5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что обозначает торможение двигателем

Современные системы торможения

Сегодня современные тормозные системы выпускаются с электронными помощниками:

  • ABS – антиблокировочная система (препятствует блокированию колес при экстренном торможении);
  • ASR – антипробуксовочная система (препятствует проскальзыванию ведущих колес при старте на скользком покрытии);
  • ESP – электронная система динамической стабилизации автомобиля (в ней объединены две системы ASR и ABS).

Эти тормозные системы очень эффективны, но нужно знать и еще об одном способе торможения, а именно, торможение двигателем.

Давайте разберемся, что такое торможение двигателем, в чем особенность торможения двигателем и как оно выполняется.

Позитивные и негативные стороны торможения двигателем

Как и в любом автомобильном приёме, торможение мотором имеет свои плюсы и минусы.

  • При неисправной тормозной системе можно затормозить мотором.
  • Устойчивость к заносам и «юзу».
  • Проведение профилактической работы тормозной системы.
  • Можно уверенно и эффективно маневрировать.
  • Неправильная последовательность действий приводит к заносу с которого достаточно тяжело выбраться даже профессиональным гонщикам.
  • Сверхнагрузка на силовой агрегат.
  • «Жор» масла.
  • Стоп-фары не светятся.

Какие плюсы и минусы имеет торможение двигателем?

Среди позитивных моментов торможения двигателем можно выделить:

  1. Плавное торможение;
  2. Снижение нагрузки на тормозную систему;
  3. Торможение двигателем позволяет избежать блокировки колес;
  4. Авто во время такого торможения не уйдет в занос даже на скользкой дороге.

Из недостатков следует выделить:

  1. Повышенную нагрузку на двигатель, а также трансмиссию в момент, когда колеса принудительно раскручивают их.
  2. Кроме того, торможение двигателем при неправильном выполнении может причинить вред коробке или силовому агрегату.
  3. Также неправильная техника может наоборот привести к уводу ТС в занос.
  4. Во время торможения силовым агрегатом, движущиеся за вами авто не знают о том, что вы замедляетесь таким образом, поэтому существует также вероятность ДТП. Будьте бдительны!

Торможение двигателем — хорошее решение в случае, когда оно действительно оправдано, во всех остальных случаях доверьтесь тормозам, а также вспомогательным системам, которыми напичканы современные авто. Не используйте такой метод постоянно вместо полноценного торможения, а лишь тогда, когда ситуация действительно требует торможения двигателем.

Плюсы торможения двигателем:

  • Профилактика работы автомобильной тормозной системы.
  • Если неисправны тормозные колодки, или отсутствует тормозная жидкость, то, применяя торможение двигателем, вы намного быстрее остановите машину.
  • Позволяет эффективно и уверенно маневрировать, если сцепление колес с дорожным полотном плохое.
  • Повышается устойчивость к заносам на скользкой и мокрой дороге.

Минусы торможения двигателем

  • Если хотя бы одно действие выполнено неправильно, то вероятность заноса повышается в разы.
  • Увеличивается нагрузка на сам двигатель.
  • Уровень потребления масла также увеличивается.
  • Реакция стоп-сигналов отсутствует.

Ранее мы писали о том, как водители могут увеличить срок службы двигателя.

При торможении двигателем коленчатый вал, инерционное вращение которого обусловлено вращением колес, следовательно, скоростью движения транспортного средства, испытывает нагрузки со стороны двигателя, ослабляющие это вращение. Проще говоря, автомобиль начинает тормозить, когда вращение карданного вала через включенную передачу заставляет вращать коленчатый вал двигателя (выключенного или работающего на низких оборотах), который посредством механической нагрузки гасит вращение и карданной передачи. Создается обратная ситуация, когда не двигатель передает механическую энергию на карданную передачу, а наоборот — катящиеся колеса через карданную передачу вращают двигатель. Тем самым, через механические потери (от вынужденной работы коленвала и деталей цилиндропоршневой группы) обеспечивается снижение оборотов вращения карданной передачи и, следовательно, скорости автомобиля. Таким образом, автомобиль, по сути, тормозит.

При торможении двигателем существенным преимуществом является снижение вероятности заноса на дороге, поскольку не возникает риска блокировки колес, а значит, нет опасности превратить автомобиль в неуправляемый. Конечно, на современных транспортных средствах применяются штатные ABS (антиблокировочные системы), которые минимизируют, но не исключают риск заноса полностью, особенно при неблагоприятных дорожных условиях, таких как гололед, слякоть и др.

Говорят, что торможение двигателем снижает его ресурс. Так ли это?

Ещё с автошколы мы знаем, что торможение двигателем – исключительно правильная привычка, которая отлично выручает, скажем, на скользкой дороге, да и не только. Однако есть и мнение, что тормозить стоит исключительно на нейтрали, а замедление на передаче с отпущенной педалью газа для моторов исключительно вредно. Есть ли хоть какое-то основание у этих слухов? Будем разбираться.

Читать еще:  Что представляет из себя ракетный двигатель

Как происходит торможение двигателем

О тчего вообще замедляется машина, если на ходу и на передаче отпустить педаль акселератора? Сказываются аэродинамические потери и потери на качение колес, трение в трансмиссии, но основным фактором будет именно торможение двигателем.

Многие водители не совсем верно представляют себе суть процесса. Механическое трение вовсе не является основным фактором, тормозящим автомобиль. Разве что на дизельных моторах, где нет дроссельной заслонки и рестриктора на выпуске, все замедление будет обусловлено внутренними потерями мотора и теплоотдачей сжимаемого воздуха.

Бензиновые двигатели создают тормозной момент в первую очередь за счет насосных потерь. При закрытой дроссельной заслонке мотор теряет много-много энергии в попытке перекачивать воздух своими поршнями, создавая разрежение во впускном коллекторе. А вот потери на сжатие-расширение воздуха тут как раз минимальны. Величина тормозного момента зависит в основном от оборотов двигателя и степени разрежения, которая регулируется дроссельной заслонкой.

Принудительный холостой ход

Давно прошли те времена, когда на холостом ходу у мотора “закидывало” свечи из-за подачи слишком разреженной смеси и втягивания масла в камеры сгорания. Сейчас расход масла больше 300-400 граммов на 1 000 км является поводом для капитального ремонта, а топливо при торможении двигателем не подается вообще, вплоть до самых малых оборотов. Сплошная польза и экономия.

Когда же нужна тяга, система управления двигателем моментально подаст топливо, без всяких провалов тяги. И совершенно ничего страшного с мотором, на первый взгляд, не происходит. Производители двигателей позаботились о том, чтобы этот режим работы двигателя не вызывал каких-то явных проблем.

Режим торможения двигателем с прекращением подачи топлива получил название «принудительный холостой ход». Именно этот режим используется при торможении двигателем на всех современных машинах.

Но все же скептики, которые говорят о травматичности такого режима, тоже правы. И вот почему.

Чем именно вредно торможение двигателем

Начнем с простой и незаметной проблемы. Поршневая группа современных моторов скомпонована несимметрично. С целью снижения боковой нагрузки на поршень в ВМТ поршневой палец смещен относительно оси цилиндра, да и ось коленчатого вала не совпадает с осью цилиндров. При торможении двигателем вся эта асимметрия оборачивается против мотора.

Боковые нагрузки на поршень увеличиваются, и при том же модуле момента они будут даже выше, чем при рабочем ходе. Асимметрия подшипников скольжения коленчатого вала, шатунных головок и поршневого пальца тоже рассчитана на рабочий ход, а не торможение двигателем.

А все вместе это означает, что тормозить мотором нужно аккуратно, не создавая слишком большой тормозной момент. Механика попросту плохо переносит «обратные» нагрузки.

Повышенный износ клапанов двигателя, работающих без смазки бензином при длительных торможениях, сказывается несильно, тем более что температура клапанов в этот момент падает. Но на моторах, проходящих столь любимую мастерами «холодную обкатку», которая по сути не что иное как принудительный холостой ход, просто очень уж затянувшийся, седла клапанов изнашиваются на порядок интенсивнее, чем в реальной эксплуатации.

Как ни странно, и банальное разрежение во впускном коллекторе может вредить двигателю. В режиме торможения двигателем оно в полтора-два раза выше, чем при работе на холостом ходу. Соответственно, растут утечки через все уплотнения, увеличивается нагрузка на систему вентиляции картера. Разрежение внутри блока цилиндров при работающей без клапана системе вентиляции может привести к несанкционированному подсосу воздуха снаружи.

Особенно много хлопот доставляют изношенные сальники клапанов. При большом разрежении на впуске масло в жидком виде поступает прямо с распредвала во впускной коллектор. А не справляющийся с нагрузкой маслоотделитель добавляет еще сколько-то из картера. Масло тянет и через поршневую группу, прямо в цилиндры. При наличии турбины — еще и через нее.

Читать еще:  Ваз 21213 диагностика неисправностей двигателя

Такая «пиковая» подача масла, особенно на уже изношенном моторе, приводит к появлению нагара на свечах, поломкам катализатора и закоксовыванию поршневых колец. Не говоря уже о выбросах в окружающую среду. И в довершение всего, перепады давления сказываются на ресурсе гибких элементов впуска — разнообразных трубок, клапанов и тому подобных элементов.

Попадание пыли и грязи из выпускного коллектора во впуск и непосредственно в цилиндры тоже на совести режима торможения двигателем. Особенно оно опасно, когда катализатор близко расположен к коллектору и активно крошится. А еще когда на выпуске присутствует много твердых частиц сажи, что характерно для режимов прогрева и нагрузочных режимов двигателей с непосредственным впрыском топлива.

В цилиндры вся пыль и грязь попадает из-за того, что у фаз газораспределения есть перекрытие. А значит, мотор хоть немного, но успевает втянуть воздуха из выпускного коллектора. При наличии клапана рециркуляции выхлопных газов (EGR) и его негерметичности, что бывает достаточно часто, пыль и грязь попадают непосредственно во впускной коллектор. Ну а любая грязь в цилиндрах — это повышенный износ и риск задиров, а также повреждения клапанов.

И последняя неприятность, которая грозит мотору в режиме принудительного холостого хода — это ударные нагрузки из-за резкого изменения частоты вращения коленчатого вала и перекрут. Иными словами, просто неаккуратное обращение со сцеплением и коробкой передач. Крутильные колебания в работающем двигателе всегда есть, но обычно они не опасны для самого мотора, а навесное оборудование защищено демпферными шкивами, муфтами свободного хода или другим образом.

Но все меняется, если двигателем тормозить. Подвод момента со стороны маховика совсем иначе нагружает коленчатый вал, в таком режиме он более уязвим, к тому же отбор мощности на вспомогательные механизмы и ГРМ все равно идет на переднем конце коленвала. Но куда неприятнее для мотора возможные резкие нагрузки от трансмиссии. А ведь моменты, воздействующие на двигатель, могут оказаться на порядок выше, чем крутящий момент собственно мотора. Именно так в большинстве случаев и ломают коленчатый вал, повреждают ГРМ и перекручивают его намного выше номинала.

От грубых ошибок в работе трансмиссией на режиме торможения нельзя подстраховаться. И даже АКП здесь, увы, не панацея — при поломках коробки ударные нагрузки не щадят и двигатель, хотя вряд ли они будут настолько велики, что поломают его сразу.

Ничего нельзя делать

Итак, мы поняли, что слухи о вреде торможения двигателем вполне обоснованны, в особенности если у вас машина с пробегом “за 150”. Что не отменяет полезности техники торможения двигателем во имя безопасности движения. Если отказываться от этой полезной привычки не хочется, но при этом есть желание немного продлить жизнь двигателю, то что же делать? Осмелюсь дать несколько советов:

Тормозите на максимально высокой передаче, старайтесь не переходить на низшие передачи при торможении без особой необходимости. В обычных городских условиях тормозите на четвертой-пятой передачах вплоть до снижения оборотов в зону холостого хода.

В горах не стоит выбирать заведомо более низкую передачу, чтобы и тормозило, и тянуло, и чтобы не переключаться лишний раз. И даже на скользких покрытиях на машинах с АБС при скоростях движения менее 30 километров в час можно смело закончить торможение на нейтрали.

Лучше выбирайте скорость, при которой у вас будет минимум торможений вообще. Торможение двигателем — не панацея от ошибок в выборе скорости движения, и в плане расхода топлива далеко не бесплатно. Более 70% избыточной кинетической энергии машины будет растрачено зря.

И тем более вредно движение на низших передачах в городе с контролем скорости только педалью газа, без использования тормозов. Это годится разве что при плохом состоянии штатной тормозной системы или неработоспособности сцепления или коробки передач.

Читать еще:  Что такое ресурс двигателя мотокультиватора

Послесловие

В статье автор предпочитал использовать термин «разряжение» как устоявшийся для описания процессов в ДВС в технической литературе. Однако при редактуре и корректуре мы решили отдать должное формальным правилам русского языка и заменили «я» на «е», тем более что суть явления здесь та же самая, а здесь оговориться, чтобы не задеть чувства тех, кто также считает авторское написание верным.

Начинающему водителю

Среди автомобилистов существует извечный спор – тормозить двигателем или на нейтралке? В большинстве автошкол не учат торможению двигателем, поэтому курсанты волей-неволей приучаются тормозить на нейтралке.

Откуда пошла манера тормозить на нейтралке ? Пришла она к нам с давних времен, когда автомобили представляли собой громоздкие и ненадежные чуда техники. При длительном движении на высоких оборотах двигатели таких автомобилей начинали перегреваться, поэтому водители при любом удобном случае выключали передачу и пускали автомобиль накатом, давая двигателю остыть на холостом ходу. Также они таким образом экономили топливо, некоторые даже глушили двигатель на затяжных спусках.

С тех пор утекло много воды, техника изменилась. Теперь автомобилям уже не так страшен перегрев, да и расход топлива современных автомобилей не так высок, как у старых моделей. Однако многие водители по привычке тормозят на нейтралке. Однако, торможение двигателем в большинстве случаев является более безопасным и экономичным.

Безопасность

В большинстве дорожных ситуаций торможение двигателем безопаснее торможения на нейтралке. Это объясняется тем, что сохраняется постоянная связь между ведущими колесами и педалью газа, поэтому водитель в любой момент может оперативно вмешаться в процесс управления. К тому же, при постоянной тяге на ведущих колесах автомобиль с любым типом привода ведет себя более стабильно, чем при движении накатом.

Особенно полезно тормозить двигателем зимой. Представьте, Вы подъезжаете к затяжному спуску и пускаете автомобиль накатом. При необходимости снизить скорость Вы жмете на педаль тормоза, и если в этот момент покрытие между правыми и левыми колесами окажется разной степени скользкости (асфальт и лед), то автомобиль может резко уйти в занос. Для переднеприводного автомобиля в этом случае нужно плавно добавить газа и вытянуть автомобиль из заноса. Но при торможении на нейтралке Вам придется сначала выжать сцепление, включить нужную передачу и только после этого начать маневр. Этого времени может быть достаточно, чтобы потерять контроль над автомобилем.

А если у Вас вдруг откажут тормоза – торможение двигателем порой бывает самым безопасным способом остановить автомобиль.

Экономия

Как бы странно не звучало, но торможение двигателем экономит топливо больше, чем на нейтралке. Это связано с особенностью работы современных систем управления двигателем. При определенных условиях (отпущена педаль газа, включена передача в КПП, достигнуты определенные обороты двигателя) электронный блок управления двигателем полностью отключает подачу топлива в двигатель и автомобиль движется, не расходуя топлива. Это легко можно увидеть, если Ваш автомобиль оснащен бортовым компьютером, показывающим мгновенный расход топлива.

При торможении двигателем компьютер показывает расход топлива о л/100 км вплоть до перехода на нейтралку в конце торможения.

При торможении на нейтралке двигатель продолжает работать на холостом ходу, и компьютер показывает расход топлива несколько литров на 100 км.

Причем, также работают и многие карбюраторные двигатели, оснащенные системой принудительного холостого хода. На маршрутах большой протяженности торможение двигателем дает существенную экономию топлива.

Еще один плюс в копилку экономии при торможении двигателем – в этом режиме двигатель работает как компрессор, помогая эффективнее замедлить автомобиль, что хоть немного, но увеличивает ресурс тормозных колодок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector