0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем опасно закипание двигателя

Почему сжимается и лопается патрубок радиатора

Одним из опасных проявлений неисправности системы охлаждения является нарушение геометрии патрубков радиатора. Чем опасна ситуация, если на остывшем двигателе входной или выходной патрубки радиатора сплющиваются, а при прогреве постепенно возвращаются в нормальное состояние? Почему это происходит, можно ли решить проблему своими силами?

О давлении в системе охлаждения

Для эффективного отвода тепла с рубашки двигателя жидкостные системы охлаждения герметично изолированы от окружающей среды и способны выдерживать давление от 1,2 до 2, и более атмосфер. Это необходимо, чтобы исключить закипание охлаждающей жидкости при достижении температуры в 100°C. При повышенном давлении различные марки тосола и антифриза способны кипеть при нагреве до 107°C−120°C, а иногда и 150°C.

Технические средства для повышения давления в системе охлаждения не применяются. Нужные значения достигаются за счет естественного увеличения объема нагревающейся жидкости, циркулирующей в «рубашке» работающего двигателя. Излишнее давление сбрасывается через оснащенную специальными клапанами крышку расширительного бачка системы, в котором всегда присутствует некоторое количество воздуха.

Заломы и трещины патрубков радиатора

Сброшенный при расширении тосола или антифриза излишек воздуха в бачке после остановки и охлаждения двигателя компенсируется из атмосферы через второй – обратный клапан крышки. Если этого не происходит, в бачке, радиаторе, соединительных патрубках и рубашке мотора создается разряжение. Первыми на это реагируют сжатием наименее прочные элементы системы – резиновые патрубки радиатора.

Максимально возможное значение отрицательного (в сравнении с атмосферным) давления охлаждающей жидкости зависит от разницы температур нагретого и остывшего двигателя. Не случайно автомобилисты замечают возникшую проблему именно зимой, когда разброс температур максимален. Патрубки при этом ускоренно изнашиваются и, потеряв начальную эластичность, могут лопнуть. С такой неисправностью эксплуатировать автомобиль нельзя.

Крышка расширительного бачка: особенности конструкции

Кроме пластмассового корпуса, резьбовой части и герметизирующей прокладки, крышка бачка оборудована двумя клапанами: впускным и выпускным. Каждый из них рассчитан и должен срабатывать при определенных условиях. Первый открывается при избыточном давлении – к примеру, в 1,2 Бара. Второй нужен для компенсации давления, когда тосол остывает. Если этот клапан неисправен, в системе создается опасный уровень разряжения.

Решение проблемы – промывка клапанов или покупка новой крышки

Металлические детали клапанов могут быть просто засорены грязью из системы охлаждения, если она давно не подверглась промывке. В подобных случаях проблему можно на время устранить продувкой и прочисткой клапанов крышки. При повторных отказах придется начать с генеральной промывки всего контура охлаждения. В случае, когда неисправность клапанов связана с коррозией их металлических элементов, следует приобрести новую крышку.

Как определить неисправность

Для того, чтобы убедиться, что патрубки радиатора сплющиваются именно из-за сильного разряжения в системе охлаждения, и в этом виновата крышка бачка, последнюю достаточно немного открутить по резьбе (только на холодном двигателе). Характерный свист поступающего воздуха укажет на забитый или заржавевший обратный клапан. Если свиста нет, нужно промыть всю систему. При этом лучше начать с верхнего патрубка радиатора, которым он соединен с расширительным бачком.

Почему покупка новой крышки может не решить проблему

К сожалению, простейшая деталь ценой в несколько рублей далеко не всегда соответствует предъявляемым требованиям. Крышка может не функционировать из-за значительного разброса давлений, при которых открываются или закрываются установленные в ней клапаны. Проверить их исправность и порог срабатывания можно при помощи компрессора для подкачки шин, а подрегулировать – уменьшением числа витков соответствующей пружины. Либо просто купить и установить крышку другого производителя.

Что делать, если двигатель перегрелся

Не следует испытывать судьбу и продолжать движение на машине, из – под капота которой повалил горячий пар. Это может плачевно закончиться, как для автомобиля, так и для его владельца. Лучшим выходом из такой ситуации, будет следование инструкции, которая предусмотрена для подобных случаев. Итак, что следует сделать при чрезмерном разогреве двигателя вашего авто:

  • Остановитесь немедленно и заглушите мотор.
  • Поднимите капот и выждите, пока он мотор не остынет и не перестанет дымиться, это может потребовать 7-10 минут. Имейте терпение, так как любые действия с разгорячённым мотором не приведут к результатам и могут быть опасны.
  • Далее нужно проверить уровень жидкости. Для того, чтобы избежать ожогов при открытии бачка, который может быть горячим, оденьте перчатки или используйте тряпку. Для подобных случаев у каждого водителя есть заначки в багажнике, в виде различных средств защиты при ремонте.
  • Долейте жидкость, если уровень её не соответствует норме, но помните о правилах для смешивания различных видов антифризов. В случае, если у вас закончилась жидкость, а магазинов поблизости нет, допускается вода, которая может быть использована только после полного охлаждения мотора. В случае, если вы доехали до дома, частично заменив жидкость водой, обязательно замените полностью антифриз или самостоятельно или посетив автосервис. Эта мера является необходимой и обязательной.
  • Доведя до нормы уровень, заведите двигатель и посмотрите, как функционирует термостат. При условиях его плохой работы и не допуска жидкости до радиатора, снимите его совсем и направляйтесь до ближайшего сервиса.
  • Проверьте также электрику и в особенности предохранитель вентилятора. Возможно, причина именно в перегорании этой части. Тогда вам ничего не остаётся, как сделать перемычку из того, что есть под руками и воспользоваться, что называется, подручными средствами, вытащив перегоревший и бесполезный прибор.
Читать еще:  Что такое крайслеровский двигатель

Хорошо, если вам удалось устранить причину перегрева. Если дым продолжает идти, тогда ничего не остаётся, как вызвать эвакуатор или добраться до пункта авто ремонта своими силами, но при этом соблюдая все меры предосторожности. Держите обороты на минимальной скорости, наблюдая за тахометром и не допуская «красной зоны».

Накипь в системе охлаждения

В системе охлаждения со временем накапливается грязь и накипь, теплопроводность которых намного ниже чем металла. Выход один – накипь и грязь нужно удалить, промыв систему. Существует народный способ промывки – это слить тосол и вместо него залить обыкновенную молочную сыворотку и поездить некоторое время (не далеко). Говорят можно промыть систему охлаждения «Кока-колой», но автор статьи лично не пробовал, так что утверждать не рискует.

Если уж говорить о грязи, не лишне будет вспомнить о чистоте поддона двигателя где находится масло. Ведь часть энергии охлаждения приходится и на него. В чистом поддоне масло будет охлаждаться еще за счет встречных потоков воздуха, а значить уменьшится, хоть и не значительно, нагрузка на систему охлаждения. Это в полной мере касается и общего санитарного состояния двигателя. Нужно также помнить, что и сама охлаждающая жидкость имеет определенный срок службы и требует периодической замены.

Правильное поведение при перегреве мотора

При перегреве двигателя не стоит сразу его глушить. Нужно дать ему возможность остыть самостоятельно. Для этого следует съехать на обочину, остановить машину и при включённом моторе открыть капот. Через некоторое время температура силового агрегата снизится и водитель сможет продолжить свой путь. Скорость при движении должна быть минимальной. Мотор глушится только в случае закипания! Это очень важный момент. Вода для снижения температуры никогда не используется. В результате неправильных действий есть вероятность образования трещин на головке блока.

Видео о том, что делать при перегреве двигателя:

Кроме того, в решении проблемы может помочь включение отопительной системы на максимальную мощность.

Открытие пробки радиатора при перегретом двигателе очень опасно. Получение ожогов водителем в результате выброса охлаждающей жидкости обеспечено.

Нельзя игнорировать возникающий перегрев двигателя: добравшись до дома, требуется в кратчайшие сроки отправиться в сервисный центр и провести диагностическое исследование.

Что делать, если в дороге «закипел» мотор?

Если в дороге «закипает» мотор, то дальнейшее передвижение на автомобиле недопустимо. Ошибочным является мнение водителей о том, что эта проблема может возникнуть только летом. Причина кроется не в погодных условиях, а в неисправности двигателя, который может выйти из строя в любое время года.

Причины «закипания» двигателя и методы их устранения

  1. Засорилась внутренняя система охлаждения. Эта проблема появляется в случае применения вместо тосола или антифриза обычной водопроводной воды. Как известно, вода наполнена соединениями железа, хлором, другими соединениями, что провоцирует появление в охлаждающей системе ржавчины и осадка. Для решения вопроса потребуется купить промывку и выполнить указанные рекомендации по чистке системы. Будем правильным заменить сразу патрубки.
Читать еще:  Большой оборот двигателя 2110

  1. Прокладка головка блоков цилиндра получила повреждения. Визуально это отображается выбросом густого белого дыма из выхлопной трубы с ароматом охлаждающей жидкости и значительным расходом тосола (антифриза). Также можно почувствовать слабый запах выхлопных газов в районе расширительного бачка. Если проверить уровень масла щупом, на нём появятся воздушные пузырьки с тосолом. Как минимум, понадобится поменять прокладку. А то и головку тоже. Лет 20 назад такой проблемы не существовало, так как тогда ставили в автомобили чугунные головки, выдерживающие любые температуры нагрева. Теперь с целью облегчения и удешевления автомобиля головки заменили на алюминиевые.

  1. Неприятность произошла с крыльчаткой или помпой. Чтобы определить точно, где повреждение, понадобится помощник. Придётся отрыть капот, открутить крышку с радиатора, завести машину и проверить циркуляцию тосола. При её отсутствии обращают внимание на положение приводного ремня. Если с ним всё в порядке, меняется помпа. Также следует глянуть, в правильном ли положении находится крыльчатка, и нормально ли затянут ремень.

  1. Если зажигание выставлено неправильно, то можно тоже ожидать «закипания». Когда плохо набираются обороты, тяжёлый холостой ход, заводится машина не с первого раза, наблюдается избыточный расход горючего, следует проверить и перевыставить зажигание.

  1. В системе охлаждения появилась воздушная пробка. Она устраняется довольно просто при заведенном двигателе. Надо будет понажимать на патрубки и обождать, пока перестанут появляться пузырьки. Патрубки не должны иметь механических повреждений, иначе возможны протечки. При правильной работе и герметично завинченной крышке расширительного бачка патрубки все будут горячими.

У машин отечественного производства верхний патрубок расположен выше радиатора, поэтому там появляются пробки чаще, чем в иностранных моделях, имеющих иную конструкцию системы охлаждения. Чтобы решить этот вопрос, надо занизить патрубок, отрезав его часть у основания.

  1. Вентилятор не включается при заданном режиме. Электровентилятор настраивается изначально на определённый температурный режим включения. Если он срабатывает с запозданием или не включается совсем, то виноват датчик температуры, который активизирует процесс охлаждения при t=97°С. На инжекторных машинах путём сервисной перепрошивки устанавливают температуру включения вентилятора 95°С.

Дополнительными причинами перегрева двигателя являются:

— недостаточное количество охлаждающей жидкости (долить её до указанного уровня);

— регулярная перегрузка мотора по причине частичной затянутости стояночного тормоза (снизить передачу, отпустить стояночный тормоз);

— применение топлива низкой марки или несоответствующего типу двигателя, работа цилиндров на излишне «богатой» или чрезмерно «бедной» топливной смеси (залить допустимое горючее, отрегулировать карбюратор).

Меры предосторожности

Открыв крышку капота, не спешите сразу разбираться с уровнем тосола. Машина была на ходу, а это означает, что тосол выплеснется на водителя, что опасно сильными ожогами. Точно также не следует хвататься пальцами за патрубки – они горячие. Выключите двигатель, пусть воздух обдует все детали под капотом. За это время нагретые элементы остынут, а тосол уменьшится в объёме.

Чем опасен перегрев двигателя

  • В этот момент стенки мотора сужаются, это мешает работе поршней, в результате чего уменьшается мощность мотора. Поршневые кольца теряют упругость, они расширяются и начинают оставлять царапины на стенках цилиндров. Если мотор продолжит функционировать при закипании, то следует ожидать, что он заклинит. Грядёт переборка или замена двигателя.
  • Опаснее всего не сам перегрев мотора, а остановка перегретого двигателя. Особенно, если он уже успел поработать на повышенных температурах. Если, к примеру, взять карбюратор, то его перегрев вызовет переобогащение смеси топлива и воздуха и запуск двигателя будет затруднительным.
  • Отсутствие циркуляции бензина и воздуха под капотом приведёт к закипанию топлива в бензонасосе и его поломке. Перегретый насос нельзя поливать водой, чтоб не случилось коробление. Лучше накрыть его мокрой тряпкой.
  • По причине прекращения подачи вентилятором холодного воздуха к мотору получается тепловой удар. Охлаждающая жидкость «закипит», пузыри пара нарушат работу водяного насоса. Крыльчатка, перекачивающая жидкость, не сумеет подать в систему газ. В итоге циркуляция тосола будет отсутствовать.
  • Масло становится жидким, чернеет, прекращается смазка трущихся деталей. Вкладыши прилипают к коленвалу, который за короткое время заклинит.
Читать еще:  Двигатели нубира тех характеристики

Итог: двигатель находится в нерабочем состоянии, запустить его крайне сложно или вообще уже невозможно, отвод тепла отсутствует, насос не функционирует. Следствием становится температурная деформация деталей, заклинивается работа подвижных соединений, меняется форма головки цилиндров, обрываются шпильки, присоединяющие её к блоку.

Советы по предотвращению неполадок в автомобиле

  • Посматривайте в процессе езды на приборную стрелку датчика температуры, прислушивайтесь, включается ли охлаждающий вентилятор при достижении красной граничной отметки.
  • Вовремя производите замену и доливание расходных жидкостей.
  • Обращайте внимание на время запуска двигателя в работу, его функционирование на холостом ходу, цвет и интенсивность выхлопных газов.
  • Не ездите на повышенных оборотах и пониженных передачах.
  • Сбавляйте скорость перед «лежачими полицейскими» и выбирайте правильный режим движения при подъёме вверх.

Придерживаясь этих несложных рекомендаций, вы сумеете уберечь свой автомобиль от многих неприятностей.

Насколько опасно бурление антифриза?

Данное явление считается нормой, когда мотор прогрет до рабочей температуры 90–95 °С при условии, что отсутствуют потери охлаждающей жидкости, потеки снаружи бачка и другие ненормальные признаки. Часть антифриза, циркулирующего по большому кругу, сбрасывается в расширительную емкость. Неопытному автолюбителю может показаться, что он закипел, хотя в действительности происходит интенсивный сброс.

Важный момент! Признак серьезной опасности для мотора – повышение температуры ОЖ. Если прибор ее не показывает, перегрев исключен.

Далеко не всякое бурление является безобидным. Если оно происходит на холодном моторе и сопровождается побочными симптомами, есть повод проверить состояние охлаждающей системы. Как выглядят эти признаки и возможные неисправности:

  1. Антифриз неожиданно начинает бурлить через 2–5 мин после остановки двигателя. Скорее всего, проблема в неисправном клапане, встроенном в крышку радиатора. Когда циркуляция прекращается, жидкость в головке цилиндров быстро нагревается и увеличивается в объеме. Поскольку клапан радиатора открыт, она устремляется в бачок через верхний сбросной патрубок.
  2. Бурление и потеки на корпусе расширительного бачка свидетельствуют о застрявшем клапане пробки. Воздух и пар прорываются наружу в слабом месте – по пластиковой резьбе, но могут и «взорвать» емкость.
  3. Из выхлопной трубы идет белый дым в большом количестве, видны потеки на блоке цилиндров. Причина – пробитая прокладка между блоком и головкой цилиндров. Давление газов, создаваемое поршнями, передается в систему охлаждения, отчего бурлит и кипит антифриз в расширительном бачке.

Примечание. Нередко трещина в прокладке объединяет водяные каналы с масляными. Тогда в емкости заметна пенная субстанция – взбитая помпой эмульсия.

Нетрудно догадаться, что пробой прокладки ГБЦ – неисправность критическая, подлежащая немедленному устранению. Проблемы с крышками и встроенными клапанами не настолько фатальны, но ведут к большим потерям антифриза и тому же перегреву, на что указывает частое включение вентилятора.

Чёрный дым

Если пошёл дым чёрного цвета, то необходимо как можно быстрее хватать огнетушитель и приступать к тушению пожара. Стоит отметить, что стандартный автомобильный огнетушитель рассчитан всего на 2 минуты работы, и если пожар за это время потушить не удалось, с автомобилем можно будет распрощаться — с большей долей вероятности он полностью выгорит.

Причин возгорания немного, основная из которых — неисправная электропроводка.

Поэтому очень важно отдать ремонт автоэлектрики, вплоть до замены датчиков, в надёжные руки профессиональных мастеров.

Нередки случаи возникновения возгорания в результате чрезмерной «заботливости» автовладельца. С наступлением холодов многие автолюбители утепляют моторы не специальными материалами, а подручными средствами, причём нередко горючими. Стоит отметить, что часто в «укутывании» мотора нет необходимости — подкапотное пространство уже имеет установленную от завода теплоизоляцию, и все работы по подготовке к зимней эксплуатации сводятся к закрытию радиаторной решётки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector