0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что произойдет с самолетом при взрыве двигателя

Airbus A380

Airbus A380

Airbus A380 авиакомпании Emirates
Типпассажирский самолёт
Разработчик Airbus
Производитель Airbus
Первый полёт27 апреля 2005 года
Начало эксплуатации25 октября 2007 года (Singapore Airlines)
Статусэксплуатируется
Эксплуатанты Emirates (119)
Singapore Airlines (19)
British Airways (12)
Qantas (12)
Годы производства2003 — 2021
Единиц произведено248 (31 июля 2021 года) [1]
Стоимость программы разработки12 млрд €
Стоимость единицы$ 489 млн [2] на 2017 год
Медиафайлы на Викискладе

Airbus А380 — широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт, созданный концерном Airbus S.A.S. (ранее Airbus Industrie) — крупнейший серийный авиалайнер в мире (высота 24 метра, длина 73 метра, размах крыла 79 метров [3] ). Вместимость — 525 пассажиров в салоне трёх классов, 853 пассажира в одноклассной конфигурации. Может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15 400 км. В 2021 году производство данной модели было прекращено [4] .

Первый в мире широкофюзеляжный самолёт, созданный в XXI веке.

Как взорвался двигатель Ан-148: эксперт разбирает версии катастрофы

«Подобных разрушений конструкции я не помню»

На второй день авиакатастрофы Ан-148, разбившегося в воскресенье днем в Подмосковье через 4 минуты после взлета из аэропорта «Домодедово», некоторые противоречивые версии, возникшие в первый момент, постепенно начинают отпадать. К примеру, почти все очевидцы утверждают, что слышали хлопок, или взрыв. Однако где он произошел: в воздухе, или уже при ударе самолета о землю?

Была версия о столкновении Ан-148 с вертолетом «Почты России», или каким-то дроном. Но ни дроны, ни вертолеты в облаках (верхний край облачности в этот день был 3000м, нижний – 700 м) и на таких высотах не летают. Их зона полетов находится значительно ниже, а разбившийся Ан-148 на том момент уже вышел на высоту порядка 1800-2000 м.

Еще говорят о том, что самолет, якобы, с высоты 1800 м вдруг резко снизился до 1500м, а затем снова вернулся на 1800 м. Это утверждение у специалистов также вызывает сомнение. Если экипаж самолета по какой-то причине сменил высоту, заданную диспетчером, то это само себе — «ЧП». Оно вряд ли могло остаться незамеченным и не прокомментированным во время переговоров с экипажем.

Что на данный момент известно более-менее точно?

Мы имеем разлет осколков в виде эллипса на большой площади – в радиусе более километра по траектории полета самолета. Это говорит о том, что Ан-148 наверняка начал разрушаться уже в воздухе. Это значит, что остается возможность взрыва. При этом сажи или гари от пожара на земле пока не обнаружено. Значит, если предположить, что на борту и было какое-то взрывное устройство, оно скорее всего имело небольшую мощность.

Друга версия, которую высказывают авиационные специалисты – это, так называемый, «подхват» самолета. То есть по какой-то причине либо при наборе высоты, либо при потере скорости самолет вышел на большие углы – угол атаки, угол набора, угол по тангажу. В этом случае далее могло произойти вращение самолета вокруг поперечной оси, в результате чего он опустил нос и вышел в резкое пикирование с разгоном скорости.

Момент крушения самолета Ан-148 попал на видео: виден огненный шлейф

Смотрите видео по теме

«Т»-образное оперение самолета не позволяет ему выйти из такого пикирования. В этом случае машина может начать разрушаться уже в воздухе, так как превышается допустимая скорость, гарантирующая безопасность конструкции. Подобные ситуации уже происходили во время катастроф в Казани (17 ноября 2013 года, самолет авиакомпании «Татарстан» летел из Москвы и разбился при заходе на посаду, погибли 50 человек) и Ростове (19 марта 2016 года, самолет авиакомпании «ФлайДубай» летел из Дубай, разбился при заходе на посадку, погибли 62 человека).

Обломки Ан-148 разметало на километр: кадры с места крушения

Смотрите фотогалерею по теме

Версию о том, что к катастрофе привело разрушение в воздухе одного из двигателей, которое стало происходить из-за обледенения, эксперты напрочь отвергают, утверждая, что в этом случае ничего критичного случиться не могло, так как после 4-5-й минуты работы движка, когда набрана большая скорость, никакого льда там быть уже не может.

Кроме того, на высоте 1800-2000 м, которую уже набрал Ан-148 при отказе двигателя он мог просто развернуться и либо сесть на аэродроме вылета, либо на соседнем аэродроме в Раменском. Но по данным следствия такой посадки экипаж не запрашивал.

— Если бы произошел отказ двигателя, — рассказал «МК» один из ведущих российских двигателестроителей, — в этом случае, даже при самом плохом развитии событий, самолет должен был постепенно снижаться еще 9-10 секунд – время, за которые у летчиков была бы возможность сообщить об отказе. Но, судя по тому, что авиадиспетчер, который вел Ан-148 с земли заявил, что до момента катастрофы все происходило штатно, и пилоты ни о каких проблемах не сообщали, можно предположить, что катастрофическая ситуация развивалась стремительно.

Читать еще:  Газель двигатель 4216 глохнет на холостом ходу

При этом, возможность взрыва двигателя эксперт «МК» отвергать не стал. Он подтвердил, что разброс осколков однозначно свидетельствует о разрушении машины в воздухе. Хлопок, который слышали очевидца может быть началом разрушения двигателя. При этом эксперт пояснил:

— Что происходит во время взрыва двигателя? Разрушается диск турбины или компрессора. Энергия такого разрушения – это фактически энергия снаряда, который пробивает все на своем пути. Однако если, допустим рванул диск двигателя – а у этого самолета движки находятся под крыльями – то не должно было сразу оторвать хвост. А на кадрах с места трагедии он, похоже, лежит довольно далеко от других частей машины. Такое могло произойти у самолетов, двигатели у которых расположены в хвостовой части, как у Як-40, Як-42, Ту-154, Ил-62… У Ан-148 при взрыве двигателя хвост не должен был бы отвалиться первым.

Теперь о том, что могло стать причиной взрыва движка? Двигатель может разрушится сам по себе, если, к примеру, там образовалась трещина, либо произошло рассоединение валов – у нас такие случаи были, когда диск движка идет в раскрутку. Такое случилось в Питере еще в 70-х годах, когда Ил-18 упал из-за диска 3-й ступени турбины (катастрофа 1974 года, самолет летел в Запорожье, но упал после взлета, погибли 109 человек — прим.авт). В этом случае диск летит, перебивая топливные трубки, топливо загорается и начинается пожар. В картине катастрофы Ан-148 мы ничего такого не наблюдаем. Подобный случай был в Варшаве с Ил-62 (катастрофа 9 мая 1987 года, самолет вылетал в Нью-Йорк, но рухнул после взлета, погибли 183 человека — прим. Авт.). Там из-за того, что разрушился внутренний вал двигателя, турбина вышла на большие обороты и разрушилась. При этом она перебила тяги управления хвостовым оперением. Но там ничего не отвалилось, самолет на землю упал целиком. Другой случай произошел под Серпуховом, еще при испытаниях Ил-18. Тогда в полете прямо на глазах всех у самолета отвалился двигатель, но летчики перекрыли топливные краны и самолет благополучно сел во Внуково.

Очевидцы крушения Ан-148 рассказали о катастрофе: «В небе что-то грохнуло»

Смотрите видео по теме

Ситуация с Ан-148, считает наш эксперт, ни на один из этих случаев не похожа. При этом, он не сомневается в том, что вариант разрушения турбины в качестве причины трагедии должен рассматриваться обязательно.

— Но только от чего могло произойти такое разрушение? – размышляет эксперт. — Турбина ведь может вылететь из-за каких-то внутренних причин и при взрыве в капоте. А если, например, во время техобслуживания капоты открывали и под них положили взрывное устройство, это ведь тоже могло привести к взрыву двигателя. В этом случае надо дождаться результатов экспертизы на наличие взрывчатых веществ. Но мог двигатель на 5-7 минуте полета разрушится так, что это приведет к таким последствиям, как сейчас? Сомневаюсь. На этом самолете двигатель находится под крылом, если он рванет, то диск двигателя может уйти вниз, а также может ударить либо по крылу, либо по фюзеляжу. Это ведет к большим разрушениям. Однако за всю мою многолетнюю практику двигателиста – а это ни один десяток лет – подобных разрушений конструкции самолета из-за взрыва двигателя, когда на земле, как сейчас, не найдено практически ни одного крупного осколка самолета, я не помню и назвать не смогу.

Следите за событиями с нашей онлайн-трансляцией

Версии крушения

Владимир Путин поручил Дмитрию Медведеву создать госкомиссию в связи с крушением самолета в Египте. Об этом сообщает пресс-служба Кремля. Airbus-321 авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение на пути из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Он пропал с радаров через 23 минуты после взлета. На борту лайнера находились 224 человека, включая членов экипажа. Эксперты о возможных причинах крушения лайнера — в эфире «Коммерсантъ FM».

«На борту произошло непредвиденное»

Почетный президент МАК Магомед Толбоев в эфире «Ъ FM»

Причиной крушения самолета Airbus-321 авиакомпании «Когалымавиа» мог стать только взрыв на борту. Возможная неисправность двигателя не могла привести к катастрофе. В этом уверен летчик-испытатель, почетный президент Межгосударственного авиационного комитета Магомед Толбоев.

«В это верится с трудом, что техническое обслуживание самолета было не на достаточном уровне. Другое дело — возможный отказ двигателя в полете, ничего страшного — отказал один двигатель, он на другом идет так же, как и на двух. Тогда бы он вел переговоры с землей, но сам факт того, что переговоров с землей не было, они были оборваны, если хоть какая-то часть была, и он не смог дальше продолжить — это говорит о том, что на борту произошло непредвиденное, а таким может быть только взрыв на борту. Если бы он планировал, то он был бы на радарах до конца, видно бы было его до столкновения, если это равнинное место, если горное — пока его не закрыл скол горы. Мы говорим о том, что самолет потерял связь — ну не может такого быть, чтобы пилоты потеряли связь, не может быть, если работают двигатели и они планируют. Но разлет осколков показывает, как он шел к земле, под каким углом — это станет ясно в ближайшее время, когда спасатели подойдут к месту катастрофы. Даже если двигатель начнет гореть, об этом можно говорить в течение двух-трех минут: работают противопожарные системы тушения двигателя, первая, вторая, третья ступень. Не может так мгновенно все исчезнуть, самолет не может никак развалиться в воздухе, кроме как от внешнего или внутреннего технического воздействия».

Читать еще:  Двигатели для кондиционеров схема включения

«Горящие двигатели — не повод, чтобы самолет падал»

Специалист по безопасности полетов Александр Романов в эфире «Ъ FM»

Очень похоже, что действия экипажа стали причиной аварии, считает бывший командир воздушного суда, специалист по безопасности полетов Александр Романов.

— Самолет исчез с радаров спустя 23 минуты после взлета. Высота — более 9 тыс. метров. Какие риски могут быть на этой высоте? Что могло произойти?

— Конечно, в авиации много рисков. Скорее всего, это связано с каким-то внешним воздействием на самолет. То есть что-то повлияло так, что экипаж не мог справиться. Возможно, какое-то повреждение хвостового оперения. Гипотезы такие, что ПЗРК не достанет до этой высоты. Какие-то зенитные комплексы, возможно, уже появились, какие-то «Ласточки», возможно, появились уже в этом районе. Это первое. Второе: ни одна техническая неполадка, связанная даже с отказом двух двигателей, и, вообще, много-много другого, я не могу придумать такую комбинацию, при которой были бы такие катастрофические последствия, поэтому это отметается. Значит, первое — воздействие. Второе. Не хотелось бы думать, что это какая-то рукотворная ситуация экипажа. Я выдвигаю основную версию о том, что, возможно, между экипажем что-то произошло, происходила какая-то борьба в этот момент, может, что-то еще такое. Ведь не сказано, какая причина аварийной посадки.

— Свидетели якобы видели, что лайнер горел, и, вероятнее всего, это был двигатель. Что по этому поводу можете сказать?

— Даже пожар двигателя, даже двух двигателей, при этом самолет все равно планирует, самолет не мог так резко потерять скорость, по данным информации, которая появляется. Значит, произошло что-то совершенно другое. При скорости 750 км/ч даже при отказе двигателя все равно самолет по инерции летел бы долгое время с довольно небольшим гашением скорости. Потом он бы планировал. В нормальной, рабочей ситуации летчики бы создали возможность планирования самолета и посадки, даже с горящими двигателями. Это не повод для того, чтобы самолет падал.

«Возможен и теракт»

Заслуженный пилот РФ Петр Марченко в эфире «Ъ FM»

Причиной крушения российского самолета в Египте мог послужить теракт. Так считает заслуженный пилот Российской Федерации Петр Марченко. Чаще всего пожар на борту удается предотвратить, однако в этом случае ситуация осложнилась, отметил он.

— Сообщается, что причиной авиакатастрофы, возможно, стал отказ двигателей и потеря контроля над воздушным судном. Мог экипаж заметить подобные неполадки еще на земле?

— Нет, на земле это нельзя обнаружить. Если случился пожар на одном из двигателей, то, как правило, пожар на таких самолетах случается на взлете, когда очень большая нагрузка на двигатели. А самолет уже занял эшелон, и вероятность того, что уже на эшелоне случился пожар, это, может быть, один шанс из тысячи. Я не исключаю того, что, кроме технической причины, может быть и диверсия. То, что он снижался быстро, если это действительно был пожар, как правило, применяется экстренное снижение, чтобы быстрее самолет снизился к земле ближе. Но почему египетские власти несколько часов говорили, что связь с экипажем прервана? Это уже надуманно было. А потом вдруг выясняется через несколько часов, что вот экипаж выходил на связь, просил вынужденную посадку.

— Вы не исключаете, что на борту был взрыв?

— Не исключаю, потому что экипаж не имеет возможности осмотреть самолет в такой степени перед вылетом. Его в импортном аэропорту привозят к самолету, он осматривает его снаружи и все. А снаружи, допустим, взрывчатое вещество, это очень трудно, если его даже подложили в двигатель или куда, это практически невозможно.

— Сообщалось, что самолет развалился надвое при падении.

— Это говорит о том, что он не взорвался в воздухе. Если бы он взорвался в воздухе, то были бы совершенно другие последствия. То, что он развалился на две части, говорит о том, что катастрофа произошла в момент удара самолета о землю. Возможно, это был негасимый пожар. Бывали редко такие случаи в гражданской авиации, когда существует негасимый титановый пожар, когда горит даже железо. Как правило, такие случаи кончаются тем, что пожар удается погасить. Почему здесь так случилось? Ну, возможен и теракт.

«Мог произойти пожар в двигателе»

Генеральный директор ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев в эфире «Ъ FM»

Судя по всему, случилась какая-то экстренная поломка, не исключается и ошибка экипажа, считает генеральный директор ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев.

Читать еще:  Что такое гбц в двигателе шкода октавия

— Пока известно, что пилот самолета после взлета запросил изменения маршрута и посадку в аэропорту Каира, значит ли это, что речь шла, скорее всего, о технических неполадках?

— Может быть, но до Каира довольно-таки далеко. Что-то про эту информацию я не слышал, что запросили они Каир. После вот, когда произошло отключение радиосвязи, вот это вот совершенно непонятно, что могло произойти, потому что это произойти могли только экстренные вещи. Как вот сообщил Гидрометцентр, у нас довольно-таки там хорошая погода была, видимость 10 км, так что по климатическим и погодным условиям там не могло ничего произойти.

— Что вы имеете в виду под экстренными вещами, что там могло случиться?

— Да здесь мог произойти и пожар в двигателе, но в конце концов об этом должны были сообщить. Пожар в двигателе не дает, так сказать, отключения радиосвязи. Взрыв на борту — тоже нельзя исключать эту версию, несмотря на то, что это все-таки чартерный перелет, ведь же не будет какой-то у нас террорист месяц отдыхать или две недели в Шарме, после этого повесит на себя пояс шахида и будет взрывать самолет. Наверное, этого нет. Такого, по крайней мере в ближайшие 30-40 лет, я не слышал, чтобы в чартерном рейсе произошли какие-то взрывы.

— Что еще дает отключение радиосвязи?

— Это могло произойти только из-за внешних каких-то предпосылок, ну вот могла попасть молния, но сказали о том, что погода была хорошая, но кто ее знает, что и чего там могло произойти на высоте 9 тыс. метров. Отключение двигателя, пожар в двигателе, все что угодно, но это не дает резкого падения. Практически самолет набрал высоту, набрал эшелон 9 тыс. метров, я просто не знаю, на каком эшелоне он должен был идти, там может быть и 10 и 10,5 тыс. метров, но 9 тыс. это уже практически он на эшелоне находился. Поэтому так вот сразу резко оборваться, это поднимаемся мы долго, по полчаса, по 40 минут, а падают-то самолеты за 5-6 минут. Поэтому вот что-то здесь могло произойти. Ну и следующее – это просто надо разбираться с экипажем. Все-таки человеческий фактор, он у нас остается, никуда мы не денемся.

— Более 18 лет эксплуатировалось это судно, как вы полагаете, это много для самолета?

— Нет. Здесь же судно от эксплуатации, от возраста, оно практически не зависит. Эксплуатируются и в Европе, и в Америке воздушные суда и по 30-40 лет. Самое главное — это состояние агрегатов, летная годность этих агрегатов, а она проверяется буквально ежегодно. Поэтому если все стандарты были соблюдены, летная годность была соблюдена, ну и что, пусть будет самолету 17-18 лет, в этом ничего страшного нет.

— Если они упали с высоты 9,5 тыс. метров, вот говорят, развалился он на две части, вообще могут быть выжившие?

— Нет, конечно, нет. Это исключается, к сожалению, потому что самолет не планировал, а самолет падал. Он падал в штопоре, потому что по-другому просто не объяснишь вот это 5-10-минутное отключение радиосвязи. Он пропал с радаров. По-другому, ну как может произойти? Нет, если бы он планировал, тогда можно было бы и сообщить что-то на землю, а здесь, значит, экипаж боролся за выживаемость воздушного судна, что-то они предпринимали, но не смогли, конечно, ничего сделать.

— Вот пришли на ленту информагентств сообщения, что Египет пока не просил помощи от России в расследовании этого крушения. Как вы полагаете, египетские специалисты способны вообще провести какое-то правильное расследование?

— Нет, ну здесь, во-первых, принадлежность воздушного судна. Воздушное судно все-таки авиакомпании принадлежало России, поэтому, хотят или не хотят египтяне, а участие в этом должна принимать та сторона, чье воздушное судно находится. Значит, первое, это на той территории, где это произошло, второе — это вот принадлежность воздушного судна, авиакомпания российская, поэтому обязательно наш Межгосударственный Авиационный комитет (МАК) будет принимать здесь участие, что уже наши, я сейчас посмотрел по телевидению, уже премьер дал задание министру Соколову, и он уже возглавил комиссию и вылетел в Египет.

— Скажите, а воздействие извне могло привести к таким последствиям, то есть могли сбить самолет, если говорить прямо?

— В принципе, на этой высоте вряд ли, наземными средствами, если, конечно, это не зенитные какие-то там установки, ручные вряд ли достанут туда, это высота, может быть, там километр и не больше. А вот эти вот, ну вряд ли ракетами там будут стрелять с земли, потому что такой техники у сепаратистов нет просто.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector