приводом, а значит, и звучание музыки получается более чистым и детализированным. А если какие-то шумы все-таки попадают на диск и пластинку, то их спектр гораздо менее раздражающий для человеческого слуха, чем у шумов, создаваемых прямым приводом. Сторонники же прямого привода утверждают, что любые различия в уровне шумов двух систем минимальны и упирают на преимущества прямого привода в точности и стабильности скорости вращения пластинки. Впрочем, насколько заметна на слух и эта разница между пассиковым и прямым приводами, также является темой для горячего обсуждения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector