0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем определяется температура двигателя

Какая рабочая температура двигателя считается нормальной

На приборной панели двигателя расположено достаточное количество измерительных приборов, которые, так или иначе, несут всегда самую важную информацию для водителя. Одним из таких приборов является датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя. Рабочая температура двигателя – это нормированная величина, которая должна придерживаться определенных рамок. Постараемся разобраться, как она влияет на работу мотора, какая температура является оптимальной и каковы последствия переохлаждения или перегрева двигателя?

Что влияет на выбор рабочей температуры двигателя при проектировании автомобиля

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Одной из главных характеристик двигателя внутреннего сгорания является его коэффициент полезного действия (КПД). Он определяет эффективность работы силового агрегата, уровень потребления топлива на единицу пробега. Согласно исследованиям в области термодинамики французского инженера Сади Карно (1796-1832), КПД ДВС увеличивается с ростом рабочей температуры двигателя.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Бесконечно увеличивать температуру рабочей области цилиндров нельзя, иначе процесс может привести к необратимым последствиям. Со времени изобретения первых двигателей внутреннего сгорания в качестве регулятора рабочей температуры использовались потоки воздуха. Затем стали применять водяное охлаждение. С помощью водяного охлаждения удалось создать высокоэффективные системы охлаждения ДВС с точной стабилизацией температурного режима.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —> adsp-pro-1 —>

В начале 90-х экологические и экономические проблемы обозначили задачу увеличения эффективности ДВС. Прямой путь к этому – увеличение рабочей температуры двигателей. Это можно сделать путем:

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

  • изменения химического состава антифриза;
  • увеличения давления в системе охлаждения.

Совместное применение этих технологий позволило увеличить рабочую температуру некоторых двигателей до +100 и более градусов Цельсия.

p, blockquote 10,0,1,0,0 —>

Именно поэтому нельзя открывать пробку радиатора прогретого автомобиля !

При уменьшении давления в системе охлаждения антифриз мгновенно вскипает. Это может привести к повреждению двигателя и серьезным паровым ожогам.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Ремонт и техническое обслуживание автомобилей

Общие сведения о датчике температуры двигателя

Датчик температуры двигателя (ДТД), или как его чаще называют — датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является регистратором температуры двигателя и представляет собой термистор, т. е. резистор, сопротивление которого существенно изменяется даже при незначительном изменении температуры.
В качестве чувствительных элементов таких датчиков используются вещества, способные изменять какое-либо свойство или параметр (обычно электрическое сопротивление) при нагреве или охлаждении.

Датчик ввернут в проточный патрубок охлаждающей системы двигателя и его чувствительный элемент постоянно находится в потоке охлаждающей жидкости. При низкой температуре двигателя датчик имеет высокое сопротивление (около 100 кОм при —40 °С), а при высокой температуре — низкое (10…30 Ом при 130 °С).

Читать еще:  Что такое прошивка двигателя и расход топлива

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ двигателя) подает к датчику через сопротивление определенной величины стабилизированное напряжение 5 В и с помощью делителя измеряет падение этого напряжения на датчике.
Падение напряжения будет значительным на холодном двигателе и небольшим, когда двигатель прогрет. По измеренному падению напряжения на датчике блок управления посредством программы определяет температуру охлаждающей жидкости и двигателя. Эта температура влияет на работу большинства систем, которыми управляет электронная автоматика.

Например, по температуре двигателя корректируется состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси): для холодного двигателя смесь должна быть обогащена, для прогретого — обеднена.
Угол опережения зажигания также корректируется по температуре двигателя.

Неисправности датчика температуры

Обрыв (плохое соединение) в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости интерпретируется в электронном блоке управления (ЭБУ) двигателя как низкая температура двигателя. ТВ-смесь при этом излишне обогащается, и двигатель начинает работать неэкономично, загрязняет окружающую среду. В регистраторе неисправностей (в памяти ЭБУ двигателя) будет записан код «Работа двигателя на богатой ТВ-смеси».

Замыкание в цепи или неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости интерпретируется в ЭБУ как перегрев двигателя. Система впрыска топлива будет формировать переобедненную ТВ-смесь, и работа двигателя станет неустойчивой. В памяти регистратора ЭБУ двигателя запишется код неисправности «Работа двигателя на бедной ТВ-смеси».

Датчик температуры охлаждающей жидкости следует проверять в следующих случаях:

  • при обнаружении в регистраторе неисправностей соответствующих кодов;
  • при затрудненном пуске, неустойчивой работе или остановках двигателя на холостом ходу;
  • при повышенном расходе топлива, детонации или повышенной концентрации окиси углерода СО в отработавших газах;
  • при негаснущей контрольной лампе «перегрев двигателя» (если имеется).

Проверка компонентов системы охлаждения двигателя

Перед проверкой датчика температуры охлаждающей жидкости следует убедиться в исправности системы охлаждения двигателя.

Система охлаждения должна быть правильно заправлена охлаждающей жидкостью.
Радиатор и резервуар расширителя должны быть заполнены по норме.
Следует помнить, что крышку на радиаторе или расширителе можно снимать только при остывшем двигателе, иначе охлаждающая жидкость с рабочей температурой более 100 °С может выплеснуться под давлением паров и причинить ожоги.
Для нормального функционирования датчика его рабочая часть должна постоянно находиться в потоке охлаждающей жидкости.

Крышка радиатора должна быть герметичной, иначе в системе охлаждения могут образоваться воздушные «карманы» и показания датчика температуры будут неверными.
Тип охлаждающей жидкости должен соответствовать рекомендациям производителя.
Вентилятор должен нормально работать, чтобы двигатель не перегревался.
Если в системе охлаждения установлены термостат или электроконтактный термовыключатель, то необходимо убедиться в их работоспособности.

Диагностика ДТОЖ с помощью мультиметра и контактного пирометра

С помощью мультиметра в отключенном от жгута датчике температуры охлаждающей жидкости проверяется сопротивление терморезистора. Выходное напряжение датчика проверяется при подключенном жгуте. Оба этих параметра должны соответствовать спецификации.

Читать еще:  Датчики температуры двигателя бмв е46

Непосредственно на работающем двигателе автомобиля температура проверяемого датчика может быть проконтролирована с помощью контактного пирометра. Пирометр – это прибор для контактного или бесконтактного (дистанционного) измерения температуры какого-либо объекта (рис. ниже).
Если датчик температуры исправен, а соответствующий код неисправности сохраняется в памяти ЭБУ двигателя, то, скорее всего, проблема с соединительным жгутом.
Проводка между датчиком и ЭБУ двигателя проверяется по методикам и диагностическим картам производителя.

Неисправный датчик не будет соответствовать стандартным параметрам и должен быть заменен, так как ремонту не подлежит.
Номинальное (рабочее) значение температуры охлаждающей жидкости варьируется в зависимости от моделей двигателя. На одних моделях термостат открывается при температуре 82 °С, на других — при 90 °С и выше.
Прежде чем заменять датчик, следует убедиться, что двигатель работает с температурой, оговоренной в спецификации.

В кустарных условиях проверку датчика температуры с помощью мультиметра можно выполнить, погружая датчик поочередно в горячую и холодную жидкость (например, воду). Терморезистор датчика должен реагировать на изменение температуры изменением сопротивления, что можно определить по показаниям омметра в мультиметре.
Конечно, такая проверка лишь приблизительно диагностирует правильную работу датчика и соответствие параметров сопротивления термистора требованиям спецификации.

Диагностика датчика температуры с помощью сканера

На дисплей сканера, подключенного к бортовому диагностическому разъему, выводятся текущие значения температуры охлаждающей жидкости. Измерение текущего (изменяющегося под воздействием температуры) значения сопротивления датчика не требуется, так как сканер автоматически сопоставляет эти значения с указанными в спецификации значениями напряжения и температуры датчика.

Эти значения сравниваются со значениями температуры, полученными с помощью исправного контактного пирометра.
Если разница превышает 5 °С, проверяются на исправность цепь подключения датчика к ЭБУ двигателя и разъем на датчике, контакты которого не должны быть окислены.
При исправном жгуте вероятнее всего неисправен датчик, и его заменяют.

Последствия перегрева мотора

Чем сильнее перегрев, тем он губительней для двигателя. Высокие температуры провоцируют ускорение износа, искривляют и разрушают агрегаты мотора. Нескольких десятков секунд экстремального перегрева достаточно, чтобы отправить мотор на свалку. Поэтому нельзя игнорировать мигание контрольной лампы охлаждающей жидкости.

Если Вы арендуете машину в компании ПростоПрокат, то вам не о чем беспокоиться! Все наши авто находятся в исправном техническом состоянии, ухожены и чисты. Именно поэтому мы утверждаем: «Машина порадует вас, иначе — мы вернем вам деньги!»

Датчик температуры ДВС

Начнем с того, что датчики температуры в автомобиле измеряют нагрев ОЖ, также может измеряться температура моторного масла, температура наружного воздуха и т.д. На современных высокотехнологичных авто устанавливается несколько температурных датчиков, которые располагаются в области каналов системы охлаждения и системы смазки.

Читать еще:  402 двигатель ремонт своими силами

Подобные решения позволяют ЭБУ динамично вносить изменения в работу ДВС с учетом того, как двигатель нагревается под определенной нагрузкой в разных режимах работы. Боле простые решения для измерения температуры двигателя обычно включают в себя два базовых элемента: датчик температуры и подсоединенный к нему блок температурного датчика. Что касается типов устанавливаемых устройств, они могут быть магнитными и биметаллическими. Добавим, что на старых автомобилях можно встретить капиллярные датчики температуры двигателя, но подобные устройства уже не используются.

Термистор размещается внутри датчика температуры. Как правило, устройство работает на основе отрицательного температурного коэффициента. На элемент подается напряжение, а с прогревом сопротивление на устройстве уменьшается. Другими словами, максимум сопротивления датчик выдает тогда, когда двигатель холодный. ЭБУ фиксирует такие изменения напряжения, определяя температуру силового агрегата. Также встречаются конструкции, которые работают на основе положительного температурного коэффициента. Принцип работы похож на описанный выше, разница заключается в том, что с подъемом температуры сопротивление не уменьшается, а увеличивается.

Как восстановить нормальную температуру ДВС

Как же восстанавливается рабочая температура двигателя? В первую очередь, при высокой температуре стоит проверить количество тосола в системе, если же ее там мало или нет совсем, необходимо залить. При отсутствии бачка для охлаждающей жидкости, ее стоит заливать в радиатор.

При заливке напрямую в радиатор, необходимо соблюдать осторожность, во избежание ожогов тела, из-за попадания горячей жидкости. Следующим шагом стоит проверить систему на наличие протечек. Не станет лишним и проверка радиатора. Если произошел сильный перегрев двигателя, то необходимо провести его диагностику.

Для соблюдения постоянной температуры, стоит контролировать уровень жидкости в бачке, вовремя ее доливая, а также проверять датчик температуры на исправность.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Если осмотр не дал результатов, необходимо измерить сопротивление и напряжение датчика при различных температурах. После запуска холодного двигателя по мере его прогрева сопротивление должно падать (или повышаться – в случае положительного температурного коэффицента датчика) в соответствии с нормальными показателями.

Проверку датчика температуры охлаждающей жидкости можно выполнить самостоятельно

Нормальные показатели сопротивления и напряжения для датчика температуры охлаждающей жидкости с отрицательным температурным коэффициентом

Температура ОЖ (°С)Сопротивление (Ом)Напряжение (В)
4800 — 66004,00 — 4,50
1040003,75-4,00
202200 — 28003,00 — 3,50
3013003,25
401000-12002,50 — 3,00
5010002,5
608002,00-2,50
80270 — 3801,00-1,30
1100,5
разрыв цепи5,0 ±0,1
замыкание на «землю»

Нормальные показатели сопротивления и напряжения для ДТОЖ с положительным температурным коэффициентом

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector