0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что происходит при перегреве двигателя симптомы

Перегрев двигателя: причины, признаки и способы устранения

Автомобиль — это сложнейший механизм, который состоит из множества деталей, агрегатов и узлов. Самый важный компонент любой машины и самый дорогостоящий — это её двигатель. К счастью, при нормальной эксплутации автомобиля мотор ломается очень редко, а значит не так часто требует ремонта. Но есть ситуации, которые приближают наступление этого трудоемкого ремонта. Одна из них — перегрев двигателя.

Во время своей работы мотор автомобиля нагревается до высоких температур, выше 100 градусов по Цельсию, что является рабочей температурой двигателя, при которой мотор может работать при нормальных рабочих тепловых зазорах, предусмотреных заводам-изготовителем. Если не охлаждать двигатель, то в процессе эксплуатации он быстро выйдет из строя. Для этого в машине была создана специальная система охлаждения, в которой постоянно циркулирует охлаждающая жидкость — тосол.

Любые неполадки и неисправности в системе охлаждения приводят к перегреву двигателя автомобиля. И если вы заметили, что датчик температуры на приборной панели показывает крайне высокие величины, то следует незамедлительно разобраться в причинах. Давайте разберемся, почему перегревается двигатель, в чем причины, как устранить неполадки?

Последствия перегрева двигателя

Даже разовый перегрев мотора на протяжении непродолжительного времени может вызвать проблемы в дальнейшем. Двигатель имеет детали, которые чувствительны к высоким температурам. К ним относятся, например, маслоотражательные колпачки клапанов и маслосъемные поршневые кольца. При перегреве маслоотражательные колпачки теряют упругость (дубеют), их резиновая часть. Маслосъемные поршневые кольца (они стальные) при перегреве залегают, то есть перестают сжиматься и разжиматься в определенных конструкторами пределах.

В результате резко повышается масляный аппетит мотора. Такой повышенный расход ГСМ только усугубляет ситуацию с перегревами двигателя, потому что на поверхности камеры сгорания образуются отложения. Что ещё более усугубляет ситуацию потому что начинает образовываться нагар, из-за которого могут выйти из строя свечи и даже катушки зажигания (ну и соответственно и компрессионные кольца с вытекающими из этого последствиями).

Но это не самое страшное. Гораздо более серьезный вред наносится металлическим деталям двигателя. Как известно, при нагреве материал расширяется. При нормальной работе мотора после охлаждения компоненты возвращаются в исходное состояние без остаточных деформаций. Однако в случае перегрева детали расширяются больше обычного и тогда остаточных деформаций не избежать. Отсюда мы получаем коробление блока и головки цилиндров, рост размера поршней вплоть до их задира. А это уже серьезно, что требует дорогостоящего ремонта двигателя.

Признаки перегрева мотора

Специалисты разделяют два вида перегрева двигателя: внутренний и внешний. Самым опасным из них можно считать первый, так как он не сразу заметен водителю. При нем повышения температуры охлаждающей жидкости практически нет. Тепло как бы остается внутри агрегата. Но двигатель реагирует резким снижением мощности из-за ухудшения наполнения и роста механических потерь.

Какие существуют основные признаки перегрева двигателя?

1. Стрелка датчика температуры на приборной панели находится в красной зоне. Это означает превышение температуры охлаждающей жидкости.
2. Из-под капота выходит пар или дым. Появление пара означает, что охлаждающая жидкость закипела (при испарении). Если из-под капота идет дым, это значит что уже что-то горит, скорее всего тут система охлаждения двигателя не виновата. В любом из этих случаев нужно сразу же остановить машину и выключить двигатель.
3. Снижение эффективности автомобильной печки. Отопитель, который расположен выше других элементов системы охлаждения, получает тепло от тосола. Если жидкость перестает туда попадать, то эффективность печки падает.

Причины перегрева двигателя автомобиля

Если вы заметили признаки того, что двигатель греется, необходимо прекратить эксплуатацию автомобиля. Следует провести диагностику системы охлаждения, чтобы выявить причины. Таких факторов может быть десяток. Вот наиболее распространенные причины перегрева двигателя:

Читать еще:  Что означает литровый двигатель

1. Радиатор пробит или загрязнен. Радиатор играет важную роль в охладительной системе, если он перестает нормально работать, то происходит повышение температуры. Очень часто на нем скапливается грязь, пыль или листья. В этом случае стоит очистить радиатор. Также он может забиться внутри, а значит его следует прочистить. Если это сделать невозможно или в радиаторе появились дырки, трещины, то можно его просто заменить на новый.

2. Сломался термостат. Поломка термостата часто становится причиной перегрева мотора. В этом случае элемент нужно заменить.

3. Вышел из строя вентилятор системы охлаждения. Если вентилятор сломался, то возникает плохое охлаждение двигателя. Неисправности могут быть вызваны плохой коммутацией или поломкой электропривода. В данном случае нужен ремонт или замена вентилятора. Кроме того, может ослабнуть натяжение ремня, который приводит в движение вентилятор от коленчатого вала. Если привод вентилятора электрический, то может неправильно работать датчик температуры.

4. Поломка водяной помпы. Неисправность насоса нарушает циркуляцию охлаждающей жидкости, в результате чего система перегревается. Помпа может выйти из строя в результате износа или другой причины. Также могут порваться ремни водяного насоса.

5. Низкий уровень охлаждающей жидкости или ее отсутствие. Необходимо регулярно проверять наличие рабочих жидкостей в автомобиле. Если их недостаточно, то нужно долить. Тосол (вода, антифриз) при высоких температурах в процессе эксплуатации постепенно испаряется, к тому же нередко происходит утечка. В системе охлаждения большое количество всевозможных трубок, хомутиков, которые могут сдвигаться, ослабляться, повреждаться, а значит пропускать жидкость. Следите внимательно за подтеками и в случае необходимости затяните хомуты, поменяйте уплотнения.

6. Работа двигателя в трудных условиях. Нередко перегрев двигателя автомобиля происходит летом в жару. Конечно, температура окружающей среды не является главной причиной перегрева, но может быть сопутствующим фактором. А теперь представьте, что таких факторов собралось много в один момент. Старый перегруженный «жигуленок» поднимается медленно в гору. Педаль нажата в пол, из-за чего нагрузка на мотор большая. Обороты коленчатого вала малые, а значит помпа не качает много охлаждающей жидкости, система работает плохо. Скорость движения автомобиля тоже маленькая, а значит недостаточно скорости набегающего воздушного потока. Вот вам и перегрев мотора, кипение тосола, пар из-под капота.

Несколько советов

Когда вы заметили перегрев мотора, то следует незамедлительно приступать к поиску причины неполадок. В зависимости от факторов, вызвавших неблагоприятную ситуацию, будет подобрано решение, последовательность действий.

Не забывайте регулярно проверять уровень охладающей жидкости: тосола, антифриза. На расширительном бачке указана отметка, до которой следует доливать жидкость. Кроме того, следует заменять старую жидкость на новую, так как она со временем теряет свои свойства. Более подробно об этом мы рассказали в этой статье.

Важно периодически проверять работу термостата. Именно он нередко становится причиной перегрева. Чтобы проверить работоспособность элемента, при прогретом двигателе дотроньтесь до радиатора. Если он теплый, значит термостат работает как надо. То есть при достижении высокой температуры правильно срабатывает клапан, которые и запускает охлаждающую жидкость в радиатор.

Проверить работоспособность термостата можно еще одним способом. Нужно снять его и положить в емкость с кипящей водой. Если клапан сработает, значит все в порядке.

Если тосол в машине закипел и пошел пар, будьте осторожны! Не нужно бросаться открывать крышку расширительного бачка или пробку радиатора. В этот момент в системе высокое давление и, открыв доступ к ней, избежать ожогов вам не удастся. Кроме того, охлаждающая жидкость должна оставаться в системе. Просто заглушите двигатель, откройте капот, дав возможность воздуху несколько охладить двигатель.

Читать еще:  Чтобы двигатель смазал хорошо

Нельзя поливать горячий мотор водой! Вы рискуете залить проводку и еще сильнее усугубить ситуацию. К тому же, температурный контраст горячего и холодного приведет к разрушению компонентов двигателя.

Кстати, агрессивная езда тоже может привести к рассмоторенным выше проблемам, так что едьте спокойнее. Удачи на дорогах!

Симптомы перегрева двигателя

Самый очевидный признак неисправности — стрелка указателя температуры, приближающаяся к опасной красной зоне. Кроме этого сигнала, существуют прочие признаки перегрева ДВС:

    Мощность автомобиля резко снижается.

Нагревается стрелка салона под ногами шофера.

  • Изменяется режим работы вентилятора — его лопасти начинают крутиться интенсивнее.
  • Симптомом серьезного перегрева является «закипание» двигателя. Обнаружив пар, необходимо срочно снизить скорость, по возможности переключится на нейтралку и ехать к месту, где разрешена остановка. Так можно предотвратить разрушение вкладышей и минимизировать прочие последствия.

    Далее, убедившись в отсутствии металлического гула или ударов, нужно дать двигателю поработать в холостую некоторое время. Только после этого можно залить в бачок воду или антифриз, остудить мотор и разбираться в причинах перегрева.

    Обратите внимание! В целях безопасности не следует сразу после остановки пытаться остудить мотор. Горячий пар из-под открытого капота может нанести вам серьезные ожоги.

    Признаки перегрева

    Самый очевидный признак — перемещение указателя температуры ОЖ в «красную» зону. Правда, водитель на дороге не часто заглядывает на панель приборов, изучая показатели, поскольку для него важнее дорожная ситуация. Поэтому определять повышение температуры целесообразно по другим признакам:

    • снижению мощности мотора;
    • пару из-под капота, образовавшемуся вследствие закипания ОЖ;
    • стуку при резком старте (так реагируют на перегрев цилиндро-поршневая группа и элементы клапана).

    Важно: чем раньше будет обнаружена проблема, тем меньше неприятностей она принесет. При любом из признаков следует сразу же остановить машину. отделение быстро заглядывать нежелательно: если повреждены каналы системы охлаждения, то там может скопиться горячий пар. подождать, прежде чем начинать устранять неисправности. Водитель на дороге располагает небольшим арсеналом средств для этого: он в состоянии разве что долить в систему антифриз или тосол и попытаться вернуть герметичность прохудившимся шлангам. Если этими средствами проблему удалить не получилось, лучше вызвать техпомощь, поскольку езда с «закипающим» мотором может сильно навредить транспортному средству.

    Последствия перегрева

    Не все водители знают, чем грозит перегрев двигателя, и зачастую относятся к данному явлению слишком легкомысленно. Между тем, последствия перегрева двигателя могут быть очень серьезными; зависят они от степени перегрева.

    Слабый перегрев – двигатель работал при повышенной температуре непродолжительное время (не более 10 минут). Если водитель перегрел мотор, но вовремя заметил, что датчик показывает превышение допустимой температуры, последствия будут минимальными. Могут немного оплавиться поршни, но на работе двигателя это может и не отразиться. При более сильном перегреве деформация поршней и колец более выражена, из выхлопной трубы идет черный дым из-за попадания масла в камеры сгорания, а мотор постоянно работает как бы под нагрузкой. В дальнейшем перегрев будет повторяться из-за возросшего трения между деформированными поршнями и стенками цилиндров.

    Значительный перегрев происходит в течение двадцати минут после того, как датчик показал превышение температуры. Последствия более выражены, картину может дополнить деформация головки блока и образование трещин на ней, прогар прокладки, разрушение межкольцевых перегородок на поршнях.

    Сильный перегрев грозит заклиниванием поршней в цилиндрах и разрушением всего силового агрегата. Мотор может показать так называемый «кулак дружбы» — шатун пробивает стенку блока цилиндров.

    Читать еще:  Шаговый двигатель сколько фаз

    Причины перегрева

    Безусловно, современный автомобиль хорошо защищен различными системами. В первую очередь, качественным радиатором, который хорошо рассеивает тепло. В качестве помощников, устанавливаются эффективные вентиляторы, чаще всего малошумные.

    Даже если автомобиль долго стоит в пробке при высокой температуре воздуха, мала вероятность, что двигатель закипит. Но это возможно лишь при полной исправности системы охлаждения.

    Сам перегрев может быть двух типов, внешним и внутренним.

    Внешний легко отслеживается датчиком температуры масла или охлаждающей жидкости. Бортовой компьютер (если у вас такой имеется), обязательно сообщит о превышении допустимого температурного порога. Однако есть и внутренний перегрев двигателя, его отследить не всегда удается. Но есть симптомы, по которым его можно наверняка выявить.

    В первую очередь, если у вас есть ощущение, что температура окружающего воздуха достаточно велика, обратите внимание на его мощность. Если вы наблюдаете резкий спад данного параметра, то это он. Если вы продолжите эксплуатировать автомобиль в данном режиме, то скорее всего произойдет задирание поршней и потребуется капитальный ремонт.

    Перегрев двигателя, что запрещено делать?

    Что делать при перегреве двигателя

    Нельзя сразу же после остановки открывать крышку радиатора или расширительного бачка. В связи с большим давлением в системе, горячая жидкость выплеснется наружу и может обжечь руки, лицо, и все открытые части тела. Особо опасно попадание в глаза. Кроме того, количество жидкости уменьшится, и если ее нет с собой, то долить будет нечего.

    Не открывайте крышку расширительного бачка или радиатора при горячем двигателе

    Многие водители пытаются охладить мотор путем поливания его холодной водой. Это не только не поможет остановить перегрев мотора, последствия от такого действия могут вывести его полностью из строя.
    Резкий перепад температуры приведет к появлению трещит в любых местах.

    Стоит отметить, что возможен как перегрев бензинового двигателя, так и перегрев дизельного двигателя. Последствия перегрева не стоит усугублять, их необходимо устранить в ближайшее время. Если продолжить использование мотора дальше, без его «лечения», можно потерять его навсегда.

    Защита мотора от перегрева

    При соблюдении следующих мер предосторожности вероятность возникновения неприятных ситуаций стремится к нолю:

    • выполнение эксплуатационных требований производителя – это совершенно бесплатно для владельца, нужно лишь изучить техпаспорт ТС;
    • выбор правильного стиля вождения;
    • соблюдение графика ТО – замена деталей трения, подвергающихся интенсивному износу;
    • профессиональная диагностика в СТО – позволит избежать серьезных ошибок, так как производится аппаратным методом;
    • контроль уровня смазки и охладителя – необходимо производить перед каждой поездкой, доливая при необходимости антифриз и масло.

    Алгоритм выявления неисправностей в системе принудительного охлаждения мотора выглядит следующим образом:

    1. контроль уровня охлаждающей жидкости по меткам внутри бачка между «min» и «max»;
    2. визуальный осмотр протечек в шлангах и патрубках при запущенном моторе;
    3. прогрев до включения вентилятора;
    4. контроль движения жидкости по большому кругу и срабатывания термостата.

    Внимание: При аварийной остановке после обнаружения перегрева ДВС следует переключиться на нейтральную передачу и дать мотору поработать на холостых оборотах. Если сразу заглушить двигатель, прекратится циркуляция антифриза, остывать он будет дольше.

    Таким образом, перегрев дизельного или бензинового двигателя, прежде всего, не нужно допускать. Правильная защита деталей ДВС от перегрева заключается в соблюдении правил эксплуатации машины. Система охлаждения и смазки дизеля должна периодически очищаться от кокса, отложений, нагара и осадков. При длительной работе деталей и узлов мотора в экстремальном температурном режиме владельцу следует сразу готовить крупную сумму для капремонта ДВС.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector