1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем охлаждается судовой двигатель

Системы охлаждения и смазки на судах

Системы охлаждения и смазки на судах

Система охлаждения

Тепло при своей работе выделяют все двигатели внутреннего сгорания, в том числе и дизельные. Часть этого тепла уносится с продуктами сгорания, оставшееся нагревает двигатель. Чтобы он не утратил работоспособность из-за перегрева, применяются разные способы охлаждения.

Воздушное охлаждение сильно ограничено по количеству отводимого тепла и поэтому может применяться только в маломощных двигателях. В судовых энергетических установках используется водяное охлаждение (что вполне разумно – кругом ведь вода). Оно может быть:

                    • открытого типа – забортная вода через фильтр проходит в двигатель, охлаждает его и сбрасывается обратно. Подходит только для небольших судов из-за проблем, которые вызывает горячая морская вода – коррозия, отложения, обрастание и т.д.;
                    • замкнутого типа – когда одна и та же вода с ингибиторами коррозии, защищающими металл двигателя, циркулирует по замкнутому контуру, охлаждая двигатель и затем охлаждаясь в теплообменнике снаружи двигателя. Этот теплообменник уже использует фильтрованную забортную воду: или он установлен в специальной ёмкости с естественной циркуляцией морской воды, или она подаётся специальными насосами.

Теплообменник, насос, фильтр дублируются со всеми необходимыми клапанами для переключения между двумя параллельными системами, чтобы можно было проводить техническое обслуживание и очистку оборудования. Это приходится делать регулярно, особенно в тропиках, где главная проблема – обрастание.

Система смазки.

Как и в охлаждении, каждый двигатель нуждается в смазке. Все подшипники скольжения на коленчатом валу, каждый поршень при движении в своем цилиндре, шатуны, клапана, инжекторы – они очень чувствительны к смазке. Нарушение её подачи даже на короткое время может вывести двигатель из строя и потребовать затем дорогостоящего ремонта. Поэтому маслёнка – самый важный инструмент механиков-мотористов, они всегда ходят с ней.

Читать еще:  Что такое подогрев двигателя по заданной температуры

Главный узел системы смазки – масляный насос. У небольших моторов он встроен в двигатель, у больших расположен отдельно. Через фильтр масло закачивается в двигатель. Каждый подшипник, каждый смазываемый узел имеет свой канал для подачи масла.

Отработанное масло стекает в поддон картера двигателя и там накапливается. Затем оно проходит через масляный радиатор, охлаждается, фильтруется и снова подаётся в двигатель. Моторное масло, кроме смазки, выполняет еще и определённую охлаждающую функцию, особенно для поршней.

Качество фильтрации масла имеет решающее значение для работы всего двигателя. В больших двигателях это может быть целая система фильтров, включая масляный сепаратор и микрофильтр со встроенной системой самоочистки (обратной промывкой). Так же как и для охлаждения, все элементы системы смазки продублированы, чтобы можно было менять фильтры без остановки главного двигателя.

На маленьких двигателях стоят сменные фильтры, которые надо менять через определённое количество часов наработки.

Масляный насос применяют обычно винтового или шестеренчатого типа, они обеспечивают постоянное давление в системе.

Если масляный насос приводится в действие самим двигателем, возникает одна проблема. На момент пуска двигатель уже должен быть смазан! Для этого предназначены дежурные или предпусковые масляные насосы.

На некоторых двигателях применяются отдельные насосы для смазки клапанов и цилиндров.

Смазка цилиндров усовершенствована подобно системе Common Rail, используя регулировку подачи масла в зависимости от нагрузки на двигатель. Это позволяет сократить расход масла на смазку цилиндров. Масло может впрыскиваться под давлением в нужный момент, чтобы сформировать плёнку между поршнем и цилиндром.

Системы охлаждения и смазки – важнейшие для двигателя, поэтому много внимания уделяется обеспечению бесперебойности их работы.

Система охлаждения судового двигателя.

В редких случаях эта вода подается прямо в блок цилиндров, после чего сбрасывается за борт. Такая система охлаждения называется одноконтурной, ее простота имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Читать еще:  Что такое двигатель мивек

Практически все современные судовые дизельные двигатели на парусных и моторных яхтах оснащены двухконтурной системой охлаждения.

Через вентиль (1) забортная вода поступает на фильтр (2). Прокачка забортной воды производится помпой (3), которая подает эту воду в теплообменник (5), после чего происходит сброс ее в выхлопную трубу судового дизельного двигателя (7). Насос внутреннего контура (4) прокачивает через теплообменник антифриз, циркулирующий внутри блока цилиндров с целью их непосредственного охлаждения. Если выпускной коллектор двигателя расположен ниже ватерлинии, для предотвращения попадания в него забортной воды через выхлопную трубу остановленного двигателя, на трубопроводе сброса забортной воды устанавливается сифонный клапан (6).

Такова принципиальная схема системы охлаждения судового дизельного двигателя. На практике она дополняется необходимыми элементами, в число которых могут входить:

• датчик температуры внутреннего контура охлаждения, обеспечивающий показания стрелочного прибора и включающий звуковую и световую сигнализацию в случае перегрева;

• термостат, подключающий циркуляцию забортной воды в теплообменнике только после того, как температура внутреннего контура достигнет рабочих параметров;

• в некоторых случаях — сигнализатор превышения температуры выхлопных газов, который в первую очередь должен предупредить о неисправности в системе подачи забортной воды на охлаждение судового дизельного двигателя.

Несмотря на относительную сложность конструкции, эта система имеет существенные преимущества: в судовом дизельном двигателе циркулирует не морская вода, агрессивная по отношению к конструкционным материалам, а специальная охлаждающая жидкость — смесь пресной воды и хладагента, не вызывающая коррозию металла и засорения осадками и накипью очень тонких каналов системы охлаждения. Кроме того, охлаждающая жидкость не замерзает при минусовых температурах, что также увеличивает срок службы и надежность судового двигателя.

ПРИМЕЧАНИЕ : Эта операция не применяется в отношении судовых двигателей QSB5.9 с килевым охладителем.

Снимите болты выходного водяного патрубка.

Читать еще:  Шум в двигателе хендай солярис при запуске

Снимите выходной водяной патрубок.

На судовых двигателях QSB5.9 с килевым охладителем снимите болты входного водяного патрубка и сам патрубок с корпуса термостата охладителя.

Жидкостное

Принцип охлаждения двигателей мотоциклов по этой схеме такой же, как и у автомобилей. В качестве теплоносителя выступает охлаждающая жидкость — антифриз. Антифриз одновременно оказывает антикоррозионное и смазывающее действие. Воду в системе охлаждения используют только в случае возникновения неисправности и острой необходимости продолжить движение при отсутствии охлаждающей жидкости. При этом в воде не должно быть примесей, и ее необходимо заменить на рекомендованную охлаждающую жидкость в кратчайшие сроки.

Охлаждающая жидкость прокачивается насосом через каналы в стенках цилиндров и головках цилиндров двигателя, забирает от них тепло и отдаёт его радиатору. Между пластин радиатора проходит набегающий поток холодного воздуха и охлаждает радиатор.

Один из важнейших элементов системы — термостат. Он делит систему охлаждения на два контура – малый и большой. Когда двигатель холодный, клапан термостата закрыт. Циркулирующая при этом охлаждающая жидкость движется по малому контуру. Это позволяет отсечь большой объем охлаждающей жидкости, обеспечивая более быстрый прогрев двигателя. При температуре приблизительно 90° клапан открывается, обеспечивая циркуляцию жидкости по большому контуру и более эффективное охлаждение двигателя.

На радиаторе, как правило, устанавливается вентилятор с электроприводом. Он включается при повышении температуры охлаждающей жидкости. Например, когда мотоцикл движется с низкой скоростью, когда набегающего потока воздуха недостаточно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector