0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что означает чипануть двигатель

Просто и кратко о чип тюнинге

Итак, чип тюнинг — это увеличение мощности и крутящего момента, зачем это, ведь команда заводских инженеров не просто так устанавливает ограничения мощности и т. д. при настройке, да и вообще, разработке двигателя автомобиля. Но ввиду того, что они заранее не могут предугадать, в какие условия попадет автомобиль и к какому владельцу, что будет более приоритетно, тяга «на низах» или мощь «на верхах», инженеры изготавливают нечто среднее. А если еще задуматься и об экологических нормах, которые с каждым днем становятся все более и более ужесточенными, и «душат» автомобиль, то сразу можно догадаться, что машина с завода обладает более высоким потенциалом!

Вернемся к чип тюнингу, суть в том, что это — корректировка калибровок микропрограммы электронного блока управления (ЭБУ), простыми словами — изменение программы, а также корректируются параметры впрыска и зажигания.

Абсурдное мнение, что чип тюнинг — это готовая прошивка, которая стоит огромных денег, и ее заливка не занимает много времени. Но это не так! Каждая прошивка, а точнее сказать, подбор характеристик — индивидуален. Это кропотливая работа, по подбору нужных значений, потому что недоработки чреваты выходом двигателя из строя! Поэтому с большой осторожностью относитесь к рекламам, в которых чип тюнинг предлагают за «копейки», дороже выйдет. Неквалифицированный тюнинг, в лучшем случае, даст слабые результаты, а в худшем, может даже навредить автомобилю!

Цены на чип тюнинг

выберите марку автомобиля

Возможна ли поломка мотора вследствие чип-тюнинга?

Распространено мнение, будто операции на «мозге » современной машины вызывают быстрый физический износ двигателя. В действительности всё определяет профессионализм специалиста, осуществляющего перепрограммирование. Такой мастер подобен ювелиру, поскольку его работа требует невероятной точности. При обращении к настоящим специалистам с успешным опытом таких работ проблем не будет.

Каждый мотор обладает немалым запасом прочности. Благодаря этому при вмешательстве в ПО ресурс двигателя почти не снижается. Данная проблема актуальна разве что для старых авто.

Если Ваш автомобиль был куплен как б/у, чип-тюнинг двигателя автомобиля настоятельно рекомендуется проводить только после основательной диагностики.

Износ мотора значительно больше зависит от качества ГСМ, чем от вмешательства в программы. Однако нужно учитывать, что любая машина является единой слаженной системой. Значительное увеличение крутящего момента вызывает повышение нагрузки, которую испытывает КПП. Мастер, выполняющий процедуру, учитывает данные нюансы.

3 Магия технологий: так ли всё благополучно?

Вы уже решились на эксперимент, но всё ещё сомневаетесь в конечном результате чип-тюнинга? Рассмотрим сначала плюсы. Прирост мощности двигателя, увеличение крутящего момента, что даёт возможность переключать передачи даже на малых оборотах; улучшение амортизации, более плавный ход при полной загрузке кузова. С другой стороны, есть и минусы. Например, износ поршневой системы в связи с большими нагрузками. Хотя здесь вопрос спорный, износ любого механизма, да и самого двигателя, зависит в большей степени от стиля вождения. Гонщик «убьёт» свой мотор так и так, а водитель со спокойным, уверенным управлением даже после чип-тюнинга сможет ещё долго наслаждаться его преимуществами.

Ещё один спорный, но важный фактор, из-за которого чип-тюнинг становится в каком-то смысле опасен – это угроза окружающей среде. Производители часто гасят мощностные ресурсы автомобиля в пользу снижения содержания вредных примесей в выхлопных газах. Используя перепрошивку ЭБУ, вы, конечно, улучшаете показатели двигателя, но при этом ухудшаете экологию. Также, проводя изменения в электронном блоке, вы лишаетесь заводской гарантии и отныне обслуживание и ремонт автомобиля – исключительно ваша забота.

Сделать однозначные выводы невозможно, поскольку каждый автовладелец решает для себя сам, стоит ли делать чип-тюнинг. Риски есть, но результат стоит того – при условии, что вам он действительно нужен.

Если чип-тюнинг осуществляет некомпетентный мастер, вполне возможно нарушение работы систем автомобиля, которые обеспечивают соответствие его выхлопов экологическим нормам, и это еще наиболее «мягкие» последствия.

Кроме того, каждый оригинальный чип содержит в себе программы защиты (защищают двигатель от чрезвычайных ситуаций путем перевода его в аварийны режим работы). Если сам чип или его программа изменены, то нет гарантии, что защитная программа не удалена или не повреждена.

Читать еще:  Двигатель bmw n63b44 характеристики

Наиболее жесткий сценарий развития событий при наличии серьезных ошибок в настройках ЭБУ после чип-тюнинга — полное разрушение поршневой группы

Некоторые производители защищают свои программы от вмешательства, делая чип-тюнинг невозможным без замены электронного блока управления двигателем.

Что такое чип-тюнинг двигателя?

Для того чтобы движок работал правильно, алгоритм его действий должен быть четким: мотор должен «знать» что, за чем, когда и как должно работать, а также по каким именно алгоритмам совершаются данные действия. Все это обеспечивают специальные микропроцессы. Их автопроизводители «записывают» в электронный блок управления (ЭБУ) движка, а инженеры и программисты затем вбивают определенные «рамки», которые, по их мнению, гарантируют оптимальную работу двигателя.

Чип-тюнинг двигателя это очень сложная и ответственная операция, лучше обратиться к профессионалам: https://catanet.ru/service/. Это интернет-магазин компании Catanet (catanet.ru), работает на рынке уже более 8 лет (с 2013 года). За это время заслужила доверие своих клиентов — только лучшие запчасти и комплектующие, только специалисты высочайшего уровня с большим опытом. Работают оперативно и четко в соответствии с требованиями заказчика.

Так вот, чип-тюнинг двигателя позволяет эти самые «рамки» раздвинуть, то есть скорректировать программу управления мотором: сменить угол смещения зажигания, установить объем впрыскиваемого топлива, а в турбодвигателях – увеличить/уменьшить давление наддува и так далее, советую прочитать статью о форсировании двигателя.

При этом сам процесс тюнинга может производиться по-разному, все зависит от марки авто и параметров работы микропроцессов, но в целом это выглядит так: электронный блок управления мотором соединяют при помощи специального разъема и специальной программы с компьютером, далее с предыдущей прошивки считываются данные, а затем осуществляется запись новой программы и проверку полученного результата.

Что такое чип тюнинг

Чип тюнинг (Chip tuning) изначально подразумевал замену или перезапись чипа EPROM (erasable programmable read only memory) который находится в Электронном Блоке Управления (ЭБУ) двигателем, трансмиссией или другим агрегатом. Делается это с целью улучшить показатели: мощности, экологичности либо экономичности. Эти возможности доступны, потому что производитель вынужден использовать консервативные настройки с целью компенсировать возможные отклонения при поточном производстве для различных регионов и условий использования и технического обслуживания. Как правило, но не всегда, автомобили с модифицированной программой требуют более внимательного тех обслуживания и более качественное топливо.

Так процедура чип тюнинга выглядела в 1980 — 1990 годах. Сегодня термин чип тюнинг немного обманчив, так как продолжает использоваться для процедуры при которой уже не происходит физическая замена микросхемы. Современные блоки управления двигателем, в большинстве своем, могут быть перепрограммированы через диагностический разъем OBD или специальный инженерный разъем BDM.

С развитием технологий все более сложная электроника устанавливалась и в автомобили. Современный блок управления двигателем (в простонародии «мозги») позволяет управлять многими аспектами работы двигателя, такими как угол опережения зажигания, впрыск топлива, электронный дроссель, перепускной клапан, регулирование давления наддува турбины, ограничение оборотов и скорости, работа коробки АКПП, DSG, PDK и десятков прочих узлов.

Существует множество параметров, которые могут быть изменены при чип тюнинге и каждый из них влияет на мощность, отзывчивость, экономичность и экологичность по-своему.

Одним из классических параметров, который знаком многим еще со стареньких ВАЗов, Москвичей и прочих — это УОЗ или Угол Опережения Зажигания. Для каждого мотора при различной нагрузке и оборотах существует определенный диапазон допустимых углов зажигания. При определенных значениях достигается максимальный крутящий момент — MBT. Если все прочие параметры работы двигателя нас устраивают, то используется именно это значение в данной конкретной точке «карты» зажигания. Чем выше октановое число, тем медленнее и стабильнее горит бензин и тем больший угол до ВМТ (Верхней Мертвой Точки хода поршня) мы можем использовать. Соответственно после чип тюнинга автомобиль, как правило, более капризен к выбору бензина и уже не позволит залить в себя «что попало» с любой заправки. С углом зажигания связан такой фактор как детонация, или горение топливной смеси, вызванное не искрой от свечи зажигания, а прочими факторами. Факторов появления детонации множество, но если ограничиться парой слов — ее следует избегать любой ценой, так как высокий уровень детонации способен привести к серьезным поломкам двигателя.

Читать еще:  Чем надуть двигатель ваз

Выше приведен пример табличного представления угла зажигания и его графического трех-мерного представления. Значения меняются от частоты вращения коленвала (оборотов двигателя) и нагрузки. Задача настройщика подобрать оптимальные значения в каждой ячейке.

Топливная смесь — следующий и крайне важный параметр при чип тюнинге и настройке автомобиля. Раньше все было просто — изменив время впрыска можно было сделать смесь более «богатой» или «бедной». С повсеместным внедрением дизельных двигателей и форсированных бензиновых двигателей, параметров в настройке топливной системы стало намного больше. Теперь необходимо настраивать: Фазу впрыска, Время впрыска, Объем впрыска, Давление впрыска, Количество предварительных и пост-впрысков и множество других параметров. Каждый из них может в той или иной степени повлиять на мощность, отзывчивость, дымность, экологичность, экономичность, шумность и температуру работы двигателя. Для современного производителя первоочередная цель — это соответствие нормам экологичности и экономичности! В большинстве случаев эти два параметра накладывают существенный отпечаток на мощность автомобиля и снижают удовольствие от вождения, делая авто более заторможенным и задумчивым.

Дизельные и бензиновые двигатели с турбонаддувом позволяют получить существенную прибавку мощности и крутящего момента за счет изменения параметров управления избытком давления. Высокая эффективность данных моторов при правильной настройке позволяет оставить расход топлива неизменным или даже сократить его в режиме малых и средних нагрузок.

Электронное управление двигателем позволяет настраивать и корректировать параметры его работы с такими модификациями как выхлопные и впускные системы, улучшенные интеркулеры и система охлаждения, другие форсунки и турбокомпрессоры и т.д. Любые модификации в двигателе, которые влияют на его объемную эффективность (VE) требуют корректировки программы управления.

Некачественно сделанный чип тюнинг или настройка двигателя могут принести не только разочарование от полученного результата, но и обернуться существенными тратами на ремонт в случае поломки.

Программный чип тюнинг

Наиболее распространенный способ чип тюнинга — это изменение программы в штатном блоке управления двигателем. В данном случае все управление происходит по стандартной и полностью понятной для мотора схеме. Сделать это можно через диагностический разъем OBD или же в случае невозможности диагностического доступа к программе управления, программирование происходит при прямом подключении к блоку управления двигателем или непосредственно в флеш память EPROM.

Справа показан разъем OBD2, использующийся для диагностики и чип тюнинга большинства автомобилей. Данный разъем присутствует на всех автомобилях начиная с 1998 года в обязательном порядке и служит для штатной диагностики. Стоит отметить, что производитель борется с возможностью перепрограммирования и использует различные системы защиты от несанкционированного доступа. Так появились различные алгоритмы защиты, например TP8/10 (Tuning Protection), некоторые из которых сейчас успешно обходятся, а для работы с другими требуется демонтаж блока управления автомобиля и перепрограммирование «на столе».

На ряде современных авто для тюнинга программы управления требуется подключение к ECU (блоку управления двигателем) напрямую. Для этого может использоваться штатный инженерный разъем на плате — BDM или же иные точки подключения к процессору для доступа к флеш памяти. Вне зависимости от способа подключения изменяется только программа управления и никаких конструктивных изменений в блок управления не вносится. При грамотно выполненной работе определить, что блок демонтировался, разбирался и программировался невозможно!

Существуют и другие способы внесения изменений в электронное управление работой двигателя. Например, установка дополнительного модуля, или как его еще называют — тюнинг бокса или «коробочки».

Тюнинг бокс / модуль увеличения мощности / обманка

В случае, если по тем или иным причинам классический чип тюнинг невозможен или недоступен, изменение параметров работы автомобиля производится путём корректировки сигналов управления с помощью дополнительного контроллера. Суть его работы очень проста — получить сигнал идущий от блока управления двигателем, изменить его и отправить далее тому устройству, к которому он шел. Если говорить более наглядно, то возьмем систему впрыска топлива с ТНВД (Топливным Насосом Высокого Давления) на дизельном двигателе. Насос ТНВД обеспечивает заданное программой управления двигателем давление в топливной рампе. Форсунки впрыскивают топливо. Чем больше топлива получает дизельный двигатель, тем выше его мощность. Значит нужно с помощью блока обманки перехватить сигнал, который идет от ЭБУ к ТНВД и увеличить запрос на давление. В итоге топлива в двигатель попадет больше и мощность будет выше! По такому же принципу работают блоки управляющие давлением наддува, временем впрыска и прочими параметрами, влияющими на мощность.

Читать еще:  Что такое v8i двигатель

Выше приведен пример четырех-канального тюнинг бокса. На схеме видно подключение к питанию +12В, и четыре пары разъемов, которые устанавливаются в разрыв соответствующих исполнительных устройств.

Как говорится дешево и сердито! Говорить о том, что результат сопоставим с полноценным чип-тюнингом не приходится. Обманывая 2 или 3 параметра (а больше почти никто не делает) невозможно получить сбалансированный и безопасный эффект увеличения мощности, отзывчивости и экономичности как при перепрограммировании блока управления двигателем. В аварийных ситуациях алгоритмы защиты также не смогут полноценно отработать, так как «коробочка» не понимает, что происходит и продолжает вносить изменения, а программа при чип тюнинге обращается к аварийным таблицам и параметрам защиты двигателя.

Выше приведен типичный пример хорошей настройки двигателя Audi 3.0TDI в которой модифицированы более 40 таблиц! Сравните это с грубой работой тюнинг-бокса, который вносит изменения в 2-3 сигнала не понимая, что на самом деле делает двигатель — прогревается, проводит регенерацию сажевого фильтра, находится в режиме защиты (component protection) или использует барометрическую компенсацию в связи с разряжением при езде в горах.

Если у Вас есть выбор между любым тюнинг боксом и полноценным чип тюнингом — выбирайте второе. Это безопаснее, надежнее и естественнее для работы двигателя при любом режиме эксплуатации!

Заключение

Правильная настройка работы двигателя требует не только понимания где и что поправить, но и самое главное ЗАЧЕМ и какой эффект данное изменение будет иметь на другие параметры. Поэтому не стоит слепо доверять людям, обещающим Вам уникальное решение с мощностью и экономичностью, существенно лучшее чем у сильных и зарекомендовавших себя компаний. Опыт и знания — это то чего не хватает новичкам и одиночкам в области чип тюнинга, а это в итоге приводит к поломкам, потраченным деньгам, потерянному времени и разочарованию.

Наличие оригинального оборудования для чтения и программирования автомобиля, диагностического оборудования, для проведения предварительной оценки состояния автомобиля перед началом работ и после их выполнения, ну и самое главное опыт и знания — необходимые требования для качественного чип-тюнинга и настройки автомобиля. Наличие мощностного стенда также позволяет проводить разработку программ с точным контролем параметров.

Чем опасен чип-тюнинг

Чего не стоит опасаться, собираясь делать чип-тюнинг машины, это того, что будет испорчена штатная программа, а новая не будет работать или не понравится. При исправном «железе» ЭБУ обычно есть возможность «откатить» прошивку к исходному, заводскому варианту.

Главная опасность доработки софта ЭБУ в другом: можно превысить порог прочности деталей и получить аварийное разрушение модернизации. Это чревато не только капремонтом, но и потерей контроля над машиной в неподходящий момент. Поэтому, повторимся, серьезные тюнинговые конторы не берутся за радикальную и бескомпромиссную перестройку программ для авто, которые ездят по дорогам общего пользования.

Но специалисты по перепрограммированию ЭБУ признаются, что в их работе и без того есть серьезные риски. Штатные блоки управления производитель не рассчитывает на тюнинговую перепрошивку, и часто есть опасность, как говорят автоэлектрики, сжечь схему. Поэтому и цена на чип-тюнинг иногда кажется владельцам неоправданно высокой: мастера закладывают в цену «страховку» на случай покупки нового блока.

Отсюда вывод: при чип-тюнинге не пытаться сэкономить и не скупиться на услуги авторитетной мастерской.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector